Хранители памяти. Открытие выставок, связанных с Домом Романовых, в Третьяковской галерее

2 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск программы - об открывшихся в Государственной Третьяковской галерее двух выставках, связанных с Домом Романовых. Это уникальная экспозиция фотодокументов «Романовы. Семейные хроники», большая часть которых никогда ранее не экспонировалась и не публиковалась, и выставка «Акварели великой княгини Ольги Александровны».

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся возле здания Третьяковской галереи на Крымском валу, где открылись сразу две выставки, связанные с императорским Домом Романовых. С открытия выставок наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти».

Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:

– Мы начинаем торжественную церемонию открытия двух выставок: выставки «Романовы. Семейные хроники», представляющей более ста никогда не показывавшихся, не публиковавшихся фотографий из собрания Третьяковской галереи, поступивших в начале 30-х годов из Гатчинского дворца и из Александровского дворца; и выставки «Акварели великой княгини Ольги Александровны».

Открываем мы обе выставки в сентябре 2018 года, того года, когда все вспоминают, что произошло сто лет назад, вспоминают расстрел царской семьи и весь тот ужас, который был связан с 1918 годом, с этим событием и другими подобными событиями, происходившими в те месяцы.

– На выставке «Романовы. Семейные хроники» представлены фотографии, связанные с периодами правления трех российских императоров – Александра II, Александра III и Николая II. Большинство из этих фотографий никогда ранее не экспонировались и не публиковались.

Майя Ивановна Амелина, главный специалист фотоархива Третьяковской галереи, куратор выставки «Романовы. Семейные хроники»:

– До этого их никто не видел, они хранились у нас в фотоархиве в течение ста с лишним лет. Какое-то время царская семья не была такой, чтобы занимались исследованиями их жизни, а когда пришло время, мы начали разбирать этот архив. Он огромный, мы потратили, наверно, лет шесть, чтобы фотографии датировать. Это работа в архивах, в других музеях, с коллегами, которым мы очень благодарны за помощь.

Некоторая часть фотографий была опубликована в докладах, но очень небольшая. Это наши «Третьяковские чтения» и доклады в Санкт-Петербурге, где проходит ежегодная конференция «Росфото» по фотографии в музее. Вот там было опубликовано два доклада из этой серии. Остальная часть – это все абсолютно новое для публики, и мы очень рады это представить.

Фотографии начинаются с портретов Александра II – их два. Затем несколько портретов Лейхтенбергских, которые тесно связаны: это Мария Николаевна, дочь Николая I, ее дети, там есть групповой портрет и отдельный, а также другие родственники... Великие княгини Ольга Федоровна, Елена Владимировна…

Затем Александр III – это серия фотографий, сделанная в Спале польским фотографом Бранделем, поскольку император туда часто ездил на охоту, каждый год. Там бывали разные фотографы, в том числе Конрад Брандель, который снимал репортаж. Это очень интересный репортаж, который начинается с выхода Александра III из вокзала в Бресте, затем военный смотр в Бресте и уже сама Спала. Сцен охоты там нет, но есть сцены, когда дети приходят встретить императора, хор исполняет народные песни, они все в народных костюмах.

Затем семья Александра III – это, соответственно, Мария Федоровна, их дети – семейные фотографии. И две очень интересные фотографии – ежегодный парад войск московского гарнизона, который проходил на Театральной площади, где был плац для парадов.  Александр III каждый год на этот парад приезжал, тем более что это совпадало с годовщиной его коронации. 19 мая 1891 года он тоже был в Москве, об этом есть очень интересный репортаж в газете «Московские ведомости». И вот фотографии, сделанные московским фотографом Тиле.

Это интерьер яхты «Зарница», которая принадлежала великому князю Николаю Александровичу после смерти предыдущего владельца Георгия Александровича. Визит Николая II и Александры Федоровны в Париж. И альбомы – три альбома-приношения. Один из них – очень интересный альбом «Калмыки», который хранился в классной комнате наследника, он очень интересен с этнографической точки зрения.

Затем семейный альбом цесаревича Алексея. Как можно предположить, у каждого из детей Николая II был свой альбом, они все очень увлекались фотографией. Фотографий было очень много, они сами их вклеивали в эти альбомы. Именно этим и ценен представленный альбом: они сами не только снимали, но и отбирали из того, что они сняли, то, что им казалось самым интересным, и сами же вклеивали. Это история пяти лет из жизни цесаревича.

289 фотографий, их тематически можно разделить так: Александровский дворец, Александровский парк (это совершенно детские фотографии, семейные развлечения, катания на лодке, на велосипеде); затем другая резиденция – нижняя дача в Петергофе; поездка в Спалу – несколько фотографий. Очень много фотографий, сделанных в Ливадии (1911 год, когда был построен новый дворец, они первый раз приехали и снимали все подряд). Николай II писал, что он в восторге от вида со своего балкона, и у нас есть фотография, где он на этом балконе стоит. Там, конечно, маленькая фигурка, но ее видно. И всякие развлечения детей – гуляния по берегу моря, там была очень интересная детская площадка в виде корабля. Судя по всему, там цесаревич обучался морскому делу. Поездка во Фридберг в 1910 году всей семьей: когда Александра Федоровна ездила на воды, они ее сопровождали. Конечно, на яхте «Штандарт» очень много фотографий; и финские шхеры, где они любили отдыхать.

Есть одна фотография цесаревича Алексея около памятного камня с надписью на финско-шведском языке, который местные крестьяне поставили в честь его визита. Больше таких фотографий мы нигде не встречали. Все эти фотографии были не подписаны, не датированы – проведена огромная работа по установлению мест, лиц и датировке этого альбома.

И очень интересный альбом, который соединяет нашу выставку с акварелями Ольги Александровны, – это альбом «Меджибож». Ольга Александровна была шефом Ахтырского гусарского полка, который в 1908 году квартировал в Меджибоже, польском местечке. Она ездила туда со своим первым мужем принцем Ольденбургским, и это репортаж об этой поездке. Ахтырцы всегда были с Ольгой Александровной. Даже когда она умерла, у ее гроба стояли гусары Ахтырского полка.

– Выставка «Акварели великой княгини Ольги Александровны», младшей сестры императора Николая II, талантливой художницы, учившейся у известных мастеров, охватывает произведения, созданные в период с 1898 по 1952 год в России, Дании и Канаде. Она начала заниматься живописью в раннем детстве и уделяла любимому делу каждую свободную минуту.

Ольга Николаевна Куликовская-Романова, глава Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, организатор выставки «Акварели великой княгини Ольги Александровны»:

– Мы открываем юбилейную, двадцать пятую, экспозицию акварелей великой княгини Ольги Александровны, приуроченную к 100-летию подвига государя Николая II и его семьи. Представить свои художественные произведения в залах главного музея русского искусства – честь для любого живописца. Работы моей августейшей свекрови возвращаются в Третьяковскую галерею второй раз, чтобы порадовать зрителей.

Уже в раннем возрасте великая княгиня проявила обширные художественные задатки, развитые лучшими живописцами России того времени. Она была многолетней ученицей таких выдающихся художников русской реалистической школы, как академик Карл Викентьевич Лемох, Владимир Егорович Маковский, Станислав Юлианович Жуковский, Сергей Арсеньевич Виноградов, Константин Яковлевич Крыжицкий и Гавриил Павлович Кондратенко.

Многие из рода обладали художественными талантами, их наследие еще ждет своих исследователей. Особенностью же великой княгини Ольги Александровны было то, что она посвящала себя многогранному художественному творчеству на протяжении всей своей жизни – писанию икон, росписи фарфора, живописи маслом, созданию акварельных работ. Ольга Александровна стала продолжательницей русской реалистической художественной традиции. Она прекрасно владела техникой многослойной акварельной живописи, которая позволила воспроизводить окружающую реальность максимально точно.

Произведения августейшей художницы получили признание во многих зарубежных странах – в Дании, во Франции, в Германии, Англии и Канаде – еще при ее жизни. В XXI веке благодаря деятельности Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны работы багрянородной художницы стали известны ценителям прекрасного в Соединенных Штатах, а самое главное – в России. Везде они вызывали неподдельный интерес и восторженное восприятие.

Представленные экспонаты освещают жизненный и творческий путь великой княгини. Приглашаем посетителей выставки к увлекательному путешествию в историческом пространстве и во времени. Глубокие чувства, наблюдения и переживания отображены  на фоне культуры и природных особенностей трех стран – России, Дании и Канады, в которых на разных жизненных этапах пребывала со своей семьей Ольга Александровна.

Светлые мгновения, пережитые ею, лирические пейзажи, нежные цветы имеют отблеск благородства и величия царственной княгини, передают ее мудрость и искренние впечатления. Постепенно ее талант и художественное творчество становятся достоянием множества поклонников искусства в современной России. Доброе имя Романовой, таким образом, возвращается на Родину.

Ведущая  Елена Чач, кандидат исторических наук

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 декабря: 07:05
  • Воскресенье, 16 декабря: 23:45
  • Вторник, 18 декабря: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Церковь Небесная. Изображение Соборов святых в русской иконописи XVI – начала XX века», работающей сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В этом выпуске внимание будет сосредоточено на иконах, представленных во втором зале экспозиции, посвященном Соборам русских святых.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы