Хранители памяти. Музей им. Андрея Рублева. Часть 1

29 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы отправляемся в древний Спасо-Андроников монастырь, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В этом выпуске - рассказ об истории монастыря и его архитектурных памятниках, а также о том, как эта древняя обитель была спасена в советское время от разрушения и превратилась в музей.

– Мы находимся на территории Спасо-Андроникова монастыря. Отсюда, из  Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».

Геннадий Викторович Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор:

– Монастырь является одним из ранних. Он был основан по инициативе митрополита Алексия и Сергия Радонежского учеником преподобного Андроником. Этому событию предшествовала история из жизни митрополита, который оказался во время бури в бухте Золотой рог у Константинополя. Митрополит пообещал, что закажет икону святого, чтимого в тот день,когда он спасется, или посвященную его празднику, и устроит монастырь в его честь. Это событие выпало на день перенесения Спаса Нерукотворного (Убруса) из Едессы в Константинополь, и он приехал домой уже с заказанной в Константинополе иконой. Судя по всему, размер этой иконы был крошечный.

Событие произошло в 50-е годы XIV века, и, видимо, где-то около этого времени основан монастырь, это было при князе Иване Ивановиче Красном, которого мало кто помнит (один из наследников Ивана Калиты). Митрополит решил попросить Сергия, чтобы тот отправил к нему кого-то из своих учеников. По поздним сведениям Сергий Радонежский дал ему одного из своих любимых учеников – Андроника. При этом в ранних списках жития поясняется, что он был из тех же земель, что и сам Сергий, то есть из Ростова. Андроник, видимо, пришел с Сергием и был уже далеко немолод.Таким образом, Андроник основывает монастырь, а Алексий дает на него средства. Сначала здесь все постройки были деревянные, и только в 10– 20-е годы строится каменный собор Спаса Нерукотворного.

Тогда же, на рубеже XIV - XV веков, в монастыре действует очень серьезная книгописная мастерская, о художественной мастерской мы ничего не знаем. Здесь работало до восьми писцов, а это много для того времени. Более того, они выполняют митрополичьи заказы, например, копируют «Изборник» Святослава. Оригинал по времени относится к 1073 году, то есть к XI веку. Это одна из роскошных киевских великокняжеских рукописей, и она попадает в Спасо-Андроников монастырь для переписывания. И поскольку все меняется (размеры, масштабы, возможности), то делают два тома этой рукописи, потому что она огромна, как все киевские рукописи.

Каменный храм появляется, вероятнее всего,вслед за несколькими храмами Рождества Богородицы, которые расписывает Феофан Грек. В обойме звенигородских храмов появляется ни на что не похожий храм. Мы не все понимаем с точки зрения архитектуры и его резного убранства. Некоторые из деталей представлены в экспозиции: в процессе реставрационных работ были обнаружены замечательные и красивые кусочки резьбы, но они, скорее всего, были из какого-то другого сооружения, потому что напоминают больше XIV век,нежели XV. Все это было сделано в процессе застройки белокаменными храмами самых главных святынь Москвы. И не только самого Кремля, но и Троице-Сергиевой лавры. Успенский собор в Звенигороде – это придворный храм Юрия Звенигородского, но рядом,в Саввино-Сторожевском монастыре,тоже появляется храм Рождества Богородицы. Эти храмы объединяются в группу выдающихся памятников московской архитектуры.

Дальше все немного туманно, потому что первые сведения – это сведения о строительстве трапезной в 1504-1506 годах. Трапезная строится на средства великого князя Ивана III, потому что игумен Спасского монастыря был его духовником, так что здесь вполне прослеживается четкая связь. Строительство трапезной завершается уже после смерти Ивана III.

Повторный расцвет монастыря происходит в самом конце XVII века. На средства Евдокии Лопухиной (первая жена Петра I) и ее родных в монастыре появляется несколько зданий, включая трехъярусный храм Михаила Архангела. В Знаменской церкви, в первом ярусе храма Михаила Архангела, в подклете, есть множество погребений семьи Лопухиных. Мы вывесили список их имен, потому что это совершенно уникальное явление. Несмотря на все репрессии Петра I и его окружения, Лопухины занимали видные места в русской административной и военной бюрократии, и среди них были выдающиеся люди – меценаты и деятели культуры.Когда-то здесь были замечательные надгробия, они сейчас хранятся в Донском монастыре. Я мечтаю перевезти их сюда, но для этого необходимо хорошее помещение.

Еще один интересный аспект истории монастыря – связь с жизнью Андрея Рублева. Существует мнение, что он был пострижен здесь. По другой версии – в Троице-Сергиевой лавре, а здесь провел основную часть жизни. Документально это не подтверждается. Мы знаем, что он сначала работает с Феофаном Греком и старцем Прохором над росписью Благовещенского собора, это 1405 год. Потом, в 1408 году,по распоряжению великого князя он вместе с Даниилом едет во Владимир, и после большого промежутка времени, в 20-е годы, они появляются в Троице-Сергиевой лавре (тогда еще монастыре) и расписывают иконостас. В конце жизни они переезжают из Троице-Сергиевого монастыря в Спасо-Андроников монастырь и тоже расписывают этот храм. Причем существуют разные версии:то говорится только об одном Андрее Рублеве, то об Андрее Рублеве и Данииле. Точно известно лишь одно – они умерли и были похоронены здесь.

По мнению И. Э. Грабаря и целого ряда других исследователей, Андрей Рублев умирает именно здесь, и это известно по житию преподобного Сергия Радонежского. Умирает в 1430 году, и якобы есть сведения о надгробной доске, которую скопировал некий немецкий исследователь Миллер, и ее нашла жена Петра Дмитриевича Барановского и тоже ее скопировала. Все это мифология. В 1947 году вышел генплан Москвы, в котором не было ничего, кроме библиотеки им. В.И. Ленина, собора Василия Блаженного и Кремля, а все остальное подлежало полной реконструкции. Слава Богу, что этот план не осуществился в силу финансовых соображений и в силу того, что Иосиф Сталин умер в 1953 году. Но он способствовал тому, что возбужденное население выдвинуло такого героя, как Петр Дмитриевич Барановский, который сочинил легенду об этой надгробной доске, и сведения эти будут доставлены Иосифу Виссарионовичу. И 10 декабря 1947 года Сталин подпишет Указ об основании здесь музея имени Андрея Рублева.

– Мы еще вернемся в Спасо-Андроников монастырь и продолжим рассказ о музее имени Андрея Рублева.

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать