Как остаться христианином в современном темпе жизни?

24 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, заведующий канцелярией Гатчинской епархии. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Всех Святых в Гатчине и заведующий канцелярией Гатчинской епархии иерей Александр Асонов.         

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на начало.

 

- Да благословит нас Всемогущий Бог Отец, Сын и Дух Святый.

 

- Спаси Господи. Наша сегодняшняя тема "Как остаться христианином при современном темпе жизни?"

Как Вы считаете, батюшка, существует ли такая проблема сама по себе?

 

- Думаю, что такая проблема существовала во все времена, потому что мир изменчив, и темп мира постоянно меняется. Мы не можем не находиться под влиянием окружающей нас среды.

Современность ставит перед нами разнообразные задачи. Можно сказать, что мы каждодневно встречаемся с определенным вызовом времени. Человек, живущий в большом городе, испытывает на себе особое внешнее давление, давление времени. Поэтому оставаться христианином в современных условиях сложно, но при помощи Божией возможно. Можно оставаться и в этой суете человеком, который не забывает о своем христианском вероисповедовании.

 

- Надо ли выделять для духовной жизни четко определенное время, или духовная жизнь совместима с повседневными обязанностями по работе и в семье?

 

- Полностью убежден, что духовная жизнь совместима с повседневной жизнью: ежеминутной и ежесекундной. Мы встречаемся с Иисусом Христом в нашей повседневной деятельности. Где бы не находился христианин, и что бы он не делал, если он занимается своей работой с любовью, когда он помнить о Господе, размышляет о своих духовных началах, он ежедневно встречается со Христом в своих делах.

Нельзя сказать, что наша духовная жизнь связана лишь с молитвенным стоянием где-то за закрытыми дверьми: в келье или храме. Наша духовная территория - это каждодневное деяние, с утра до вечера. Важно помнить, что когда христианин занимается даже обычным мирским трудом, если он исполняет это с молитвой Христовой, следуя заповеди о любви к ближнему, то любое дело, которое он делает, наполняется удивительной славой Божией. Если мы не научимся встречать Христа в повседневных делах, мы рискуем никогда не встретиться с Ним. В этих мелочах существует проявление Божественной благодати, иначе быть не может.

 

- Мне кажется, актуальным является вопрос о том, как сочетаются вера и дела, что из чего проистекает?

 

- Убежден, что эти понятия взаимосвязаны, и источником их является Божественная благодать, которая порождает в человеке веру. Лично для меня вера - это осознанный акт человеческой воли под действием Божественной благодати, и вследствие этого осознанного акта, который сам по себе уже является деланием, то есть делом. Появляется вера, и вследствие проявления ее в жизни человека появляются и плоды Духа Святаго в жизни человека, то есть определенные дела. Дела эти связаны с тем, о чем говорит апостол Павел, это мир, покой, милосердие, любовь - то, что отличает в нашем обществе христианина. Человек, который стремится, постигая любовь к Богу, научиться любви к ближнему, увидеть в каждом, кто тебя окружает, образ и подобие Божие.

Ведь все мы созданы по образу и подобию Божию. Хотя все мы разные: у каждого есть свои недостатки, большие и маленькие. Как говорил Шопенгауэр, общество напоминает группу дикобразов на поле во время зимы. Им холодно, и они пытаются прижаться друг к другу, но колючки - недостатки, психологические дефекты - мешают прижаться, чтобы согреться. Христианин, имея веру, которая порождается благодатью Божией, научается в отношении ближних своих обходиться без иголок и приобретает опыт того, каким образом следует вести себя, чтобы проявлять любовь к людям, которых он встречает в своей жизни.

 

- Но бывает так, что утром встал, дела, целый день, как белка в колесе. Пришел домой - остановился, а прошедшего дня словно и не было. С духовной точки зрения, пропал этот день или нет?

 

- Все зависит от внутреннего человеческого намерения. Если Вы христианин, то Вы, безусловно, начинаете свой день с молитвы. Неважно, какое у Вас молитвенное правило, главное - у Вас есть намерение начать этот день с молитвы, дабы он не был наполнен пустыми, суетными делами, и каждый поступок был как-то сопряжен с божественной волей. И какая бы суета ни окружала Вас, день, прожитый со Христом, не является лишним. Все, происходящее в жизни христианина, мистическим образом связано с Промыслом Божиим. Даже если нам кажется, что день прожит впустую, с точки зрения апостольского учения нет ни одной секунды, которая бы являлась бессмысленной. В Боге все имеет смысл. Многие древние говорили, что к каждому событию и каждому слову надо относиться очень внимательно: ничто не является пустым, все имеет свои последствия, поэтому нельзя говорить о том, что какой-то день нашей жизни может быть потерянным. Если мы начинаем наш день с молитвы, все имеет свой смысл, нет ни одного пустого дня.

 

- Как Вы считаете, какие материальные факторы в наибольшей мере ускорили темп жизни, сделали его таким, как мы сейчас наблюдаем?

 

- Мы живем в эпоху консюмеризма, то есть потребительского отношения. Материальные факторы являются основополагающими. Общество за последние десятилетия слишком сильно увлеклось тенденцией жить ради приобретения, потребления и обогащения.

Человеку, кажется: мне сейчас 18 лет, я приобрету себе иномарку, закончу это вот учебное заведение, познакомлюсь с той прекрасной блондинкой - и все у меня будет. В 25 лет я куплю квартиру, буду жить отдельно, я заработаю много денег, и они помогут мне решить все проблемы, слетаю за границу, приобрету новых партнеров - и все решится. Потом человеку 30, затем 40 лет, а счастья, как такового, как не было, так и нет. Проблема в том, что человек очень часто увлекается общей тенденцией постоянного потребления, связанного с внешними, материальными сторонами жизни, и забывает о самом главном, духовном аспекте жизни.

Смысл жизни человека определяется не вещами, которые его окружают, а той идеологией, которой он живет. Если идеология человека направлена на материальное, жизнь его обречена на крах, потому что это дом, который строится на песке. Наступает день, когда приходит буря, и дом этот рушится. В Священном Писании постоянно говорится о том, что не надо полагаться на царя или князя, не надо строить дом на песке. Песок - это преходящее, временное. К сожалению, почти все, что нас сейчас окружает, связано с идеологией консюмеризма, потребления внешних факторов, и это очень большая угроза обществу.

 

- Вопрос телезрителя: С благословения батюшки я пребываю в молитве и посте: я болен шизофренией, и хочу сказать всем таким же больным, что спасение есть и слава Богу!

 

- Аминь. Очень доброе, хорошее свидетельство, и очень приятно, что оно прозвучало в прямом эфире для всех тех, кто чувствует себя тяжко.

На самом деле затронута очень важная тема: мы живем в мире, где большинство людей испытывают тяжкие духовные переживания, болезни и потрясающее духовное одиночество. Мы этого не замечаем, но это существует. И всякий, кто обращается к Богу и святой Церкви, обретает возможность получить исцеление. Это факт, и я часто наблюдаю это в своем церковном служении. Конечно, путь духовного освобождения от той или иной формы одержимости, или, говоря медицинским языком, аддикции, это тяжелый путь и занимает определенный период времени. Каждая ситуация требует своего времени и определенных путей решения, но этот путь есть, Господь, действительно, дает силы. Хорошо, что это свидетельство прозвучало сейчас.

Чаще всего люди заболевают тем, что мы называем одержимостью, пристрастием, или аддикцией, вследствие того, что в какой-то момент их поглотила идеология материального потребления: был смещен акцент, произошла подмена понятий. Человек соблазнился не потому, что он зол, но потому, что он не рассмотрел противника. Ведь эта идеология зачастую выглядит, как нечто благое: нет ничего плохого в том, что человек пытается обустроить свой быт, что-то приобретает. Ничего плохого нет, но это не должно быть на первом месте, не должно быть главным в жизни человека, это антураж бытия, как дрова в лесу, которыми надо растопить печку. Но духовное тепло начинается из отношений с окружающим миром, и правильное понимание смысла жизни и бытия дает только Божественное Откровение и Божественная Благодать, которая порождает веру.

 

- Вопрос телезрительницы из Кемерово: Мой сын -  инвалид, он психически болен, и я чувствую себя виноватой, потому что выпивал его отец, и теперь выпивает он. Не знаю, как мне помочь ему, подскажите, пожалуйста. В армии он получил травму, и с тех пор пьет.

 

- Для того чтобы дать правильный ответ на такой вопрос, надо хорошо знать ситуацию. Невозможно говорить, не зная всех обстоятельств, потому что всякая жизненная история индивидуальна. В медицине говорят  - анамнез, то есть  история болезни. Пока ее не знаешь, невозможно говорить. Естественно, можно предположить, что если человек пошел в армию, он был психически здоров, иначе его не взяли бы. Когда началась болезнь, какая этому предшествовала психическая травма: может быть, физическая, может быть, психологическая. Все это серьезные аспекты.

Могу посоветовать Вам следующее: если рядом с Вами есть приход, рекомендую обратиться к священнослужителю, лучше всего поговорить с духовником, если он у Вас есть, если нет, то надо помолиться в храме и попросить у Господа благословения на общение с людьми, которых Вы встретите. Может быть, стоит поговорить с отцом настоятелем о Вашей тяжелой ситуации, и Вас там обязательно поймут, примут и помогут. Это единственное, что я могу посоветовать в данной ситуации, поскольку я не знаю всех обстоятельств жизни. Если человек постоянно выпивает, на мой взгляд, это не соматическое заболевание, как говорят некоторые врачи, но форма зависимости, связанная с аспектами духовного бытия, то есть душевных травм, которые влияют на духовное состояние человека. Лечить их надо именно постом и молитвой, другого пути нет. Надо идти в Церковь и молиться о здравии этого человека. Потребуются время и усилия, но этот путь надо пройти. Надо взирать на Христа, молиться и ничего не бояться: идти вперед.

Только что перед этим был звонок от человека со свидетельством, которое является ответом на Ваш вопрос: исцеление есть, уповайте на Христа, молитесь, предайтесь в руки Господу, молитесь, верьте. Если Ваша вера будет даже самая маленькая, этого будет достаточно. Ведь Господь говорит, что если будете иметь веру даже с  горчичное зерно, сможете передвигать горы. В Вашем случае это гора, которую Господь через Вашу веру поможет сдвинуть. Благослови Вас Господь. Вам очень тяжело, дай Вам Господь терпения и сил. Молитесь, Господь усмотрит и поможет.

 

- Вопрос телезрительницы: Хотела бы спросить о темпе, в котором проходит исповедь в храме. Не было бы лучше, если в течение всего дня можно было бы подойти к священнику в храме и поговорить. На практике исповедь длится полчаса вечером и утром перед Причастием. Как в таком темпе успеть прочувствовать, все рассказать священнику?

 

- Этот вопрос, действительно, актуален для всех нас. В последнее время Святейший Патриарх говорит о том, что по возможности в каждом приходе должен быть дежурный священнослужитель, который мог бы окормлять людей в часы, когда храм открыт. Святейший предполагает, что речь идет не только об исповеди, но о духовных собеседованиях. Приходя в храм, человек может нуждаться в том, чтобы пообщаться, получить совет и укрепление.

Моя личная точка зрения, что надо разделять духовное собеседование и исповедь. Исповедь - это перечисление тех грехов, которые тяготят Вас. Вы приходите, говорите о них, священник молится о Вас и отпускает грехи. Собеседование происходит отдельно. Во время исповеди можно сказать батюшке, что у Вас есть вопросы, и Вы хотите с ним пообщаться после Литургии. Не надо смущаться и бояться этого. Это пастырь, ему вверена забота обо всех вас, верных чадах Христовых, для этого он и существует.

Если Вы чувствуете, что этот человек не может вполне понять Вас, это возможно, поскольку священнослужитель тоже человек, у него есть свои недостатки, то попросите у Господа в молитве, чтобы Он послал Вам батюшку, который поймет Вас, будет достаточный жизненный опыт, и Господь все усмотрит. Глава Церкви - Христос, Он все усмотрит, Он посреди нас и никогда не оставляет нас.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: Нам с мужем 38 лет, и мы давно хотели второго ребенка. Господь послал нам сына, но он родился больным, и еще появилось множество болезней. Скажите, пожалуйста, больные детки рождаются у тех, кто сильно грешен?

Почему у тех, кто не хочет детей, оставляет их в роддоме, рождаются дети здоровые, а у тех, кто их хочет, рождаются больные, или они вообще не могут родить детей?

 

- Это очень сложный и тяжелый вопрос, потому что это очень тяжелые переживания для людей, которые находятся в такой ситуации. Тяжело что-либо советовать, я буду говорить на основании Священного Писания. Вы помните, как ко Христу принесли расслабленного, и многие задавались вопросом, кто согрешил в роду это человека: он сам, его родители или кто-то из его предков. И Господь сказал: никто не согрешил, но сие явлено ради славы Царствия Божия.

Непостижимо, почему Господь попускает. Из своего жизненного опыта я убежден, что если мы взираем на Христа, следуем за Ним и несем свой крест, то наши страдания рано или поздно обращаются в радость, они служат к славе Царствия Божия. У каждого из нас свой путь и крест. Если мы хотим называться учениками Христовыми, мы должны идти по пути, который предназначил нам Господь. Примеров в истории нашей Церкви очень много, и все они служили к славе Царствия Божия.

Святой апостол Павел говорит о том, что был очень болен, пишет "дано мне жало в плоть".  Многие гадают, что это за жало, что за болезнь, но факт в том, что он что-то сильно переживал. А это человек, по молитвам которого Господь исцелял людей. Это тот человек, чьи вещи иногда брали, чтобы возложить на болящих, и те исцелялись. Это свидетельство книги Деяний. Но сам Павел не мог исцелиться, и он свидетельствует, как Господь однажды дал ему ответ: хватит с тебя благодати Моей; это, чтобы ты не превозносился, чтобы постиг нечто большее. Святой апостол Павел смиряется перед волей Божией, и этот подвиг является добрым примером для всех нас. Через его страдания Господь укрепляет и нас.

Непостижимы и неисповедимы пути Господни, но если мы уповаем на Христа и полностью, как дети, доверяем воле Божией, то наши страдания позволяют нам постичь истинные ценности в жизни и научиться истинной любви. Рано или поздно эти страдания даруют нам истинную свободу. Если только они совершаются при нашем полном доверии Богу, следованию Христу и упованию на Его волю. Это нелегко, но невозможное человекам возможно Богу.

 

- Вопрос телезрительницы: Один батюшка, отвечая на вопрос о браке с пьющим человеком, советовал жене терпеть посланное испытание. Спустя какое-то время на такой же вопрос другой батюшка ответил, что надо прогонять такого человека из дома. Меня немного смутил и испугал такой ответ.

 

- Снова приходится говорить о том, что все очень индивидуально. Для того чтобы говорить о той или иной жизненной ситуации, надо знать обстоятельства той или иной семьи. Может быть, в каком-то случае надо терпеть и молиться, прилагать усилия. А в другом случае, возможно, надо ограничить общение, дистанцироваться, но молиться за этого человека надо. Человек, находящийся в состоянии зависимости, одержимости, - это несчастный человек. Человек, который ненавидит себя сам за то, что с ним происходит. Это ужас, это трагедия бытия. Самоутверждаться на его падениях - стать еще хуже.

Вспомните историю о мытаре и фарисее, который думал: я то могу, я независим, имею свои жизненные усилия. Однажды, когда ты будешь осуждать человека,  находящегося в страшном положении духовной порабощенности, однажды и ты переживешь это, для того чтобы понять. Иначе не может быть, потому что Бог поругаем не бывает.

Почему у нас так развито учение о сострадании к нищим? Неважно, как они себя ведут: они все разные, и их судьба трагическая. Но наша церковная традиция - мы примиряемся с этим, пытаемся их поддерживать и помогать им. Иногда нам это ставят в укор. В протестантском мире часто говорят о том, что у них нет нищих у храмов, социальные вопросы решены. Но мы понимаем, что если мы не видим вокруг нищих, это не значит, что нет всех этих жизненных трагедий. В советское время таких людей высылали или держали в определенных местах. О них не знали, и все были счастливы. Но когда государственные дотации стали меньше, все эти люди оказались на улице.

Церковь никогда не отворачивалась от таких людей. Не осуждай этого человека, в его жизни много и предательств, и падений, но посочувствуй ему. Может быть, он умрет завтра, замерзнет зимой в этом переходе. Это же трагедия - от него отвернулись все. Ведь он - образ и подобие Божие, а до него никому нет дела - все прошли мимо.

Почему притча о добром самаритянине становится неактуальной в нашей жизни? Потому что консюмеризм, суета, мы проходим мимо, мы не замечаем. Не говорю о том, что надо продать имение и все раздать нищим. Но дай хоть копейку, хоть чуть-чуть прояви сострадание. Даже когда я ловлю себя на том, что прохожу мимо, понимаю, что я мало страдал, сам не был на этом месте. А был бы, не прошел. Глаза, не проливающие слез, не могут проливать света. Страдание порой обращается в еще большую славу Божию, если принимать его со смирением. Но смириться надо, ведь для чего-то это происходит, у всего есть свои причины. Об этом надо размышлять, и, может быть, тогда мы начнем постигать что-то самое главное.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Я только прихожу к вере, стараюсь ходить в храм, получаю упокоение в молитве. У меня нет никакого раздражения на других людей, но почему-то я не могу сдерживать себя с близкими людьми. Почему так получается, и что Вы посоветуете мне?

 

- Самое сложное – это любить близких. Дальнего любить легко, а близкого очень сложно - это проблема всех нас. Начинается она, наверное, с проблемы "отцы и дети", когда согласия нет уже между самыми близкими людьми. Это касается жизни каждого человека. Как с этим бороться? Единственное, что может помочь, это постоянная молитва: просите у Господа мудрости, духовного и телесного укрепления, для того чтобы научиться правильно общаться со своими близкими. Просите, молитесь, чаще приходите в храм, причащайтесь. Евхаристия - это постоянное укрепление, и духовное, и телесное, это лекарство. Святые отцы говорили о том, что надо причащаться, как можно чаще; стремитесь к этому.

Молитва многое делает. Заметите Вы не сразу, более того, может быть, Вы вовсе не заметите этого, потому что для Вас это будет постоянный, естественный процесс, а окружающие заметят. Как в поговорке "чужие дети растут быстрее". В глазах родителей это происходит незаметно, потому что они постоянно рядом, а для людей со стороны, которые встречаются с этим ребенком время от времени, этот рост очевиден. Так и в Вашей духовной жизни: Вы сами не будете замечать Ваши духовные изменения, а окружающие увидят и однажды скажут об этом. Не отчаивайтесь, молитесь. Христос сказал нам через апостолов: Се Я с вами во все дни до скончания века.

 

- Вокруг нас появилось множество техники, которая, казалось бы, должна экономить наше время: посудомоечные, стиральные машины, мобильные телефоны и прочее, прочее. Но, казалось бы, чем их больше, тем меньше остается времени. Почему так происходит?

 

- Если говорить о коммуникациях, то есть постоянных связях между индивидуумами, то все эти гаджеты, как теперь называют средства коммуникации, внедряются в ту область, где Вы должны существовать наедине с самим собой. Они не освобождают, а ограничивают Вас. 15-20 лет тому назад все хорошо понимали, что если 8-9 часов вечера, то человеку, вряд ли можно дозвониться, рабочий телефон не отвечает. Теперь есть мобильный телефон, и порой начальники говорят своим подчиненным: вы телефон не отключайте, будьте постоянно на связи, потому что мало ли что. И вот в 11 часов вечера, когда Вы отдыхаете, Вам вежливо звонят с работы. И большую часть времени Вы постоянно думаете о работе, Вы не освобождены от этой мысли, Вас могут постоянно где-то застать. Более того, Вас могут просто вычислить. Поэтому эти нововведения более ограничивают нас, нежели ограждают. Это те вызовы времени, о которых мы говорили в начале, и они тоже связаны с идеологией консюмеризма.

Не надо забывать, что все эти  инструменты только для связи, это не есть неотъемлемая часть нашего бытия. Без нее мы когда-то жили, и никто с ума не сходил. Надо научиться быть свободным от этих вещей, стараться быть не порабощенным ими.

С некоторым ужасом наблюдаю, как люди становятся зависимыми от них, появляется некая аддикция, зависимость. У меня есть аккаунты и Фейсбуке, и ВКонтакте, это неизбежно, поскольку я заведую канцелярией епархии и возглавляю пресс-службу, и мне часто приходится поддерживать группу своего прихода ВКонтакте, поэтому я вынужден использовать все эти средства информации, но ведь не с утра до вечера.

Знаю людей, которые с утра идут есть завтрак и щелкают себя. Мне не надо работать в ФСБ, чтобы знать об этом человеке очень многое: где он живет, с кем общается, на какой концерт идет вечером. Он сам все рассказывает о себе, причем не только мне. Этому подвержены и люди, которые постоянно служат в церкви, и считают себя свободными от этого, но я вижу, что они не могут без этого жить, и это поражает меня. Люди живут еще и в этой виртуальной реальности, и для них это вызов времени.

 

- В век мобильных телефонов мы всегда готовы к тому, что нам позвонит начальник, но готовы ли мы к тому, что нам позвонит Христос?

 

- Вы сказали сильно! Когда человек говорит с Богом - это естественно, а вот когда Бог начинает говорить с человеком - это уже вопрос.

Конечно, мы забываем о главном, когда полностью погружаемся в эту суету. Надо стремиться быть свободными, стараться правильно производить оценку вещей. Автомобиль - что это такое? Это железо, это средство передвижения, но не смысл бытия. Часы - неважно, какой они фирмы, главное, что ты по ним узнаешь время. Неважно, какой у тебя крест на груди - "белый", "золотой", наградной. Не в этом суть моего бытия, а в том, есть ли крест на моем сердце. Это касается всего, что окружает нас. Важно то, что для нас является первичным, а что вторичным. Но, к сожалению, мы склонны к таким искушениям, склонны поддаваться им, это доставляет нам удовольствие. Те же шопоголики - это форма зависимости.

Поскольку я не психиатр, я могу говорить лишь в общем и целом, как обыватель. Очень часто мы оцениваем человека по тем вещам, которые он носит. Парадокс! Мы не смотрим на личность, а на то, какие у него обувь, платье, часы, бусы, наперсные кресты. Мы не смотрим на личность. Понятно, что встречают по одежке, провожают по уму, но это не означает, что одежда у человека должна быть какого-то определенного бренда. Встречают по одежде - означает лишь то, что человек одет опрятно, выглядит прилично, но все равно провожают по тому, что он из себя представляет. У нас же и встречают, и провожают по бренду. Мы оцениваем друг друга уже по гаджетам: какая разница, какой у человека телефон. Как можно строить что-то на этих внешних проявлениях, они же эфемерны. Чаще всего, бренд потому и дорогой, что он бренд, на самом деле он нисколько не лучше.

Кстати, об этом сейчас много рассуждают и деятели искусства, например, в передаче "Кино не для всех". Я посмотрел несколько фильмов, мне очень понравилось. Приятно, что в российском кинематографе эта тематика поднимается, это очень хорошо, но это кино не для всех, эти фильмы не идут в прокате, но их можно найти в интернете.

 

- Батюшка, к сожалению, соответственно темпу нашей жизни время нашей передачи уже истекло.

 

- Как быстро заканчивается все хорошее.

 

- Спасибо за беседу, благословите, пожалуйста, на прощание наших телезрителей.

 

- Дорогие братья и сестры, да благословит и сохранит нас Господь наш Иисус Христос молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых в истинной вере и к жизни вечной. Будем укреплять, не будет отчаиваться и унывать. Сегодня был звонок со свидетельством, что исцеление есть. Исцеление есть всегда, Господь всегда протягивает нам Свою руку. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Августовской иконы Божией Матери Выборгской епархии Ленинградской области священник Василий Тищенко. Тема беседы: «Какие молитвы угодны Богу».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать