Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Вопрос телезрительницы Татьяны: «Почему, когда хочешь поделиться душевной радостью с близкими, чувствуешь, что это не получается? Да и радость обязательно теряется. Может быть, лучше ни с кем не делиться сокровенными чувствами? Но как же тогда общаться с близкими людьми? И почему, когда много говоришь, на сердце остается печаль?»
– Об этом много сказано у святых отцов. Они сравнивают привычку много говорить с открытыми дверями и окнами в доме. Если двери и окна открыты, дом выстуживается и в нем становится холодно. Так же происходит и в душе, если она открыта сквознякам. Когда человек много рассказывает о своих переживаниях, пусть даже искренних и глубоких, они девальвируются и прежде всего в его собственных глазах и очень часто бывают неубедительными для окружающих. Поэтому лучше молчать о своих переживаниях, что-то и можно, и нужно сказать, но пытаться перед каждым встречным вывернуть наизнанку душу, вытряхнуть все доброе, что в ней есть, – вредно и не принесет никакой пользы ни тебе, ни тому, перед кем ты это делаешь.
Совершенно правильно говорит Татьяна, что и поделиться не получается, и уходишь опустошенным, как будто ничего доброго с тобой не происходило. Опять в душе пустота, и это очень плохо.
– Еще одна Татьяна спрашивает: «Сегодня везде пишут, что православный христианин должен участвовать в делах милосердия. Но я чувствую, что после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте у меня нет сил еще куда-то ехать и помогать. В субботу и воскресенье надо быть в храме и успеть сделать домашние дела. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?»
– Действительно, это проблема. Если у человека нет возможности всерьез заниматься волонтерством, делами милосердия, у него есть своя собственная семья, а там огромное поле для милосердия и добра. Для такого человека такими делами будет не накричать лишний раз на ребенка или мужа (даже если они этого заслуживают), а просто улыбнуться им. Возможностей оказать помощь другому человеку очень много, ведь и на работе наверняка кто-то нуждается в помощи. Иногда она заключается в том, чтобы просто внимательно выслушать человека, которому нужен собеседник, чье-то внимание, сочувствие.
Надо просто постараться все, что мы мы делаем в нашей жизни, делать для Бога. Все: и нашу работу, и даже какие-то домашние дела – для Бога и как бы перед лицом Бога. Стираю ли я, глажу, копаю огород – я делаю это в присутствии Божьем. Делаю это собранно, с внутренним цельным чувством, не мучаю себя и других, не хнычу и не плачу, какая я несчастная и никто меня не жалеет, а, наоборот, делаю это как для Господа. И жизнь человека в таком случае просто преобразится, преобразится и жизнь его семьи! Есть много возможностей исполнить евангельские заповеди, даже если у человека очень мало свободного времени.
– Вопрос телезрительницы Алевтины: «Могут ли грехи быть вызваны физическими болезнями, например, раздражительность и обидчивость как следствие гормонального дисбаланса? Являются ли они тогда грехами и нужно ли в них исповедоваться?»
– Дело в том, что и раздражительность, и обидчивость являются грехами. И если человек ходит на исповедь, он должен в них каяться, должен каяться в том, что не может сдержаться. А наши различные состояния, не только гормональный дисбаланс, а например усталость, способствуют проявлению греха. Скажем, человек устал до невозможности, а кто-то начинает ему что-то рассказывать, и вот он обиделся или отмахнулся. Сказать, что это усталость и я не виноват в том, что накричал на жену или ребенка, будет нечестно. На то мы и люди, чтобы с юных лет до самой старости учиться держать себя в каких-то рамках, берегах, и желательно гранитных. Все наши эмоции, чувства, в том числе и под воздействием наших болезненных состояний, нужно контролировать или по крайней мере стараться тут же загладить. Скажем, диабетики очень раздражительны, но если накричал на кого-то – иди извиняйся. И исповедоваться надо, и бороться с этим обязательно надо.
– Вопрос от Сергия: «Скажите, пожалуйста, зачем нужно ходить на кладбище, кроме того, что это дань уважению, уход за могилой? С религиозной точки зрения зачем? Ведь молиться можно и в церкви, и дома, душа-то у Господа. Что тогда есть на кладбище, кроме бренного гниющего тела? Этот вопрос меня мучает. Я люблю ходить к родственникам на кладбище, разговариваю с ними, делюсь… Но, может, это все неверно? Бывают ли души умерших на кладбище? И еще вопрос: как относиться к кремации? Почему-то сейчас я хочу, чтобы меня лучше кремировали, чем гнить и разлагаться. Кремация – новшество для православия, или все же оно чуждо нашей религиозной культуре?»
– Да, сразу много вопросов, этой теме можно посвятить целую передачу. Тема, кстати, животрепещущая, интересует многих. Во-первых, дань уважения и уход за могилой – это уже не мало, и это надо делать, поэтому на кладбище можно и нужно ходить. Что касается «бренного гниющего тела»: Церковь верует и исповедует истину о том, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Смертное тело не является чем-то отверженным, презренным. Мы не только лечим его, когда оно болит, но и когда умирает, приносим его в церковь, совершаем над ним надгробное пение, кадим ему, мы окружаем его почетом, любовью, даем ему последнее целование. Хотя это тело, которое через несколько дней будет гнить, а может быть, уже и начало, тем не менее мы почитаем и тело, почитаем его как вместилище души. Мы помним, что в Последний День, во Всеобщее воскресение человек воскреснет преображенным, но с тем телом, с которым жил на этой земле. Именно поэтому мы и окружаем тело таким уважением и благоговением. Это древнее христианское отношение к умершим. Поэтому мы созидаем кладбище, а не выбрасываем покойников на съедение хищным птицам или в воды Ганга, что характерно для некоторых культур и в наше время. Есть самые разные способы погребения, в том числе огненное погребение, так называемая кремация, которая совсем не является новостью, – это очень древний способ погребения. Но Церковь принципиально не признает его, так как по слову Священного Писания считает: «Земля еси, и в землю отыдеши». Человек взят из земли и в землю должен уйти, это естественное окончание жизни человеческого тела. Поэтому и на кладбище ходить надо, и молиться нужно как в церкви, так и дома, одно другого не отменяет.
– Сергий спрашивает, бывают ли души усопших на кладбище? Он туда ходит общаться с родственниками.
– Насчет общения: это неправильно. Господь премудро закрыл границу между миром живых и миром мертвых именно потому, что человек, который начинает «общаться», может ошибиться и вступить в общение совсем не с теми, с кем, как ему кажется, он общается. Общение может быть только одно – молитва к Богу об усопшем человеке.
– Следующий вопрос от Татьяны Васильевны: «Допустимо ли православному христианину использовать методы саморегуляции и расслабления для улучшения психоэмоционального состояния: прослушивание спокойной музыки для релаксации, методы самовнушения?»
– Уважаемая Татьяна Васильевна, существуют естественные способы привести себя в более-менее спокойное состояние. Скажем, слушание спокойной музыки, в этом нет ничего плохого, это никак напрямую не связано с духовной жизнью, но лишь опосредованно с душевной. Психосоматические последствия воздействия спокойной музыки, расслабляющей обстановки сами по себе не вредны и ничего плохого в себе не содержат. Другое дело, что методы саморегуляции бывают разными, в том числе и заимствованными из восточных оккультных практик, вот этого делать не надо, но об этом надо уже говорить подробно.
Вообще, лучше всего для верующего человека – научиться молиться Богу. Это то, что по-настоящему, не симптоматически, а глубинно исцеляет человеческую душу и приводит ее в правильное состояние. Научиться молитве – это и очень большой труд и очень большое искусство. Поэтому я советую начать учиться молиться Богу. А все остальное – постольку-поскольку, если это не попытка влиять на духовное состояние.
– То есть как у пушкинского Пимена:
Смиряй себя молитвой и постом,
И сны твои видений легких будут полны.
Благодарю Вас, владыка, за развернутые ответы и напоминаю нашим телезрителям: свои вопросы митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину вы можете присылать на адрес электронной почты sarmit-tv@yandex.ru или на портал «Православие и современность» www.eparhia-saratov.ru
Ведущая Юлия Литневская
Записала Аксиния Шмонденко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!