Как относиться к Новому году

10 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Вознесения Господня, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской Митрополии. Передача из Екатеринбурга.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Дмитрий Бродовиков.

Впереди светский праздник Новый год, и порой для человека это следующий по значимости праздник после дня рождения. Православный человек понимает, что это время Рождественского поста, исторического подтекста у Нового года нет и важнее для него правильно подготовиться к встрече Рождества Христова. Но все кругом напоминает о празднике. О том, как правильно относиться к этому, мы будем говорить сегодня с нашим гостем в студии протоиереем Алексием Кульбергом, настоятелем храма в честь Вознесения Господня в городе Екатеринбурге.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших зрителей.

 

- Здравствуйте, Дмитрий. Здравствуйте, уважаемые зрители телеканала "Союз". Пусть Господь благословит провести ближайший час с пользой для наших душ и на радость нашему Создателю.

 

- Как нам относиться к такому празднику, как Новый год, если вся страна его празднует?

 

- Как нам относиться к лету или зиме? Это некая данность, которая нас окружает, и в которой мы живем. Люди считают годы, дни, и те, периоды, в которые они замыкаются. Традиция замечать этот день и подводить какие-то итоги - это традиция даже не нынешнего столетия. Это делали и две тысячи лет тому назад. В Библии также есть сведения, что отметка новолетия была нормальной практикой для тогдашних жителей Палестины.

Мы живем в государстве и по его законам, и в нем принято каким-то образом фиксировать окончание одного календарного года и начало следующего. Не всегда это было 1 января, даты менялись, так до 1700 года новый год начинался 1 сентября, а еще раньше эта дата отмечалась 1 марта. Даты меняются, но человеческое внимание приковано к тому, что надо и оглянуться назад: подвести итоги, посмотреть, что сделано, и обратить свой взор в будущее: посмотреть, что и как предстоит еще сделать. Это нормально, когда человек оценивает пройденный путь, чтобы принять решение, в какую сторону и с какой скоростью ему двигаться, и как рассчитать свои силы.

Мы рассчитываем и силы на пути нашей жизни, и эти годовые вехи являются нормальными. Это было замечено и людьми, составлявшими богослужения годового церковного круга. Если мы откроем Минею на 1 сентября по старому стилю, то увидим молебне пение на начало Нового лета, в котором благодарим Бога за то, что было дано и просим Его благословения на то, что будет.

1 января - это тот день, когда стоит оглянуться назад и посмотреть вперед, поблагодарить Бога и попросить разума, чтобы отличать дурное от хорошего и поступать по-божески.

Другое дело, что сейчас словосочетание "Новый год" ассоциируется у нас не с тем, чтобы поблагодарить Бога, попросить себе ума, подготовиться к встрече с рождающимся Богомладенцем Иисусом Христом, а, скорее, с тем, что мы видим неоновые огни на улицах, фейерверки, приготовления - все это человеческая суета, страсти и бизнес, который старается заработать на любом явлении. То же, что происходит вокруг 8 марта и 1 апреля, когда современная индустрия рекламы и бизнеса старается на этом заработать. Думаю, что любой серьезный человек отделяет серьезные вехи своей жизни от суеты, в которую его стараются вовлечь.

Человек может быть инженером, врачом, учителем - все это важно, но самое важное, что может быть у человека - это христианство. Поэтому христианин должен трезво посмотреть вокруг себя, оценив все, что блестит, взрывается и хлопает, и найти свое место: либо погрузиться в эту суету, либо посвятить свое время чего-то более серьезному.

Надо принять правильное решение о том, как провести это время новогодних праздников с учетом своего места в обществе. Если ты живешь один, если ты монах или монахиня, понятно, что ты призван проводить это время в уединении, молясь перед Богом за весь мир. Если ты отец, сын или дочь в большом семействе, надо принимать решение исходя из системы координат твоей семьи, того социума, в котором ты работаешь. Все это очень индивидуально, но у нас есть замечательная "подсказка" для принятия правильного решения - Евангелие, с которым мы должны поверять свою совесть и оценивать принимаемые решения. Если человек читает Евангелие, то Господь ответит на его вопросы евангельскими словами тем или иным поучением, чудом или просто строгим словом. Сердце подскажет человеку, что надо и что не надо, как действовать в той или иной ситуации. Это универсальное решение для любого светского праздника.

 

- То есть, мы можем сказать, что и к Новому году, и к любому мирскому празднику надо относиться с разумом, чтобы и не уделять слишком большого внимания, но и понимать его смысл.

 

- Существует такой дар Божий, как разум, рассуждение. Надо не забывать им пользоваться. Мы должны помнить, что Господь именует членов Церкви овцами и стадом, которое следует за пастухом. Свойство стада таково, что если оно внимает тем знакам, которые подает пастырь, то идет за пастырем добрым. Пастырь добрый выводит стадо на обильные поля и нивы, а потом приводит домой, в безопасное место. Если глаза смотрят в разные стороны, и овца будет реагировать на любую яркую вспышку, то она потеряется. Много отвлекающих факторов, но мы должны прислушиваться к гласу Господа, который открывается нам через Евангелие и жизнь Церкви.

 

- Вопрос телезрителя из г. Тамбова: Я только начинаю воцерковляться, но уже не отмечаю ни день рождения, ни Новый год, потому что они приходятся на пост. Так как я каждое воскресению причащаюсь и соблюдаю пост, в течение всего года у меня лишь один не постный день - вторник. Получается, что у меня пост круглый год, а не в четыре больших поста.

 

- Это прекрасно, значит, Вы весь свой год посвящаете Господу. Ведь Вы совершаете пост не для того, чтобы рассказывать о нем, пост - это подвиг, жертва, которая приносится Богу, и получается, что Вы в течение шести дней приносите эту жертву. Если Вы это делаете с молитвой, вниманием к окружающим людям, чтобы протянуть им руку помощи, то это благо и добро.

Иногда в повествованиях читаешь о том, как человек делает некую малость, и его начинают бороть страсти самолюбия, возношения. Часто это бывает с монашествующими, которые особенно усердны в посте. Тогда воспринимайте это, как некую духовную брань, которую необходимо пройти, чтобы принести пользу своей душе.

Надо помнить, что пост - это первая ступень. Но мы должны возрастать. Постарайтесь через Ваши постнические труды возрастать к более важным высотам: читать Священное Писание, молиться Богу, делать добрые дела, возноситься к Господу.

То, что Новый год попадает на время поста - это, конечно, искушение для многих. Но это лишний повод проверить смысл нашего воздержания и приуготовления к Рождеству Христову. Как пройти этим путем так, чтобы и людей не раздражить, и Бога не обидеть - то учение, которое нам посылают современные реалии.

 

- Как-то мы считали количество постных дней в году, если включить все установленные многодневные и однодневные посты, среду и пятницу каждой недели, то получается половина дней в году постные.

 

- Не надо забывать, что в эти дни мы не только отворачиваемся от холодильника, но и поворачиваемся сердцем к Богу.

 

- Вопрос телезрителя из г. Ижевска: В беседе с семейством Зеведеевым, Иисус спросил: "Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь?", и братья ответили: "Можем". О каком крещении идет здесь речь?

 

- Следует вспомнить, что предшествовало этому вопросу. Братья Зеведеевы желали войти с Господом в Царство Небесное и быть рядом с Ним, рассуждая, как они разместятся во славе Отца Небесного. Слыша этот спор, отвечая на вопрос, смогут ли они сесть рядом с Ним, Господь и отвечает вопросом "Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь?" Услышав ответ "можем", Он говорит: дам вам сесть одесную и ошую в Царстве Небесном.

Крещение, о котором говорит Богочеловек Иисус Христос, не то, что произошло на Иордане, но о крещении огнем и искушением. В данном случае крещение надо понимать, как очищение жизни. Богочеловек принял на себя человеческое естество, для того чтобы освятить его Своей жизнью, смертью и воскресением. Обращаясь к ученикам, Он предлагаем им освятить их жизнь подражанием Иисусу в жизни, терпении и той благодати, в которой Он пребывал Сам, и которую получили ученики, когда на них сошел Дух Святой в виде огненных языков.

В данном случает ответ Зеведеевых учеников был не очень осознанным, поскольку они до конца не представляли, о чем идет речь и что крещение, о котором говорит Иисус - это и Гефсиманское борение, и крестные страдания, и те испытания, в которых они предали Господа, когда Его судили и предали распятию. Это тоже, когда мы произносим крещение в зрелом возрасте и произносим слова "Символа веры". Мы произносим все это, но полного осознания еще нет, это еще предстоит воспринять во время всей своей жизни. Кто-то, хотя и произносит эти слова, но не крестится крещением веры и не попадает ни одесную, ни ошую Сына Божия, а сходит в преисподнюю земли. Кто-то воспринимает, воплощает в своей жизни и спасается.

Поэтому Зеведеевы братья задавали этот вопрос подобно детям:

- А можно?

- Можно!

- А что для этого надо сделать?

- Надо прожить жизнь, исполняя заповеди, научившись любить Бога всей крепостью, всей своей жизнью.

Господь Сердцеведец видел все их стремления и желания, что они устремлены, поэтому уверил их, что если они хотят этого, то получат и сядут. Господь знал и их малодушие, и раскаяние, и дела после Сошествия Духа Святого, и те мученические страдания, которые они понесут ради Него, и то, что, в конце концов, они сядут одесную в Его славе.

Господь смотрит на каждого человека, доверяя, помогая и ожидая, что мы будем готовы креститься Его крещением, понести Его крест, а как это получится, зависит от нашей доброй воли и нашей любви к Богу, Церкви, расположения и трудов. Захотим ли мы креститься крещением жизни в каждом нашем дне? Захотим ли мы помолиться утром, значит мы на пути к тому месту, где сидят апостолы. Если в течение дня сохраним свой язык и сердце от всякого лукавства. Если придя вечером домой, принесем покаяние во всем худом, что сделали, тем самым мы крестимся тем крещением, которым нам заповедовал креститься Иисус Христос.

Если мы являемся членами Церкви, привиты к той лозе, которая есть Христос, то мы крестимся этим крещением. Если же мы не выполняем этого, то значит, выбираем более легкий путь, путь, который не ведет в жизнь вечную.

 

- То есть, это призыв не формально относиться к крещению?

 

- Мы должны понимать, что в момент, когда происходил этот разговор, церковные таинства еще не были установлены в том виде, как мы их знаем. Они были установлены лишь после рождения Церкви: дарами сошествия на апостолов Духа Святого.

В данном случае слово "крещение" имело отношение к образу жизни, то есть: готовы ли вы жить той жизнью, которую Я вам открываю? Готовы пройти этим путем, тогда будете сидеть одесную и ошую Меня в Царстве Небесном.

 

- Вопрос телезрительницы: Как быть, если уже пятнадцать лет как воцерковлена, а духовного отца нет. Причащаюсь, исповедуюсь, но чего-то не хватает. Второй вопрос: в Евангелии сказано о том, что кто не заботится о близких, тот хуже язычника. Речь идет о родных: матери, дочери или о любом ближнем?

 

- Начнем со второго вопроса и вспомним разговор Господа с неким юношей, который подошел к Нему с вопросом о том, как ему спастись. В ходе разговора возник вопрос: кто мой ближний? Для иудея двухтысячелетней давности это был конкретный вопрос: как мне относиться к не иудеям? люди ли они? Потому что полноценным человеком в восприятии иудея может быть только собрат по крови, по принадлежности к определенному роду.

Мы помним и притчу о милосердном самарянине: как некий человек был ограблен и избит, лежал и умирал. Проходившие мимо священник-иудей и священник-левит не оказали ему никакой помощи и не стали для него ближними. А вот не иудей, не принадлежавший ни к какому колену, не имевший кровной связи с Авраамом и Моисеем, оказался ближним в полной мере: он остановился, перевязал ему раны, отвез туда, где ему оказали помощь. Так кто же ближний? Тот, кто оказал помощь этому человеку.

Если Вы хотите понимать, кто Ваш ближний, стоит исполнять заповеди по отношению к окружающим Вас людям. Если на работе Вы будете по отношению к коллегам настоящей христианской, будете следовать Евангелию: любить обижающих, благотворить им, эти люди станут для вас ближними. Если Вы не будете делать этого, то они останутся для Вас чужими. Это может быть даже в семье. Бывает, что в семье муж любит только себя, тогда жена, дети, родителя для него не ближние, этот человек чужак в своей семье, на своей работе, в этом мире. Вопрос: хорошо ему от этого или плохо? Ужасно и невыносимо, он самый несчастный человек.

Если Вы хотите иметь много ближних, которые, когда Вам будет тяжело, протянут руку, перевяжут раны, дадут рубашку, то сами делайте это сейчас для всех окружающих: начальников, подчиненных, любимых и нелюбимых родственников. Рано или поздно Вы ощутите, насколько они стали близки для Вас. Если не прикладывать этих усилий, они останутся далекими и в этой, и в будущей жизни.

Представьте, что дни наши окончились, сердце остановилось, тело погребли, а душа попала в Небесные обители, где все окружающие для нас являются чужими. Для Господа они родные, а для нас чужие, тогда мы не сможем находиться рядом с ними и будем вынуждены покинуть эти обители.

В жизнеописаниях святых отцов приводятся реальные жизненные примеры, когда тех, кто делал им пакости, они воспринимали как своего ближайшего благодетеля. Благодарили Бога за то, что есть такой досадитель, потому что через него укрощаются страсти и появляется любовь.

Что касается духовного отца, конечно, тяжело быть сиротой. Мы всегда жалеем детей, у которых нет родителей, которые могли бы наставить их. Искать духовного отца нужно, хотя это очень тяжелая задача. Но наивно думать, что Вашим духовным отцом должен обязательно стать такой святой человек, как архимандрит Кирилл (Павлов). Ваш духовный отец может служить в соседнем храме и быть даже младше Вас по возрасту. Но он может стать для Вас отцом, если Вы будете готовы с любовью к Господу слушаться его наставлений. Почитайте замечательные рассуждения святого Иоанна Лествичника о том, откуда берутся духовные отцы и как строятся отношения между духовным отцом и духовным чадом. Очень многое зависит от самого чада. Можно прийти к человеку высокой духовной жизни и не стать его чадом по причине гордости, высокомерия, высокоумия. Как говорит Иоанн Лествичник, если твое сердце открыто Богу, если ты взвесил все качества, присущие этому человеку, и решил, что можешь довериться ему, доверься, и Бог через него наставит тебя на путь истинный.

Не сомневаюсь, что вокруг Вас есть храмы с достойными пастырями, но нет пророка в своем отечестве, и мы просто не замечаем их. Попросите Отца Небесного открыть Ваши духовные очи и послать духовного отца. Ограничьте себя в чем-то и попросите Господа послать Вам рождественский подарок: послать духовного отца. Вы помните слова Господа: стучите и отверзется, ищите и обрящете. Пусть не в этом году, но Господь всегда ищет того, чтобы дать нам благо.

 

- Очень часто, когда человек постоянно исповедуется у одного и того же священника на приходе, он может называть его духовным отцом. Правильно ли такое наименование?

 

- Отношения духовного отца и сына или дочери - это не те отношения, которые возникают, как некий акт, но формируются с течением времени, проверяются и испытываются. Начинаются с того, что возникает некая беседа, даже не всегда исповедь. Это может быть огласительная беседа или обсуждение какой-то статьи или передачи, в результате чего возникло доверие. В дальнейшем отношения развиваются, и пастырь узнает о чаде через Таинство исповеди, беседу, обстоятельства жизни. С течением времени, когда в сердце и уме пастыря сформировалась общая картина жизни этого человека, когда пасомое чадо понимает, чего ждет от него пастырь, что требования и советы, которые он дает, посильны и исполнимы, как результат этого диалога возникают отношения духовного отца и духовного сына или дочери. Так же, как это происходит в семье, когда  надо прожить годы, чтобы между родителями и взрослыми детьми могли возникнуть доверие, любовь и привязанность, которую нельзя разорвать. То же происходит и здесь.

Вспоминается рассказ из замечательной книги "Несвятые святые", посвященный владыке Василию Родзянко, как во время одной из своих поездов в Советский Союз он познакомился со своим духовным чадом. Он ехал в машине и увидел автокатастрофу и человека, который лежал на последнем издыхании. В последние минуты жизни этого пострадавшего владыка говорил с ним о вечности и переходе в вечность и спросил, есть ли у него духовный отец. Тот ответил, что есть и назвал отца Василия, выступления которого по радио он слышал не раз. Ни разу не видя этого пастыря, но внимая его словам, от сердца к сердцу передавалось это таинство духовного усыновления. Действительно, Господь привел этого отца к последнему издыханию своего чада, чтобы благословить его путь в вечность. Нет сомнения, что Господь управлял пути этих людей, для того чтобы ввести душу этого человека в вечность. Не праздно он слушал беседы отца Василия, может быть, у него не было возможности читать Евангелие, и благовестником для него стал этот пастырь, хотя он не ходил в храм и ни разу не исповедался у него. Поэтому слушайте пастырей, слушайте свое сердце и ищите.

Нельзя иметь много духовных отцов, подбирая его, исходя из наиболее легких ответов. Скорее, это можно назвать духовным блудом, от которого да сохранит нас Всемилостивый Господь. Дорого и важно иметь родителей и духовных родителей, не каждому он дается, но если человек ищет долго и упорно, то обязательно находит.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Я изучаю Православие, смотрю телеканал "Союз", слушаю лекции профессора Осипова, и все, что я поняла, я хотела бы как-то передать тридцатилетнему сыну, как это сделать? Какие доводы о необходимости покаяния можно ему привести? Как рассказать о вечной жизни и участи души за гробом, если я сама не очень понимаю этот вопрос?

 

- Когда росток маленький, он гибкий, и его можно направить в ту или иную сторону. Но когда дерево укоренилось и выросло как-то в сторону, выпрямить его теоретически можно, но очень тяжело. В течение тридцати лет формировалось мировоззрение человека, его отношение к людям, жизни и окружающему миру, и вдруг изменить его каким-то одним актом вряд ли удастся. Человеку это сделать невозможно. Это может сделать только Бог.

Вы говорите, что сами лишь изучаете православную веру. Для этого потребовалось пройти путь Вашей жизни. Наверное, в Вашей жизни были и книги, и встречи, и скорби, и недоумения, и как результат размышлений, рассуждений, Вы обрели веру. Господь ведет по жизни и Вашего сына и, наверное, рано или поздно откроется ему.

Что можете сделать Вы? Я не дам Вам какой-то формулы, которая сможет обратить Вашего сына, но если Вы постараетесь жить, как настоящая христианка, изучать веру, учиться быть с Богом, беседовать с Ним в молитве, читать Его писания, жить в Церкви, быть христианкой по жизни, а не названию. Если Вы сможете по-христиански ответить на жизненные вопросы сына. Но если Вы начнете что-то навязывать, то может возникнуть реакция противления.

Если сын увидит, что мама пришла из храма такой, что и ей хорошо, и с ней хорошо. Что она не досаждает наставлениями, но принесла сокровище в своем сердце, от которого хорошо ей и даже ему, пусть он еще не понимает, что это такое. Такое свидетельство о Христе может быть для него тем Божиим откровением, которое может изменить его жизнь. Но мы должны понимать, что его ведет Сам Господь, и может привести к вере через обстоятельства, никак не связанные с Вами. Вы должны об этом молиться, подавать милостыню нищим, а через них Самому Христу.

Никто другой не знает своего ребенка, как сама мать, поэтому Ваше материнское сердце найдет те материнские слова, которые помогут Вашему сыну задуматься об отношениях с Богом и жизни по-божески. Это сложная задача, и она решается в течение всей жизни, но Вы на правильном пути. Вы изучаете православную веру, наверное, изучаете жития святых подвижников. Пока сын не готов принять это богатство, но придет время, и он задаст Вам вопросы о вере и Боге. И если у Вас не будет этого багажа, как Вы тогда сможете поделиться с ним. Доверяйте Богу, но и включайте сердце и разум. Подойдите к этому вопросу с любовью. Рано или поздно слово, которого ждет от Вас сын, Вам вложит Сам Господь, и оно прозвучит. И тогда при жизни или после Вашей смерти Вы увидите Вашего сына таким, каким его хочет видеть Господь.

 

- У нас остается немного времени до окончания программы, предлагаю вернуться к теме и поговорить о том, как христианам сохранить благоговейное состояние души в это предновогоднее время и должным образом встретить праздник Рождества Христова?

 

- Главный якорь, который удержит нас от суеты мира сего, это Христова Церковь. Когда Великим постом мы готовимся к Пасхе, каждый день Страстной седмицы имеет своей целью подготовить, взрастить в нас то, что поможет войти в Пасху Христову. Хотя это не так ярко выражено в Рождественский пост, тем не менее, Церковь живет подготовкой к Рождеству Христову.

Со дня празднования Введения во Храм Пресвятой Богородицы на каждой праздничной службе уже звучат песнопения Рождества Христова. Как дорого сердцу слышать слова "Христос рождается - славите! Христос с небес - срящите!" Если мы не хотим раствориться в суете, надо прилепиться к Церкви, быть ближе к Богу.

С утешением вижу, как прихожане, которые целый день провели на работе, приходят в храм на вечернее богослужение и не торопятся сразу уйти домой, но хотят еще побыть в тишине, приложиться к иконам, поставить свечи, помолиться. Мать и дочь тихонечко читают акафист святой Матроне, таким образом они и спасаются от той суеты, которая наседает перед Новым годом. Надо найти возможность отложить всякие суетные дела, побыть на Литургии, подготовиться к принятию Святых Христовых Таин. Вслушаться в тексты богослужений, взяв Минеи, вчитаться в них.

В декабре отмечается память и апостола Андрея, и святой великомученицы Варвары, и святителя Николая, и Спиридона Тримифунтского - это те маяки, за которые мы можем держаться, чтобы нас не оторвало и не унесло, неизвестно куда. Господь будет сохранять нас от корпоративов, шумных праздников и неадекватных шагов.

Конечно, суета одолевает, но христианину не сказано, что у него все будет хорошо в этом мире, но сказано: в мире вы будете скорбны. Но Господь говорит и другое: Я победил этот мир, держитесь за меня.

Что касается практических шагов, надо вспомнить тезис о том, что Бог одарил человека разумом, надо учиться пользоваться им и применять в конкретных обстоятельствах. До Нового года еще есть время, и его можно спланировать. Можно взять отгулы на дни корпоративных торжеств или подойти к ним рассудительно. Можно находиться на корпоративе, но необязательно плясать и отпускать какие-то шуточки. Выбрать собеседника, который близок по духу, найти постный салатик, попить сок, и когда все выпили по 150 грамм и потеряли систему координат, потихонечку уйти, не повредившись. Каждый может найти свой выход.

Конечно, от домашних торжеств не скроешься. Апостольские правила и каноны не дают предписаний, как проводить Новый год, но в последние годы сложились некие традиции. Например, в Троице-Сергиевой Лавре, в ночь с 31 декабря на 1 января совершается Божественная литургия и молебен на начало Нового года. Соответственно, имеет смысл поискать, в каком храме будет совершаться ночное богослужение или молебен, и спланировать этот день так, чтобы поблагодарить Бога. Если такой возможности нет, то есть молитвослов с молитвой на Новый год. Помню, как впервые годы воцерковления я читал ее десять минут до Нового года, и она освящала этот вечер, позволяя провести его спокойно и, поздравив родных и близких, послушав речь президента, в любом случае разделив этот вечер с теми, кто находится рядом с тобой.

Конечно, если среда агрессивна и пытается накормить, напоить христианина, насмеяться над ним и выплюнуть, такой среды надо избежать. Но если это добрая среда: родители, дети, бабушки, которые прожили в этой традиции всю жизнь, то надо разделить с ними эту радость, поблагодарить Бога и сказать добрые слова о Создателе времени и жизни, благословляющем их. Сейчас очень серьезные времена, и даже неверующие люди задумываются о том, что готовит грядущий год. Это прекрасная тема для проповеди внутри семьи, о том, что надо попросить Бога о Его благословении.

 

- Большое спасибо, отец Алексий. Надеюсь, что мы имеем представление о том, каких направлений должны придерживаться христиане в новогодние дни.

 

- Надеюсь, что мы попросим у Бога разума, и Господь ответит каждому на вопрос его сердца и жизни, как провести Новый год. Да поможет нам в этом Милостивый Господь.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать