4 сентября. Прп. Исаакий Оптинский

4 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 4 сентября (21 августа ст. стиль)

Сегодня мы молитвенно вспоминаем: сщмч. Афанасия, епископа Тарсийского (Киликийского); прп. Анфусу и слуг ее, мучеников Харисима и Неофита; мученицу Евлалию деву (III-IV); мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих, пострадавших в начале IV века

Далее мы вспоминаем святых, более близких к нам во времени: прп. Исаакия Оптинского (XIX в.). Святых первой половины XX века: сщмчч. Макария (Гневушева), епископа Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова, пресвитеров; сщмчч. Феодора (Смирнова), епископа Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского, пресвитеров; сщмчч. Иоанна (Троянского), епископа Великолукского, Алексия (Орлова), архиепископа Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского, пресвитеров, прмчч. Илариона (Цурикова), Иоанна (Лабы) и Иерофея (Глазкова), иеромонахов.  Сщмч. Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского;

Также сегодня мы почитаем икону Божией Матери, именуемую Грузинская.

 

Дорогие братья и сестры, сегодня перед нами откроется мир Оптинских старцев, и поможет нам в это преподобный Исаакий Оптинский. Родился преподобный (в миру Иван Иванович Антимонов) в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, отличавшейся безупречной честностью и строгим христианским укладом жизни. Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви,  послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла.  Будущий старец покидает отчий дом и поступает послушником в скит уже знаменитой своими старцами Введенской Оптиной пустыни. И послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители.

В послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, уже монах Исаакий принял в 1855 году сан иеродиакона, а затем, в 1858 году, — иеромонаха. Но преподобный остается таким же скромным, искренним и открытым в отношениях с братиями, каким был прежде, и еще строже и требовательнее к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца.

В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.

В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство (по тем временам немалое), и его трудами  Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России.

Уже будучи архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», — часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

Свой земной путь преподобный завершал, окруженный плачущими чадами своими, и почил о Господе 4 сентября 1894 года.

 

Каждый человек хочет, чтобы у него был кто-то, кто его поймет, примет безоговорочно, без всяких условий, со всеми недостатками. Ведь все мы периодически испытываем недопонимание даже самых близких людей, чувствуем некое глубинное одиночество. Но далеко не все имеют достаточную веру и осознание, что у каждого из нас есть такой человек, и этот человек - Господь наш и Бог Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек.

Все мы помним притчу о блудном сыне, но так трудно поверить, что она буквально передает силу любви Божией, способной безоговорочно принять любого кающегося. Да и хочется человеку опереться на осязаемое, живое, теплое плечо человека, который поймет, пожалеет… Наверное, отсюда возникла у верующих людей потребность в духовнике. Вопрос поиска духовника очень сложный, это вопрос не одного дня. По совету святых нужно пристально изучить и испытать человека, которого мы видим в роли духовника. Но часто случается так, что тяга найти духовника превращается в нездоровую манию. Люди так устали от жизни в этом сложном мире, в котором надо принимать решения, что готовы свою волю отдать кому угодно, лишь бы кто-нибудь решил их проблемы, избавив от ответственности. И вот на этом пути полно волков хищных в овечьей одежде.

Преподобный Исаакий почти весь монашеский путь прошел под чутким руководством своего духовного наставника. Но надо понимать, что это совсем не тот образ руководства, что мы имеем здесь, в миру. Он не приходил к старцу за решением своих проблем, он их не имел в принципе, потому что вся его воля была в руках его старца. Это другой образ бытия человека — ангельский, монашеский. И важно не попасть на крючок лукавого, который всегда пародирует то, что от Бога. Братья и сестры, будем сохранять духовную трезвость и молиться Господу, чтобы, кому это полезно и необходимо, Он послал истинного духовника, проводника воли Божией в жизнь.

Преподобне отче Исаакие, моли Бога о нас!

Всего вам доброго, дорогие телезрители.

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать