Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня гостем программы «Канон» стал яркий певец и композитор Паскаль. Павел, здравствуйте!
– Здравствуйте, Александр! Очень приятно. Хорошие слова Бродского для начала: каждое творчество – в уши Бога. Но я бы еще добавил, что все, что делается, в принципе и в уши Бога, но мне кажется, что и в уши людей…
– В сердце человека.
– Да, и в сердце человека. Почему? Потому что ты замечаешь, как преображается человек после концерта, сколько в нем вдруг света просыпается, добра. Хотя все так удивляются, что у нас мир злой, он на самом деле не злой. Поэтому сейте добро вокруг. И я с удовольствием согласился участвовать в этой программе. Передачи телеканала «Союз» смотрю, к сожалению, редко, но тем не менее, оказываясь у экрана, понимаю и вижу, что сеется как раз доброе, разумное и вечное, что и хорошо!
Паскаль – творческий псевдоним российского музыканта, певца и композитора Павла Титова. Родился в 1964 году в Калужской области. После школы получил архитектурное образование, окончив Калужский коммунально-строительный техникум. После службы в рядах Советской армии решил получить музыкальное образование и поступил в Ленинградское музыкальное училище имени Мусоргского. Но после первого курса перевелся на второй курс московской Гнесинки на вокальное отделение. С середины 80-х годов Павел был вокалистом и автором текстов рок-группы «Мы». Но широкую известность Павел завоевал только в конце 90-х с сольным проектом под псевдонимом Паскаль. В 1999 году песня «Шелковое сердце» на стихи Константина Арсеньева стала хитом на многих радиостанциях. В настоящее время Паскаль продолжает концертную деятельность, выпускает альбомы. Сегодня певец Паскаль – гость программы «Канон».
– Павел, когда мы с Вами по телефону договаривались о съемке, Вы обмолвились, что любите путешествовать. В связи с этим я хотел бы Вам задать вопрос: что-нибудь Вам говорит название такого французского городка – Клермон-Ферран?
– Я его слышал. Но я там не был.
– Но Вы знаете, что это родина Блеза Паскаля? Вы, случаем, не родственники с ним?
– Нет, не родственники.
– Это псевдоним Ваш.
– Да. Вообще «Паскаль» прилипло ко мне еще со времен школы и как-то так осталось со мной по жизни. А потом нам с поэтом Константином Арсеньевым, с которым мы начинали песни, ставшие уже широко известными, показалось, что Паскаль – это достаточно звучно, достаточно ярко и, наверное, запоминаемо. Оказалось, что первыми все-таки прошли песни, а потом уже догнал Паскаль (смеется). Но теперь уже деваться некуда. Как говорится, у нас, православных, у всех же два имени, как правило. Хотелось бы, конечно, чтобы было одно, но тем не менее есть имя нареченное, а есть имя, данное при рождении, но в этом тоже есть хороший смысл.
– Давайте вспомним, с чего все началось – тот период, который мы, наверное, потеряли во времени, но сохранили в себе. Я имею в виду детство.
– Чем взрослее ты становишься, тем загадка времени становится еще больше какой-то загадочной. В каком плане? Вспоминаю всегда слова мамы, и у меня до сих пор некая оторопь. Она, уже будучи в достаточно преклонном возрасте, говорила: «Я по-прежнему восемнадцатилетняя, я все помню как тогда».
– Вот я и говорю: мы оставили это в себе. Время-то ушло…
– Оно даже не ушло, оно пролетело так незаметно. То есть в более юношеском, подростковом периоде кажется, что время тянется, а потом оно ускоряется…
– Да, от каникул до каникул, а потом…
– А потом оно ускоряется до каких-то космических скоростей. И сейчас ты уже даже не понимаешь: у тебя крутятся не дни, не месяцы, а года пролетают.
– Десятилетия.
– Ну, десятилетия – подожди, я еще не дожил…
– Я уже на себе чувствую, как время быстро летит.
– Да, годы летят. Что касается детства, я родился в тот период, который мои ровесники вообще вспоминают как нечто незабываемое и действительно доброе. Во-первых, средств массовой информации было немного, но тем не менее они уделяли очень значительную часть времени детям: были детские передачи, мультики, песни. Мы все это воспринимали и воспитывались, в общем-то, в состоянии, скажем так, покоя, радости и душевного равновесия, что очень важно на самом деле для общества. Но потом мы узнали много всего разного и начали стремиться к этому.
– С другой стороны, каждое поколение думает: вот, в наше время писали песни, а сейчас не пишут. И так из поколения в поколение. Были какие-то хорошие передачи, и каждый может вспомнить что-то из своего детства.
– Реально в период 90-х песен детских не писали, их не было вообще. Первые песни стали более-менее появляться с возникновением полнометражных мультфильмов или детских сериалов. В одной из песен я принимал участие, записывал «Новаторы в пути». И я удивлен, что все дети ее знают. Это здорово и очень приятно.
– Ребенок – это самый отзывчивый зритель на самом деле.
– Да. Недавно у меня был концерт в культурном центре «Вдохновение» в Ясенево. В силу такого названия, естественно, там очень много кружков. У меня возникла идея, с которой я обратился к руководству: «А что если в моем концерте примет участие, допустим, ваш хор?» Или там есть кружок в драмсекции, где занимаются перкуссией.
– Юные барабанщики.
– Да, и как раз на основе песни «Новаторы в пути» мы сделали так, что барабанщики начинают, потом хор: «А мы нова-нова-новаторы!..» Было здорово, просто замечательно! Это была финальная песня; такая жирная точка, да еще и с восклицательным знаком.
– Давайте с Вами вернемся к теме маршрутов Ваших путешествий. Какие излюбленные тропы?
– Излюбленные тропы, если касаемо недалече, то их две. Первая тропа, естественно, связана с моим родовым гнездом – это Калужская область, Думиничский район. Сразу говорю, что недалеко от города Козельска, в пределах сорока километров. Поэтому первое – это Оптина пустынь, дальше Шамординский монастырь, потом Тихонова пустынь, Зосимова пустынь, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. То есть представляете, сколько мест можно проехать, особо не сворачивая с дороги. Это мой маршрут, он постоянен, практически стабилен. Когда я еду туда, обязательно проезжаю (стараюсь по максимуму) эти монастыри, стараюсь немножко прикоснуться…
– Вообще паломничество – это, наверное, мерило духовной жизни, своего рода индикатор, я бы сказал, внутренней зрелости, маленький подвиг.
– Ну, паломничество в эти места у меня не получается. Паломничеством я называю другое для себя – это уже проникновение в состояние того места, в которое ты пришел, то есть остаться на два-три дня, побыть там, помолиться, уравновеситься и прийти к какому-то состоянию плюсового общего знаменателя.
Второй маршрут, о котором я говорю и с которым именно паломничество связано, – это Нило-Столобенская пустынь. Ну и, естественно, мимо Оковецкого источника не проедешь никогда. Причем перед въездом в Нило-Столобенскую пустынь заезжаю на Оковецкий источник и потом тоже. Вот там иногда получается побыть и три дня, но это незабываемое время.
– Как я слышал, один священник говорил: окунание в купель – это маленькая смерть и новое рождение. Это действительно такой подвиг.
– Да. Эти подвиги я стараюсь совершать как можно чаще.
– А когда у Вас вообще в жизни появилась физическая потребность в Боге? Все-таки поехать в паломническую поездку или к святым местам – это уже такое глубокое осознание.
– Я не знаю, мне трудно ответить на этот вопрос. Почему? Потому что я вырос в советской семье, были в то время определенные гонения и папа был директором школы, а это значит коммунист, и, естественно, никаких обрядов, никаких крещений, но что-то мы все равно от наших бабушек перенимали…
– Но крестились Вы еще в детстве?
– Ну конечно, и бабушка все это делала. Бабушка читала молитвы на дому, и я все прекрасно помню. Рядом с нами был источник Казанской иконы Божией Матери, куда приезжали паломники и постоянно спрашивали дорогу. Меня раньше как ребенка удивляло, что люди едут издалека, чтобы посетить этот источник, на который мы просто бегали – не шалить, а именно чтобы почувствовать такое «ух!..» . Потому что по дороге были карьеры, где можно было комфортно искупаться. Но нас тянуло именно туда…
– Такой детский экстрим.
– Да, это был детский экстрим… У меня шесть двоюродных братьев, хотя мы и не всегда собирались все вместе в бабушкином доме, но когда собирались по двое-трое и бабушка читала нам вечерние молитвы, то было целое действие. И пока она читала, мы засыпали. Потом перешли книги от нее, потом потихоньку я, естественно, интересовался храмовой, церковной жизнью. Почему? Потому что при каких-то проблемах мы часто обращаемся именно к Богу, не понимая, может быть, того, что ежедневное обращение как раз ведет к минимизации проблем. Я не знаю, в чем это волшебство, но по себе я абсолютно точно замечаю, что это действительно так: когда ты действительно погружаешься и не теряешь этой нити постоянных действий (утренних и вечерних молитв, посещения храма), то как-то все складывается. А если еще получаешь и благословение от батюшки и куда-то едешь или что-то делаешь – это уже заведомо…
– Все получится.
– Да, с Божьим Промыслом получится хорошо. Поэтому я, можно сказать, не то что воспитываю своих детей, я им ничего не говорю, это просто личный пример. Потому что моя бабушка никогда мне не говорила, что «вот это надо». Мне кажется, слово «надо» сильно отпугивает молодежь. Я сам очень не любил это слово в детстве. А примером, я смотрю, и потихонечку дети приобщаются, они тоже со мной с радостью ездят в паломнические поездки, с радостью окунаются в купели…
– И получают благодать.
– Да. Понятно, что я не могу из ребенка сделать сейчас воцерковленного человека, который будет каждый день ходить в храм. Потому что у них много своих мирских трудов, и занятия в университете, в котором они учатся, – это достаточно тяжелый труд. Но по выходным стараемся.
– Знаете, я все-таки убежден, что личность художника неотделима от его творчества. Сегодня Вы к нам пришли с инструментом, и, чтобы ответить на многие вопросы, мне кажется, можно просто исполнить песню.
– Я бы с удовольствием.
– Сегодня утром я услышал Вашу песню «Воля», для меня сегодня состоялась премьера, и я хотел бы, чтобы зрители тоже послушали сегодня эту песню.
– Давайте начнем потихонечку, помаленечку. Есть песня, которая называется «В дороге». Мы заговорили о дорогах и маршрутах, то есть о нашей необъятной матушке-Родине, по которой действительно приходится часто перемещаться, и я этому очень рад. Вот такая родилась песня.
Звучит песня «В дороге».
– Браво! Какая теплая песня. Знаете, еще Сократ говорил, что в каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить. А когда Вы почувствовали лучики этого солнца в себе, которое сейчас согревает Ваших слушателей? Вот этот песенный талант когда Вы в себе открыли?
– Все началось с ложек. Мой папа, помимо того что был преподавателем и директором школы, еще замечательно играл на баяне, а мама прекрасно пела. И вот этот дуэт я периодически сопровождал по гостям. Ну а чтобы было не скучно, я поигрывал на ложках. Я видел, как это делают другие взрослые, все оказалось не так сложно. И уже тогда на каких-то семейных сборищах я почувствовал, что на меня обращают внимание в силу того, что я не порчу картину, а делаю что-то такое, что заставляет людей говорить: «Ух, ты! Ты смотри, малец, а!»
Недавно, кстати, были в замечательном месте, город Шацк, в Рязанской области. Оказывается, там очень сильна казацкая традиция, вплоть до того, что молодежь знает очень много частушек, а баян – это атрибут номер один. Там я даже гитару не доставал. Я к чему это вспомнил: у меня было такое второе включение – я там играл на ложках. И на следующий день атаман мне вручил орден третьей степени, орден начинающий, казацкий – «За поддержку и вклад в казацкую культуру».
– Мы Вас поздравляем!
– Он сказал: «У нас таких нет. У нас баянистов достаточно, но чтобы на ложках так играли – нет»… Тогда, в детстве, это все началось.
– Но потом Вы получили техническое образование.
– Я всегда уходил от музыки. Почему? Потому что я думал, что музыка – это как бы такая радость, которая сопровождает тебя по жизни, но никак не профессия. А профессию мы все старались всегда получить. Но куда бы я ни приходил (что в школе, что потом в строительном техникуме, когда я поступил), я сразу автоматически попадал в коллективы и там играл. И как-то совмещал учебу с этим. Но не пел. Петь я начал в армии. Как-то так получилось, что там меня заметили и взяли солистом хора в Дом офицеров, и я дослуживал уже как солист хора. И тогда я понял, что я пою; меня слушают массы, пусть солдатские, не сказать, что подневольные, но по приказу концерт. Но мне было это очень интересно. И тогда я уже смело вышел на публику, после того как начал жить на гражданке. То есть я уже брал гитару и выступал. Например, приглашают меня на свадьбу – я с гитарой. Я стал человеком с гитарой, везде пел. Через это меня услышали, заметили и пригласили играть в коллектив.
– А потом была Гнесинка.
– Потом, когда я осознал, что мне, видимо, не хватает какого-то профессионализма. А я тогда работал, точнее, меня пригласили в работать «Ленконцерте» (я жил тогда в Ленинграде), но для этого нужно было поступить и учиться либо уже иметь образование. Поэтому я поступил в училище имени Мусоргского в Ленинграде, а потом уже перевелся в Москву. Это, скорее, было не то что тяга к столице, это были семейные необходимые вещи: мама у меня осталась одна, ей было тяжеловато. И я решил, что неплохо было бы быть вместе, помогать ей. И все-таки училище имени Гнесиных тогда считалось очень серьезным заведением.
– Окончили Вы его в 1991-м. Начались непростые времена для страны, не то что для музыки.
– Да, это было время, когда после окончания я понял: я что, учился зря? Потому что та музыка, которая звучала везде в эфире, – это был, конечно, некий бум, я бы сказал, достаточно низкопробной музыки.
– Некачественной.
– Да, некачественной. Но это срез времени. Мы все стали жить некачественно с точки зрения предыдущих годов. Потому что то, за что нас ругали или могли даже посадить в тюрьму, стало абсолютно видным и даже достоянием. То есть если ты обманул, украл, что-то перепродал – это же было спекуляцией, за это была статья. И вдруг через год ты уже не спекулянт, ты уже кто-то еще. И вот этот переворот в сознании у людей не мог как-то иначе отразиться на душах, как только падением, падением, падением.
– В эти тяжелые годы чем Вы занимались? Дебютный альбом, по-моему, вышел в 2001-м?
– Первый альбом вышел в 2000-м. Я занимался просто выживанием. Я не согласился с той коммерцией в чистом виде, какой она была, и что-то делал. У меня был и продовольственный магазин, и художественный салон при этом, чтобы обеспечивать художников холстами, красками, кистями. То есть все равно я находился как бы рядом с искусством. И параллельно, конечно, писал песни, показывал их разным людям – и через это познакомился с поэтом-песенником Константином Арсеньевым, который с радостью согласился войти в наше сотворчество…
– В тандем.
– …чтобы получилось что-то такое интересное. Тогда уже нормальная музыка стала…
– Просыпаться.
–…нормальным явлением, стала просыпаться, и какие-то интересные стихи, интересная музыка стали более или менее востребованными. Мы поняли, что время наше приходит.
– Но все-таки столько лет идти к цели – нужен сильный характер и воля. Я все клоню к тому, чтобы мы послушали эту прекрасную песню.
– Это одна из таких крайних (не назову последних) песен. Она тоже родилась, видимо, из состояния того, что происходит сейчас. Мы все стремимся к воле, к осознанию какой-то независимости. Но что такое вообще воля, что это за понятие такое, мы постарались выразить в песне.
Звучит песня «Воля».
(Продолжение следует)
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Нина Кирсанова
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!