Хранители памяти. Некрополь Донского монастыря

1 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Новый выпуск нашей передачи – из некрополя Донского монастыря. На этом монастырском кладбище нашли место своего последнего упокоения многие знаменитые деятели прошлого. Некрополь является также подлинным собранием памятников скульптуры и архитектуры, ведь в советское время в стенах Донского монастыря располагался Музей Академии архитектуры и сюда свозили художественные фрагменты разрушенных памятников и ценные в художественном отношении надгробия из других московских некрополей.

Инок Киприан Сабанцев, экскурсовод Донского ставропигального мужского монастыря:

– Некрополь Донского монастыря сохранился на 80 %, на 20 % сохранился некрополь Новодевичьего монастыря, а остальные большие некрополи Москвы в советское время были разрушены. Так как здесь в советское время был Музей архитектуры, то сюда со всей Москвы и Подмосковья свозили самые интересные, ценные, древние, редкие и красивые надгробья. Свозили как экспонаты. Останки сюда не перевозили. Еще Карамзин писал, что начиная с конца XVII века Донское кладбище становится местом захоронения московской элиты, как купеческой, так и дворянской. В некрополе Донского монастыря имеется около трех тысяч захоронений. Визуально этого не видно, потому что в советское время многие плиты покрылись землей. К нам приходят волонтеры и помогают частично восстанавливать надгробья, расчищают их от мусора, от грязи и мха. Также Донской монастырь ведет работу по очищению некрополя от старых деревьев: на территории насчитывается несколько десятков аварийных деревьев; они старые и могут в любой момент упасть, рухнуть, сломаться, тем самым разрушив надгробия. Деревья также создают густую тень, в результате чего на надгробиях растет много мха, разрушающего их.

Среди людей, которые были здесь похоронены, такие фамилии, как Пушкины, Тургеневы, Голицыны. В 2000-х годах в Донской монастырь были перенесены останки русских деятелей, умерших в эмиграции. Все это было сделано по инициативе Российского фонда культуры, который возглавляет Никита Михалков, и некоторых лиц Церкви, в частности отца Дмитрия Смирнова и отца Тихона (Шевкунова). Так, например, из Америки были перенесены останки русского генерала Деникина с супругой, русского писателя и философа Ивана Ильина с женой, русского генерала Каппеля, сподвижника адмирала Колчака, воевавшего с ним на Дальнем Востоке. В 2000-м году были перенесены останки русского писателя Ивана Шмелева с супругой. Иван Шмелев в своем произведении «Лето Господне» описывает похороны отца, которого хоронили здесь, в Донском монастыре, но в советское время могила была утеряна; известно только то, что рядом с ним похоронены его дядьки, они были купцами. Также у нас здесь похоронен Иван Жуковский, отец русской авиации, создатель науки об аэродинамике, и перезахоронен Василий Перов, один из основателей общества художников-передвижников. Он первоначально был похоронен в некрополе Данилова монастыря, но потом его перенесли сюда.

Какие надгробия бывают? Есть саркофаги: в первой половине XVIII века археологи начали копать Помпеи и там обнаружили такие надгробия. Мода на них сначала пришла в Европу, потом к нам. Здесь есть надгробия в виде маленьких стел, как в Древнем Египте, только там они несколько десятков метров, а здесь они в несколько раз меньше (то есть скульпторы черпали свое вдохновение из разных источников). Также у нас есть надгробия в виде аналоя, есть статуи девушек – с погребальной урной, или с цветком, или с крестом. Таких девушек называют плакальщицами. Встречаются у нас надгробия с крестами в виде мертвого дерева. Такие надгробия ставили в тех случаях, когда похороненный там покойник не оставлял детей, потомства: этот крест символизировал засохшее семейное древо без новых ветвей. У масонов тоже была понятная им символика, и они у себя что-то похожее ставили. А бывало, что и с детьми, и не масоны, но с такими же надгробиями. Почему? До сих пор загадка. Может быть, просто была такая мода.

Как я уже говорил ранее, в советское время здесь был Музей архитектуры и сюда свозили самые интересные, ценные и редкие надгробия из других некрополей Москвы. Так, например, возле южной стены у нас стоит надгробие Спасителя с крестом из черного гранита. Его в советское время привезли из некрополя Андроникова монастыря, который до наших дней не сохранился. Там сохранился только один Спасский собор, который считается самым старым зданием Москвы, и в нем – фрески Андрея Рублева. Так вот, это надгробие стало местом тайных молитв, тайного паломничества. Почему тайных? Потому что веру преследовали, гнали, и люди, как бы гуляя по некрополю, тихо, незаметно подходили к Спасителю и молились. Это место в народе остается особенным, намоленным. Свидетельством большого количества людей, приходящих на это место, является то, что у Спасителя пальцы ног блестят: много людей прикасались к ним.

Летом 1931 года Храм Христа Спасителя стали обносить забором, а в декабре его взорвали. За эти полгода из Храма было вывезено самое интересное и ценное, по мнению властей. Так, например, мрамором собора было выложено две станции Московского метро – «Кропоткинская» и «Охотный ряд». А на станции «Новокузнецкая» до сих пор стоят мраморные лавочки из собора.

Был знаменитый архитектор-реставратор Петр Барановский, он тоже здесь похоронен. В свое время он спас собор Василия Блаженного на Красной площади от взрыва, от разрушения. Он собрал осколки горельефов и привез сюда. Они просто здесь хранились в течение двадцати лет и к 1951 году были собраны и вмонтированы в восточную стену. До начала 80-х годов прошлого века вид у них был естественный, как белый мрамор с зеленцой, но потом мрамор покрыли специальным материалом для большей прочности. Первоначально было двенадцать больших панно, а осталось только три. Два из них – это ветхозаветный сюжет. Посередине находится панно, где изображена встреча Давида после его победы над Голиафом. В верхнем правом углу изображена голова Голиафа на шесте, которую Давид отрубил его же мечом. Другое панно из ветхозаветного сюжета изображает встречу Авраама после его победы над царями. Встречает его первосвященник Мельхиседек. Третье панно – это уже наше русское средневековье. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву, здесь же присутствуют иноки Ослябя и Пересвет, которых преподобный благословил на битву, князья Владимир Серпуховской и Боброк Волынский – непосредственные участники Куликовской битвы. В конце 90-х годов, если я не ошибаюсь, эти горельефы хотели забрать в Музей Храма Христа Спасителя, но после расчетов выяснилось, что если горельефы заберут, то может рухнуть стена, поэтому горельефы оставили здесь.

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать