Канон. Композитор и дирижер Сергей Желудков. Ч. 2

19 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В продолжении беседы Александра Крузе с дирижером Сергеем Желудковым гость программы расскажет о своем детище - «Первом симфоническом оркестре», поделится, с какими трудностями ему пришлось столкнуться при создании коллектива, расскажет, чем сейчас живет и дышит оркестр. Также речь коснется авторской музыки Сергея Желудкова, связанной с духовными поисками и молитвой. Сергей расскажет и о своей дороге в храм. Зрители услышат, как произведения западных классиков в исполнении «Первого симфонического оркестра», так и авторские духовные песнопения.

– Сегодня мы продолжим беседовать с талантливым музыкантом, дирижером и композитором, художественным руководителем Первого симфонического оркестра Сергеем Желудковым.

Сергей, давайте поговорим о Вашем детище – Первом симфоническом оркестре. Хотелось бы узнать, почему он «первый», ведь уже лет двести как существуют симфонические оркестры.

– Вы знаете, как лодку назовешь, так она и поплывет. Называть коллектив именем какого-то музыканта было бы, на мой взгляд, нелепо, потому что коллектив должен уже состояться, чтобы завоевать себе имя Светланова или Чайковского. Я хотел, чтобы музыканты, которые будут играть в этом оркестре, понимали, куда они пришли и что делают, чтобы они держали планку, марку и относились к нему как первые в своем деле.

– Когда Вы начинали, Вам было 18-19 лет. Вы только что окончили Консерваторию и были еще молодым, неизвестным композитором и дирижером. Как Вы заинтересовали зрелых, опытных музыкантов? Какие Вы нашли для них слова или стимул?

– Когда я впервые увидел своих будущих музыкантов, мне пришлось выступить с речью. Естественно, я немного оторопел, потому что музыканты, которые меня слушали, были намного старше и опытнее, чем я. Мне пришлось выступить с художественным словом, которое они в конце горячо поддержали, и мы пообещали друг другу, что будем беззаветно отдаваться этому делу и играть так, как велит нам наше призвание.

– В чем уникальность Вашего коллектива?

– Мы играем музыку, которая не очень популярна, хотя и известна. Сейчас такая тенденция, что не все коллективы в силу определенных обстоятельств могут позволить себе играть то, что хочется, потому что их просит сцена, просят зрители. Играть то, что хочется, и делать это так, как не делает никто, – в этом есть зерно. Я думаю, что это могут себе позволить не все музыканты, и это качество и привилегия доступна немногим.

– Сколько лет существует коллектив?

– Коллектив существует с 2009 года.

– Чего Вы успели добиться за эти годы? Расскажите о дне сегодняшнем – чем живет коллектив? Какие проекты планируются?

– Сейчас коллектив живет моими сочинениями, потому что сейчас я дошел до симфонической музыки. Конечно, мы стараемся не забывать композиторов, которые писали свои сочинения, я делаю их обработки и переложения и мы исполняем их так, как еще никто не слышал. Мы играем произведения Чайковского, Рахманинова, Глазунова, Прокофьева, стараемся вдохнуть в них новую жизнь, проложить дорогу к слушателям, потому что поколения меняются, а музыка остается, и хочется передать ее по наследству. Мы активно работаем над тем, чтобы этот мост не прерывался.

– У каждого коллектива свое звучание, которым он обязан своему руководителю. Это действительно так? Каждый дирижер привносит что-то свое в довольно известную музыку? Расскажите, пожалуйста, о своем опыте.

– Чтобы привнести в музыку что-то свое, нужно самому что-то собой представлять и как-то работать над этим. В моей жизни не бывает ни дня, чтобы я как-то остановился в работе над собой и в работе над коллективом. Музыканты это чувствуют и отдаются этому чувству, сами заражаются и следуют за мной, это слышно. Конечно, мы такие же люди, как все, но стараемся делать что-то большее и быть сверх музыки. Как бы помпезно это ни звучало, но всегда нужно быть сверх своей профессии: осваивать и проникать в нее настолько, чтобы, отдаваясь ей, вы могли понимать, что есть еще какой-то горизонт, кроме поставленного, и следовать выше, чем атмосфера.

(Звучит «Простая симфония» Part № 4. Б.Бриттен)

– Сергей, помимо инструментальной, симфонической музыки у Вас много вокальных произведений, очень много написаны на тексты молитв. Скажите, когда вера стала главенствующей в Вашем творчестве и в жизни? Расскажите о своем пути в храм.

– Мой путь в храм начинался из училища, потому что храм, в который я попал первый раз, находился рядом с училищем имени М.М. Ипполитова-Иванова – это храм сорока Севастийских мучеников. Там я в первый раз услышал большой хор, духовные сочинения Чеснокова, Рахманинова, Чайковского. Конечно, это произвело на меня большое впечатление. Прийти к пониманию духовного творчества мне помогли сочинения российских композиторов – Чайковского, Рахманинова, потому что все их творчество духовно. Мелодизм их музыкальной ткани настолько образный и высокодуховный, что нельзя просто послушать и пройти мимо, они очень сильно повлияли на меня. Сочинения, которые я пишу для храма, и оркестровые произведения, конечно, несут этот отпечаток. Можно сказать, что они тоже духовные, хотя оркестровые и вокальные.

-– Что для Вас как для мастера дороже: инструментальная область или духовная музыка?

– Для меня все дорого, например, какой палец на руке дороже, какой можно отдать? Они все до́роги, все мои.

– Ощущения, с которыми Вы пишете духовную музыку, наверное, все-таки отличаются или нет?

– Я бы сказал, что, когда пишешь духовную музыку, отличаются мысли, помыслы и чувства. Когда записываешь ноты к текстам, которые уже существовали тысячи лет, то сам осмысливаешь их и добавляешь к ним ноты, и происходит опустошение из-за того, что ты вкладываешься, чтобы передать этот текст. Это непередаваемое ощущение. Когда я первый раз увидел картину Рембрандта «Старец Симеон», я был поражен. Его слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» – человек прожил долгую жизнь, чтобы увидеть на один миг Христа и умереть. Эта грань запечатлена в картине: ты видишь, что человек находится на краю пропасти, он прожил жизнь, и сейчас в этот миг ему все открылось – он держит Младенца. У меня было такое же чувство, и меня это очень сильно поразило. Сочинение «Ныне отпущаеши», которое я написал, было для меня «опустошительным».

(Звучит произведение «Ныне отпущаеши». С.Желудков)

– Если впоследствии анализировать, понимаешь, что каждое наше движение, каждая встреча, каждое событие в нашей жизни были посланы Богом. Может быть, в Вашей жизни случались какие-то чудеса, события, о которых Вы потом поняли, что они были посланы Богом?

– Да, безусловно. Художнику очень сложно вести свою жизнь и путь становления, и встречались люди, которые помогали мне в этом. Сейчас, когда я анализирую, понимаю, что в этом была исключительная помощь Господа. Эти люди мне протянули руку, и я им бесконечно благодарен, потому что понимаю, что без их помощи не было бы дальнейшего развития и становления, если бы не они, не было бы и моего творчества. Поэтому прежде всего это заслуга тех людей, которые мне помогали тогда и помогают и поддерживают сейчас.

(Звучит произведение «Молитва Господня». С.Желудков)

– Сергей, думаю, наша с Вами встреча выйдет в эфир в дни Великого поста. В это время, важное для любого христианина, я хотел бы Вас попросить сказать несколько напутственных слов телезрителям православного телеканала «Союз».

– Я бы хотел пожелать уважаемым телезрителям прежде всего любви друг к другу и терпения. Ведь не всегда наши поступки и действия радуют наших близких, нашу семью. Конечно, хотелось бы, чтобы люди понимали это и не отдалялись друг от друга. Есть одна притча, в которой молодой человек спрашивает у учителя: «Почему люди друг на друга кричат?» Учитель отвечает: «Понимаешь, люди кричат потому, что их сердца отдаляются и они боятся быть неуслышанными». Когда люди любят друг друга по-настоящему, они говорят шепотом, а иногда просто молчат. А когда люди очень громко кричат, то их сердца отдаляются, и может настать момент, когда они просто не найдут дорогу обратно.

Мне хотелось бы пожелать телезрителям слушать друг друга, быть терпимее и любить, прежде всего своих близких и родных.

– Теперь я понимаю слова Крылатова, Подгайца и Флярковского, что Вы очень мудрый человек.

– Спасибо Вам!

– Сергей, я Вас от всей души благодарю за сегодняшнюю встречу. Хочу пожелать Вам крепкого здоровья, душевных и телесных сил и чтобы ваш коллектив всегда был первым. От себя лично и от телеканала «Союз» хочу Вам подарить икону Пресвятой Богородицы «Остробрамская».

– Спаси Господи!

 

Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать