Итоги уходящего 2014 года

30 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве и строящегося храма в честь Покрова Божией Матери в Ясенево архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Здравствуйте батюшка, благословите наших телезрителей.

 

- Бог вам помощь, дорогие братья и сестры.

 

- Сегодня мы подводим итоги нашего года и говорим на эту тему.

Время летит незаметно, подошел к концу очередной год нашей жизни. Часто мы проводим не только дни, но месяцы и годы впустую, но рано или поздно наша жизнь подойдет к концу, и нам придется держать ответ перед Богом. Как часто надо задумываться о жизни вечной?

- Время - это уникальная ценность, данная нам Богом. Кто-то из мудрых людей сказал: жизнь - это как супермаркет, набирай, сколько можешь, но помни, что в конце тебя ждет касса. Поэтому надо понимать, что ты набираешь: какой груз ты понесешь, и что вся жизнь твоя в конце будет оценена. Поэтому надо взвешивать: свои слова, поступки, мысли и дорожить каждым днем, данным нам Богом.

Однажды в Псково-Печерском монастыре, когда мне было около 30 лет, а отцу Иоанну Крестьянкину 82-83 года, неожиданно для себя я задал ему такой вопрос: "Батюшка, а Вам жизнь показалась длинной?" Мне тогда казалось, что 82 - это целая бесконечность. Отец Иоанн, не ожидавший такого вопроса, ответил: "Такое впечатление, что только начал что-то, сделал что-то - и жизнь прошла".  Человек, проживший восемь десятков лет, совсем не заметил длинноты жизни. Получается, что жизнь ускользает сквозь пальцы, как вода. И тогда я подумал, что время надо наполнять содержанием.

Молодому человеку кажется, что жизнь такая длинная, все еще впереди, подумаешь, проспал до часа дня, все равно будет следующий день, следующая неделя. Пожилой человек уже понимает, что жизнь не так и длинна. Если мы возьмем среднюю продолжительность жизни, то самая высокая сейчас в Японии - 78 лет. У нас продолжительность средней жизни у мужчин 58 лет. Спросите о ценности месяца у безалаберного студента, который целый год ничего не делал и поэтому не сдал сессию. Спросите об этом же мать, чей ребенок родился недоношенным на один месяц. О ценности недели спросите у редактора еженедельного журнала. Спросите о ценности одного часа у влюбленных. О ценности минуты спросите у опоздавшего на поезд. А что такое ценность одной секунды? Знаю многих людей, которые говорят, что если бы еще одна секунда, и случилась авария. О миле секунды  мог бы рассказать сочинский бобслеист, которому ее не хватило, чтобы стать золотым призером.

Иоанн Лествичник говорит, что даже у древних греческих философов было сказано: "Невозможно провести день благочестиво, если ты не считаешь этот день последним в твоей жизни". Казалось бы, парадоксальная и пессимистическая мысль. Но если человек, проснувшись утром, сразу подумает, что этот день никогда не повторится, что именно такого дня уже больше никогда не будет, то очевидно, он проживет его как-то иначе. Можно пойти на богослужение, а можно остаться в постели, потому что устал, не выспался, давление. Но Литургия именно этого дня уже не повторится никогда.

Мы с Вами разговариваем всего лишь несколько минут, но начало  нашей беседы уже стало историей и пойдет в интернет, появится в записи. Бог отпустил нам этот день, но сколько отпущено еще, не знает никто. Наверное, нашим телезрителям будет интересно узнать, что в сутках 86 тысяч 400 секунд. Этот день закончится, и будет ли этот дар полезным, зависит от того, как ты прожил это время. Второго такого же дня не будет.

Один из наших батюшек сказал, что когда мы читаем притчу о десятине, простые люди со средним достатком могут подумать: какая с меня десятина, если я прихожу в храм, подаю записки, ставлю свечки, что-то покупаю, но если еще обложить десятиной мою пенсию, это будет непосильно для бюджета. И люди думают, что это их не касается, но под десятиной можно составлять не только материальную составляющую, но и временную. Бог дает 24 часа в сутки, как бесценный дар, и надо вернуть десятину обратно, наполнив ее содержанием. Что такое десятина? 2 часа 40 минут - то время, которое мы потратили на молитву, на добрые дела, для пользы собственной души и тех людей, которые находятся вместе с нами.

Кто-то мудрый сказал, что если даже человек молчит целый день, но при этом собеседует в уме со всем миром или злится на него, то он не молчальник, но настоящий болтун. Если человек целые сутки говорит о Боге: или Богу о людях, или людям о Боге, он молчальник, потому что не сказал ни одного пустого, лишнего или праздного слова. Что получается у нас? Вскользь 15 минут утром и 15  минут вечером. Каждый должен взглянуть на себя трезвым взглядом: отдаю ли я Богу десятину своего времени?

Существует мудрое высказывание, что завтра - это враг сегодня. Почему мы чего-то не делаем сегодня? Потому что думаем, что будет завтра и послезавтра. Один из подвижников благочестия архиепископ Иоанн (Шаховской)  говорил: Добродетель должна быть мгновенной. Задумал сделать доброе дело, делай его сегодня или даже сейчас. Как говорит апостол Павел: всякому разумеющему делать добро и  не делающему грех есть. Пришла на сердце добрая мысль - это молния, которой тебя осветил Бог. Бог не лампочка или фонарь, которые будут вечно светить нам под ноги, но это молния, которая один раз осветила путь, показав его, и этого достаточно.

В акафисте Покрова Пресвятой Богородицы есть слова "Радуйся, мысль благу на сердце полагающая". Услышь эту мысль и поступи по ней, ведь она подсказана тебе самим Господом. Добродетель должна быть мгновенной. Прощение должно быть мгновенным. Молитва должна быть мгновенной. Не надо делать каких-либо предположений или ждать условий, Бог ведь не ставит никаких условий для нашего прощения. Прощение должно быть мгновенной, как и молитва. Захотел помолиться - помолись сейчас. Захотел доброе дело сделать - сделай сейчас. Поэтому завтра и есть враг сегодня.

Вы задали вопрос о том, когда мы должны подводить итог. Как только просыпаемся, мы должны отдавать себе отчет, что это день - великий дар Божий, который больше не повторится, так вложи в него все.

Сейчас мы подходим к особому рубежу: от гражданского Нового года нас отделяет всего один день. Это особое, мистическое время: ощущается конец старого и начало нового. Любой разумный человек подводит итоги и хочет, чтобы все ошибки, недоразумения остались в прошлом году. Новый год люди хотят начать с белого, чистого листа и думаю, что год новый будет лучше, чем предыдущий, и все в нем будет по-иному.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: вы смотрите на новый год с такой надеждой, как будто сами новые цифры что-то изменят в вашей жизни. Год-то у вас новый, а грехи старые. В чем тогда радость жизни, в чем счастье и везение. Везение от Бога. Как сказал апостол Павел: сеющий доброе, пожнет доброе, сеющий злое, пожнет злое, сеющий щедро, пожнет щедро, а сеющий скупо и пожнет скупо. Если ты сеешь только свои собственные грехи, то повторяешь те же самые ошибки и наступаешь на старые грабли. Что нового может тогда принести тебе новый год?

Новый год может принести новое, если человек решил расстаться со старыми грехами, старыми недоумениями, непрощенными обидами, старыми привычками. Когда человек говорит себе: просыпаюсь в новом году и начинаю следить за своими словами, поступками. Для человека с таким настроем может наступить новый год.

 

- Вопрос: "Как православному человеку отмечать календарный Новый год?" Зайти в храм, помолиться дома, приготовить салат и выпить фужер шампанского с родными дома?

- Разнообразие здесь большое, все зависит от духовной меры человека. Если мы верующие церковные люди, у нас есть определенный церковный алгоритм итога уходящего года. В церковном календаре и Требнике есть специальный новогодний молебен, который служится вечером 31 декабря во всех храмах Русской Православной Церкви. Этот молебен будет служить и Святейший Патриарх в храме Христа Спасителя. Содержание этого молебна перед новым годом всецело благодарственное и покаянное: прости, Господи, всем нам, и народу, и Церкви, и лично мне все те грехи, недоумения, оступления, которые были в этом году. Покрой Своей благостью и благослови наступающий год. Мы благодарим Господа за уходящий год. Святой Исаак Сирин сказал, что благодарность - это рука, протянутая к Богу за новыми благодеяниями. Исидор Пелусиотский сказал, что благодарность приемлющего побуждает дающего к новым даяниям и благодеяниям.

Однако многим людям будет отказано в благодеяниях. Есть люди, которые жалуются: вот пришла старость. А ведь многие не дожили до этого. Один из греческих философов сказал: за долголетие мы расплачиваемся старостью. Благодари Бога за каждый данный тебе год и день.

Надо обязательно побывать на благодарственном молебне в храме или посмотреть по телеканалу "Союз". Можно прочитать дома благодарственный акафист. После молебна в нашем храме и многих других служится ночная Божественная литургия. Мы начинали с 30 человек за Литургией в новогоднюю ночь, теперь приходит порядка 300 человек, из которых порядка 200 причастников. Они вступили в новый год благословленные Богом, под Его божественным осенением.

Покойный архиепископ Александр (Тимофеев), который рукополагал меня в дьякона, а затем священника в конце 80-х, сказал: как встретите Новый год, так его и проведете. То, что ты сеешь, то и пожнешь. Если начал его с Божьего благословения, так потом его и проведешь.

Поскольку вечернее богослужение начинается около пяти часов вечера, затем после небольшого перерыва идет с половины двенадцатого до двух часов ночи, это считается полноценным Всенощным бдением, а ради него, как написано в Типиконе, братии бывает послабление. То есть не зазорно, придя домой к родным, накрыть небольшой стол. Хотя люди в возрасте уже хорошо понимают, что если тяжело есть вечером после 18 часов, тем более не стоит объедаться ночью. Но человек, который потрудился в храме, испытывает потребность подкрепить силы. Сев за стол, мы должны поблагодарить тем самым Бога, что прожили целый год, а теперь Господь благословляет нас начать новый.

Новый год - единственный праздник, который объединяет всю семью, людей с любым мировоззрением, политическими убеждениями, людей разных поколений. Если нет возможности посетить храм, то можно, послушав обращение президента и бой курантов, прочитать благодарственный акафист Спасителю, после чего вкусили то, что приготовлено, понимая, что это преддверие самого большого праздника - праздника Рождества Христова. Если нет возможности побывать в храме, в любом случае надо провести эту ночь в благодарении Богу.

 

- За все ли надо благодарить Бога? Ведь у нас есть как радости, так и скорби, и скорбей у каждого достаточно. Бывает, что Господь не сразу выполняет наши молитвы.

- Это вопрос доверия Богу. Для примера обыденная ситуация. Человек едет на машине, водитель машины, что перед ним резко тормозит, и вот мы у него в багажнике. Какой будет первая реакция? Покаянная? Благодарственная? Когда мы что-то получаем, для нас естественно благодарить. А когда что-то отнимается, как например, разбитая машина?

У Иоанна Златоуста есть замечательная мысль, которую я никогда не забуду, если, конечно, не будет склероза. Между прочим, у верующих людей практически не бывает таких старческих изменений, потому что их мозг постоянно работает: они постоянно внимают и научаются в храме. Один из наших мудрых богословов сказал, что все Христовы последователи назывались не иначе как учениками, и если ты не хочешь учиться, то ты и не можешь быть последователем Христовым. Если ты  не хочешь учиться, значит, не ради тебя приходили апостолы и не ради тебя было написано Евангелие. Апостол Павел так и говорит: вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, делая так, спасешь себя и слушающих тебя.

Итак, святитель Иоанн Златоуст сказал: у Бога пользы больше, чем наказания. Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за радости, и радости умножатся. Благодари Бога за все. Даже если бы авария произошла, можно поблагодарить за то, что целы голова и руки, помят только бампер. А на будущее держи дистанцию, задумайся о шипованной резине. Это тебе звонок и наказание, но не в смысле мщение, а наказание, как наказ - научение от Господа.

Есть замечательная поговорка, которую нам всем надо помнить: "Маленькой бедой Бог отводит нас от большей". Поэтому  надо поблагодарить Бога даже за какую-то беду. Недавно у нас прорвало трубу, пришлось долбить стену, менять стояки. Но и здесь было за что поблагодарить: ведь мы оказались в это время, благодаря чему не залило ни нашу, ни соседские квартиры. Мы думаем: как неприятно, но ведь могло быть и хуже. Вечного ничего не бывает: и трубы рушатся, и здоровье, но ведь продолжаем жить.

 

- Мы радуемся тому, что наступает новый год, но ведь, если посмотреть с другой стороны, это просто очередная засечка в календаре. Может быть, и нет смысла так широко праздновать этот день?

- Дело в том, что это весомая "засечка" и значительная черта. Это не 31 ноября или 30 сентября, но последний день декабря, когда любой нормальный человек взвешивает, что было и что будет.

До 35 лет человек идет в горку, а после 35 идет под горку. В нашей жизни есть такой феномен, как "кризис среднего возраста": от 35 до 40. Когда у мыслящих людей начинается анализ: половина жизни пройдена, что было сделано за это время. Многих людей это подкашивает: не реализованы какие-то планы, не сбылись какие-то мечты. Именно в этом возрасте чаще всего случаются инфаркты и инсульты. На самом деле, оставшиеся годы - это тоже еще очень многое. Кто-то из мудрых сказал, что и 50, и 60 лет - это нормальный возраст, только узнать об этом ты можешь либо в 60, либо в 70. Любой возраст приближает нас к рождению, потому что наша жизнь не вся лишь здесь.

Иногда мы обмениваемся с братией монастыря Оптиной пустыни, как сказал бы старец Паисий, "духовными витаминами": присылаем друг другу смс с мудрыми мыслями, духовно поддерживая друг друга. Такой короткий афоризм, вовремя пришедший, бодрит и питает ум, душу и сердце. Недавно я получил из Оптиной пустыни такую весточку: "Два самых главных дня в жизни человека. Первый - это когда человек родился, и Бог ввел его в эту временную жизнь, чтобы в конце концов ввести его в жизнь вечную". Поэтому день рождения должен быть днем особого благодарения Бога. Второй самый главный день - тот, когда человек понял, для чего он родился. Последний день не главный. Если вся жизнь была без Бога, то последний день лишь подвел черту бессмысленности всей предыдущей жизни. У такого человека не было второго главного дня - когда он понял, для чего он родился.

Кто-то из мудрых сказал: на памятниках миллионов людей можно написать на оборотной стороне "эти люди жили, но не знали, для чего они живут". Если Господь дал нам дар веры, дар осознанности и страдания, и болезни, и даже самой смерти. Как сказал один из наших поэтов: "смерть есть к жизни приближение,  к жизни той, где смерти нет". Тогда все в жизни человека становится на свои места, когда он осознает, что "смерть есть к жизни приближение". Что такое тогда болезнь, возраст, потеря близких? Ничто по сравнению с вечностью, ведь Бог всех воскресит, всем дарует лучшую жизнь.

Буквально недавно мне задали вопрос, неужели все мы воскреснем в точно таком же теле? Конечно, наше тело будет не точно таким, каково оно сейчас: с его инфарктами, стертыми зубами, больными коленками. Апостол Павел немного приоткрывает нам, какими мы будем. Он говорит: "Слава Господу нашему Иисусу Христу, Который уничиженное мое тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его". А какое было у Него тело? На нем остались лишь небольшие ранки на боку от копья и на руках, но следов от бичевания уже нет. Господь вошел к ученикам закрытыми дверями, значит, Его тело уже не вполне физическое. Поэтому ученики и подумали, что это призрак. Но Иисус Христос попросил у них рыбы и хлеба и ел перед  ними, значит, это Его физическое тело. Тело будет наше, но с иными свойствами. "Немощное, разбитое" будет преображено.

Наших усопших братьев и сестер мы провожаем словами "Упокой его там, где уже нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная". Когда наступит день обретения веры, обретения смысла жизни - это один из главных дней жизни человека.

Философ Блез Паскаль сказал, что все люди условно делятся на три составляющих. Одни вполне счастливы и разумны - те, кто нашли Бога и служат Ему. Другие вполне разумны, но еще не вполне  счастливы: те, которые начали искать Бога, но еще не нашли и не служат Ему. Есть люди, которые вполне неразумны и вполне несчастливы: это те люди, которые не ищут Бога, не нашли Его и, тем более, не служат Ему.

Вопрос в том, кто кого нашел: мы Бога или Он нас? По всем обстоятельствам моей жизни у меня сложилось впечатление, что Бог меня нашел, а не я Его. Были такие звонки, такие подсказки, что нет сомнений, что это было откровением Бога свыше. Мы говорим: я думал, размышлял, были такие обстоятельства жизни. Однако многие размышляют, но немногие из них встают на путь веры и идут по нему до конца. Сама вера - дар Божий, и за это надо благодарить Бога день и ночь.

 

- Если наша вера - это дар свыше, как тогда понимать слова "по вере вашей дано будет вам"?

- Вопрос о том, что остается за человеком, если все от Бога? За человеком остается жизнь по вере. Когда у человека появляется вера, у него появляются и возможности, и обязанности. За тобой остается свобода, как жить: так или иначе. Если Бог есть, то ты живешь совершенно иначе. Как Ф.М. Достоевский выразил формулу революционера: "Если Бога нет, все мне позволено". Свобода человека - жить по вере или по своей воле. Слаба вера или нет, зависит от того, насколько человек готов жить с Богом. Ведь многие люди не хотят верить в Бога, чтобы не иметь ответственности и жить по своим хотениям. Если мы делаем дела против веры, то она падает до нуля. Но если человек подкрепляет ее делами и жизнью по вере, тогда она только возрастает.

 

- Время передачи подходит к концу. Благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. Что бы Вы хотели пожелать в завершении нашим телезрителям в эти дни уходящего года, Рождественского поста и приближающегося Праздника Рождества Христова.

- Хочу пожелать всем сохранять в себе мысль: благодари Бога за скорби - и скорби минуют, благодари Бога за радость - и радость умножится, благодари Бога за все и дорожи секундой, минутой, днем, потому что такого дня, как сейчас, больше не повторится никогда. И каждый день посвящай Богу, людям и своей душе. Божие благословение да пребудет со всеми вами в  наступающем Новом 2015 году!

 

- Подводя наш итог: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите Бога".

 

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать