Интервью митрополита Лонгина. Ответы на вопросы

27 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «Почему, когда хочешь поделиться душевной радостью с близкими, чувствуешь, что это не получается? Да и радость обязательно теряется. Может быть, лучше ни с кем не делиться сокровенными чувствами? Но как же тогда общаться с близкими людьми? И почему, когда много говоришь, на сердце остается печаль?»

– Об этом много сказано у святых отцов. Они сравнивают привычку много говорить с открытыми дверями и окнами в доме. Если двери и окна открыты, дом выстуживается и в нем становится холодно. Так же происходит и в душе, если она открыта сквознякам. Когда человек много рассказывает о своих переживаниях, пусть даже искренних и глубоких, они девальвируются и прежде всего в его собственных глазах и очень часто бывают неубедительными для окружающих. Поэтому лучше молчать о своих переживаниях, что-то и можно, и нужно сказать, но пытаться перед каждым встречным вывернуть наизнанку душу, вытряхнуть все доброе, что в ней есть, – вредно и не принесет никакой пользы ни тебе, ни тому, перед кем ты это делаешь.

Совершенно правильно говорит Татьяна, что и поделиться не получается, и уходишь опустошенным, как будто ничего доброго с тобой не происходило. Опять в душе пустота, и это очень плохо.

– Еще одна Татьяна спрашивает: «Сегодня везде пишут, что православный христианин должен участвовать в делах милосердия. Но я чувствую, что после работы и возвращения с нее в переполненном общественном транспорте у меня нет сил еще куда-то ехать и помогать. В субботу и воскресенье надо быть в храме и успеть сделать домашние дела. Как же тогда спастись, если все силы уходят на работу и больше не остается ни на что?»

– Действительно, это проблема. Если у человека нет возможности всерьез заниматься волонтерством, делами милосердия, у него есть своя собственная семья, а там огромное поле для милосердия и добра. Для такого человека такими делами будет не накричать лишний раз на ребенка или мужа (даже если они этого заслуживают), а просто улыбнуться им. Возможностей оказать помощь другому человеку очень много, ведь и на работе наверняка кто-то нуждается в помощи. Иногда она заключается в том, чтобы просто внимательно выслушать человека, которому нужен собеседник, чье-то внимание, сочувствие.

Надо просто постараться все, что мы мы делаем в нашей жизни, делать для Бога. Все: и нашу работу, и даже какие-то домашние дела – для Бога и как бы перед лицом Бога. Стираю ли я, глажу, копаю огород – я делаю это в присутствии Божьем. Делаю это собранно, с внутренним цельным чувством, не мучаю себя и других, не хнычу и не плачу, какая я несчастная и никто меня не жалеет, а, наоборот, делаю это как для Господа. И жизнь человека в таком случае просто преобразится, преобразится и жизнь его семьи! Есть много возможностей исполнить евангельские заповеди, даже если у человека очень мало свободного времени.

Вопрос телезрительницы Алевтины: «Могут ли грехи быть вызваны физическими болезнями, например, раздражительность и обидчивость как следствие гормонального дисбаланса? Являются ли они тогда грехами и нужно ли в них исповедоваться?»

– Дело в том, что и раздражительность, и обидчивость являются грехами. И если человек ходит на исповедь, он должен в них каяться, должен каяться в том, что не может сдержаться. А наши различные состояния, не только гормональный дисбаланс, а например усталость, способствуют проявлению греха. Скажем, человек устал до невозможности, а кто-то начинает ему что-то рассказывать, и вот он обиделся или отмахнулся. Сказать, что это усталость и я не виноват в том, что накричал на жену или ребенка, будет нечестно. На то мы и люди, чтобы с юных лет до самой старости учиться держать себя в каких-то рамках, берегах, и желательно гранитных. Все наши эмоции, чувства, в том числе и под воздействием наших болезненных состояний, нужно контролировать или по крайней мере стараться тут же загладить. Скажем, диабетики очень раздражительны, но если накричал на кого-то – иди извиняйся. И исповедоваться надо, и бороться с этим обязательно надо.

­ Вопрос от Сергия: «Скажите, пожалуйста, зачем нужно ходить на кладбище, кроме того, что это дань уважению, уход за могилой? С религиозной точки зрения зачем? Ведь молиться можно и в церкви, и дома, душа-то у Господа. Что тогда есть на кладбище, кроме бренного гниющего тела? Этот вопрос меня мучает. Я люблю ходить к родственникам на кладбище, разговариваю с ними, делюсь… Но, может, это все неверно? Бывают ли души умерших на кладбище? И еще вопрос: как относиться к кремации? Почему-то сейчас я хочу, чтобы меня лучше кремировали, чем гнить и разлагаться. Кремация – новшество для православия, или все же оно чуждо нашей религиозной культуре?»

– Да, сразу много вопросов, этой теме можно посвятить целую передачу. Тема, кстати, животрепещущая, интересует многих. Во-первых, дань уважения и уход за могилой – это уже не мало, и это надо делать, поэтому на кладбище можно и нужно ходить. Что касается «бренного гниющего тела»: Церковь верует и исповедует истину о том, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Смертное тело не является чем-то отверженным, презренным. Мы не только лечим его, когда оно болит, но и когда умирает, приносим его в церковь, совершаем над ним надгробное пение, кадим ему, мы окружаем его почетом, любовью, даем ему последнее целование. Хотя это тело, которое через несколько дней будет гнить, а может быть, уже и начало, тем не менее мы почитаем и тело, почитаем его как вместилище души. Мы помним, что в Последний День, во Всеобщее воскресение человек воскреснет преображенным, но с тем телом, с которым жил на этой земле. Именно поэтому мы и окружаем тело таким уважением и благоговением. Это древнее христианское отношение к умершим. Поэтому мы созидаем кладбище, а не выбрасываем покойников на съедение хищным птицам или в воды Ганга, что характерно для некоторых культур и в наше время. Есть самые разные способы погребения, в том числе огненное погребение, так называемая кремация, которая совсем не является новостью, – это очень древний способ погребения. Но Церковь принципиально не признает его, так как по слову Священного Писания считает: «Земля еси, и в землю отыдеши». Человек взят из земли и в землю должен уйти, это естественное окончание жизни человеческого тела. Поэтому и на кладбище ходить надо, и молиться нужно как в церкви, так и дома, одно другого не отменяет.

– Сергий спрашивает, бывают ли души усопших на кладбище? Он туда ходит общаться с родственниками.

– Насчет общения: это неправильно. Господь премудро закрыл границу между миром живых и миром мертвых именно потому, что человек, который начинает «общаться», может ошибиться и вступить в общение совсем не с теми, с кем, как ему кажется, он общается. Общение может быть только одно – молитва к Богу об усопшем человеке.

Следующий вопрос от Татьяны Васильевны: «Допустимо ли православному христианину использовать методы саморегуляции и расслабления для улучшения психоэмоционального состояния: прослушивание спокойной музыки для релаксации, методы самовнушения?»

– Уважаемая Татьяна Васильевна, существуют естественные способы привести себя в более-менее спокойное состояние. Скажем, слушание спокойной музыки, в этом нет ничего плохого, это никак напрямую не связано с духовной жизнью, но лишь опосредованно с душевной. Психосоматические последствия воздействия спокойной музыки, расслабляющей обстановки сами по себе не вредны и ничего плохого в себе не содержат. Другое дело, что методы саморегуляции бывают разными, в том числе и заимствованными из восточных оккультных практик, вот этого делать не надо, но об этом надо уже говорить подробно.

Вообще, лучше всего для верующего человека – научиться молиться Богу. Это то, что по-настоящему, не симптоматически, а глубинно исцеляет человеческую душу и приводит ее в правильное состояние. Научиться молитве – это и очень большой труд и очень большое искусство. Поэтому я советую начать учиться молиться Богу. А все остальное – постольку-поскольку, если это не попытка влиять на духовное состояние.

– То есть как у пушкинского Пимена:

Смиряй себя молитвой и постом,
И сны твои видений легких будут полны.

Благодарю Вас, владыка, за развернутые ответы и напоминаю нашим телезрителям: свои вопросы митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину вы можете присылать на адрес электронной почты sarmit-tv@yandex.ru или на портал «Православие и современность» www.eparhia-saratov.ru

 

Ведущая Юлия Литневская
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать