Хранители памяти. Выставка "Преподобный Иосиф Волоцкий". Ч.1

10 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы отправляемся в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на временную выставку, посвященную преподобному Иосифу Волоцкому. Ее открытие осенью этого года было приурочено к 500-летию со дня преставления святого. На экспозиции представлены созданные во время жизни преподобного Иосифа иконы и книги из собраний Музея имени Андрея Рублева и Российской государственной библиотеки. О самом святом Иосифе Волоцком, его деятельности и посвященной ему выставке – в нашей передаче.

Преподобный Иосиф Волоцкий жил во второй половине XV – начале XVI века, он принял монашество в юном возрасте и подвизался сначала в Тверском Саввином, а затем в Пафнутьево-Боровском монастыре. Почти два десятилетия трудился преподобный Иосиф в этой обители и после смерти преподобного Пафнутия был назначен игуменом монастыря. Он решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретил упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда преподобный Иосиф с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, чтобы основать новую обитель. При слиянии рек Струги и Сестры в июне 1479 года был воздвигнут крест и заложена первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее строительство положило начало одноименной обители. Главное внимание в ней уделялось внутреннему устроению жизни иноков. Преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие по составленному им уставу, основой которого было полное нестяжание, отсечение своеволия и непрестанный труд. У братии все было общее, а часть трапезы иноки оставляли бедным.

В 80-х годах XV века на месте деревянного Успенского храма был воздвигнут каменный. В 1504 году была заложена церковь в честь Святого Богоявления, затем построена колокольня, а также храм во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрии».

Преподобный Иосиф Волоцкий активно боролся с ересями и церковными несогласиями, обличал жидовствующих, также он был талантливым церковным писателем, автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Игумен Иосиф участвовал в обсуждении важных церковных и государственных вопросов, был одним из вдохновителей учения о Русской Православной Церкви как преемнице  и носительнице древнего вселенского благочестия. Дискутируя с духовным лидером нестяжателей преподобным Нилом Сорским, преподобный Иосиф доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

– В конце XV века в свите литовского князя Михаила прибыл в Москву некто по имени Захарий, его называли Схария. Этот человек обладал несомненными способностями проповедника, был по-европейски образованным человеком. Он стал учить людей, что самым главным в определении путей человеческого спасения является не учение христианское и особенно церковное, не церковная проповедь, а личное решение и понимание человека.

В XV веке, особенно в его второй половине, в Европе возникает такое явление, как Ренессанс (Возрождение). Возрождение чего? Возрождение языческой культуры и языческого понимания человека. Главный посыл Ренессанса миру заключался в том, что не Бог, а человек в центре мира. И Схария учил, что Церковь не имеет никакой учительной власти, что каждый может мыслить так, как он желает мыслить. Он отрицал Святую Троицу, он ставил под сомнение Боговоплощение, он не верил в церковные таинства, он не понимал смысла икон. Забегая вперед, скажу, что все эти идеи Схарии нашли свое место в западноевропейском протестантизме, причем в самых крайних его проявлениях. И мы знаем, чем явилась Реформация на Западе – она расколола всю западную цивилизацию, христианскую Церковь, и религиозные войны были порождены теми самыми идеями, которые Схария проповедовал здесь, почти за 20 лет до начала западноевропейской Реформации, и проповедовал сильно, убедительно.

Великий князь Иван III, великий государь, с вниманием отнесся к его проповеди и согласился с ней, а вслед за этим последовали конкретные действия. Иван III поставил на Московский митрополичий престол сторонника Схарии, еретика и двух протопопов (выражаясь церковным современным языком – настоятелей), да не простых московских храмов, а Успенского и Архангельского, что в Московском Кремле. И казалось, что же может уберечь нашу Церковь, нашу страну от этой страшной Реформации, которая разрушила бы все религиозные основы жизни, взбудоражила людей, создала предпосылки для огромного количества разделений, расколов, которая привела бы к полной потере национальной и религиозной идентичности нашего народа? Власть и интеллигенция за ересь, тогдашнее правительство, дьяки – за ересь. А кто же выступает против ереси?

Игумен Успенского Волоколамского монастыря Иосиф, обладая, конечно, мощным интеллектом, прекрасной памятью, замечательной логикой, пишет книгу «Просветитель», которая камня на камне не оставляет от этой ереси Схарии. Он находит замечательного союзника, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, и они, можно сказать, вдвоем бросают вызов тогдашней царской власти, господствующим интересам. Они поднимают духовенство, народ, верующих людей, и в 1502 году на Соборе в Москве ересь Схарии осуждается, ошибочность этой ереси признает великий государь Иван III и приносит покаяние. Низвергается еретик митрополит Московский, изгоняются еретические протопопы и все, кто их поддерживал. Подвиг преподобного Иосифа мало с чем можно сравнить по его духовным, интеллектуальным и политическим последствиям для всей Святой Руси.

– В сентябре этого года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева торжественно открылась приуроченная к 500-летию со дня преставления Иосифа Волоцкого выставка «Преподобный Иосиф Волоцкий. Иконы и книги из собрания Музея имени Андрея Рублева и Российской государственной библиотеки».

Геннадий Викторович Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор:

– Здесь открыта выставка, посвященная 500-летию со дня кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Замысел этой выставки был следующий – собрать все произведения, практически прижизненные, связанные с личностью преподобного Иосифа Волоцкого. Он умирает в 1515 году, значит это верхний хронологический рубеж основной части материала. Правда, здесь не все это удалось соблюсти. Иосиф Волоцкий основывает свой монастырь в 1479 году, тогда же строится деревянный храм Успения, и, видимо, его расписывает Дионисий. Вообще с Дионисием Иосиф Волоцкий познакомился, видимо, еще в Пафнутьево - Боровском монастыре, куда тот приезжал со своим вероятным учителем Митрофаном из Симонова монастыря в Москве. Тогда же это знакомство действительно состоялось, потому что Иосиф Волоцкий после всяких перипетий в Пафнутьево - Боровском монастыре уходит с четырьмя иконами. Одна из них была «Одигитрия» письма Дионисия, а три (что удивительно) – Андрея Рублева, и этот момент очень занимательный. Он и в дальнейшем собирает эти иконы, потому что их оказывается около десяти в стенах Иосифо-Волоколамского монастыря, в сущности монастыря более позднего по отношению к Андрею Рублеву. Он даже заказывает для деревянного храма какие-то иконы для иконостаса, это не очень хорошо прослеживается по описям, но это можно предположить, потому что иногда там упоминается старый деисус, так что можно на этом основании сделать вывод.

В 1484 году он уже строит каменный собор, и туда приглашается не только Дионисий, но и его сыновья, там же работают племянники Иосифа Волоцкого, некто старец Паисий. В конце 1485 года собор освящается, есть уже иконостас, в котором большое количество икон выполнены Дионисием и сопровождающими его мастерами. Дело в том, что мы эту выставку посвятили именно этому срезу. Осветить в сколько-нибудь полном объеме литературно-публицистическую деятельность Иосифа Волоцкого, борьбу с еретиками у нас нет возможности, так как нет материалов, посвященных взаимоотношениям великого князя и Иосифа Волоцкого (они тоже были очень сложными), но у нас есть возможность показать его как некоего мецената – вот этот момент мы попытались соблюсти.

В 1956 году представителями Музея была совершена экспедиция в Иосифо-Волоколамский монастырь. Этот монастырь после войны был в очень руинированном состоянии, еще после войны извлекали мины со всего его монастырского пространства, и все было довольно сложно. В Успенском соборе валялись иконы, некоторые были вынуты, раскиданы. Туда поехали представители Ленинской библиотеки (из отдела рукописей), которую возглавлял замечательный, очень интересный ученый Александр Александрович Деминов. Он взял оттуда несколько рукописей, которых еще не было в Ленинской библиотеке. Я напомню, что основная часть библиотеки именно рукописного наследия, а не старопечатного ушла в Синодальное собрание еще до революции, потом она оказалась в Ленинской библиотеке, что, слава Богу, ее спасло. Если бы она находилась в монастыре, там ничего бы не уцелело, когда его закрывали. Мы забрали несколько рукописей, собственно три или четыре, среди них замечательная «Лествица» 1510 года. Она известна и представлена у нас в несколько размонтированном виде, в виде отдельных листов, потому что сейчас проходит реставрацию. Что касается всего остального, то были взяты еще архивные материалы, которые уже опубликованы в одном из выпусков Иосифо-Волоколамского монастыря, посвященных Иосифу Волоцкому. Также мы взяли иконы.

– Мы еще продолжим рассказ о выставке, посвященной преподобному Иосифу Волоцкому.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать