Хранители памяти. Музей новомучеников Скорбященского храма на Шпалерной улице (Санкт-Петербург). Часть 1

10 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков передачи из музея новомучеников, созданного при петербургском храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице. Организовал этот музей настоятель храма протоиерей Вячеслав Харинов. Свой рассказ об экспозиции он начинает с истории расстрелянного в 1937 году талантливого юного скрипача Бори Шашкова, которому в музее посвящен отдельный "уголок"...

 

Тема новомучеников и исповедников Российских становится все острее в наши дни, открываются ранее неизвестные имена и судьбы. И наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти» – из Музея новомучеников при петербургском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице любима многими петербуржцами, ее приходу уже 300 лет. С 2003 года настоятелем здесь является протоиерей Вячеслав Харинов, немало сделавший для устроения и благоукрашения храма. Отец Вячеслав организовал при церкви два музея: Блокадный и Музей новомучеников. Во второй из них мы и отправились во дни Великого поста, чтобы подробнее узнать как о представленной здесь экспозиции, так и о предметах и документах, не выставленных на всеобщее обозрение.

Протоиерей Вячеслав Харинов: «Тема новомучеников вызывает живейший интерес у всех посетителей нашего музея. Судьбы репрессированных людей всплывают неожиданно. Мы привыкли считать новомучениками и исповедниками только тех, кто прославлен Церковью, кто нам хорошо известен. Мы забываем, что существует масса людей, которых можно было бы назвать невыявленными святыми. Люди, которых Церковь не прославила в лике святых, но которые всей своей жизнью показали ту чистоту, приверженность тем высоким идеалам и ценностям, что можно было бы вполне свободно назвать их святыми людьми. Истории таких людей, судьбы таких людей неожиданно становятся известными, когда занимаешься новомучениками и исповедниками.

Сегодня хотелось бы рассказать об одном таком «маленьком человеке» России, памятуя о том, что проблематика «маленького человека» поднята нашей отечественной литературой и стала мощнейшим толчком в формировании каких-то социальных воззрений интеллигенции, общества. «Маленький человек», на самом деле, при рассмотрении вдруг оказывается большим, значительным. И тем трагичнее судьба этих внешне маленьких людей, которые на самом деле могли бы составить гордость России.

Мне хотелось бы рассказать о судьбе Бори Шашкова, талантливого мальчика, который родился в Китае. Десятки тысяч русских людей жили в Харбине, строили Китайско-Восточную железную дорогу – то предприятие, которое дало возможность вести панроссийскую политику и осуществлять панроссийское влияние на территории Китая. В основном это были православные люди, поехавшие в другую страну с желанием послужить России в далеких пределах, развить дальневосточные земли. В семье таких людей, строителей Китайско-Восточной железной дороги, родился Борис Шашков, чья фотография есть в нашем музее.

О судьбе этого молодого человека не знает Россия. А должна бы знать. Талантливый мальчик, в подростковом возрасте он давал скрипичные концерты в Харбине. Талантливый скрипач. Русская скрипичная школа – это особый разговор. Удивительно, но даже в далеких дальневосточных пределах наши люди сохраняли хорошую музыкальную школу. И Боря Шашков, будучи совсем юным, 14-15-летним подростком, давал очень серьезные концерты.

Так случилось, что в моей семье тоже музыканты. В частности, моя дочь, Дарья Харинова, опытный скрипач, лауреат международных конкурсов, педагог, намеренно играла программу Бориса Шашкова в его возрасте. И она говорила: «Папа, это очень сложная программа. Это был очень хороший, талантливый скрипач. Чтобы это играть, надо было обладать действительно очень высокой скрипичной школой». Он закончил в Харбине музыкальную школу. У нас остались программы концертов, которые он давал в рамках деятельности Харбинского музыкального общества.

Надо сказать, что в семье Бори Шашкова все были в каком-то смысле талантливы. Его старший брат был замечательным литератором, писателем, рано начал писать, писал хорошую прозу, пробовал себя в поэзии. Отец был человеком выдающихся способностей, настоящим русским интеллигентом, сумевшим дать прекрасное образование своим детям, живя на чужбине.

Но вот в 1936 году мощная сталинская пропаганда обрушивается на наших соотечественников, живущих за рубежом. Через консульские пункты, через посольства идет массовый призыв вернуться на Родину. Спекулируют на любви к Родине спекулируют на том, что советская Россия нуждается в специалистах, нуждается в людях образованных. Трудно сказать, что это было в плане идеологической диверсии. Возможно, вычленение наиболее талантливых русских людей и их ликвидация в зарубежных пределах. Так или иначе, мощный пропагандистский натиск закончился тем, что очень многие люди поверили и стали возвращаться в Советскую Россию. Среди них оказался сначала отец Бори Шашкова. Он поехал в Советский Союз из Китая, и через несколько месяцев от него перестала поступать какая-либо информация.

Не подумав ничего плохого, Борис вместе со старшим братом тоже едут в советскую Россию. Старший брат Бориса становится секретарем писательской организации на Дальнем Востоке. Оба брата ехали в Россию с желанием послужить Отчизне.

Борис приезжает в Ленинград и успешно поступает на первый курс Ленинградской консерватории. 1937 год – жесточайшее время в плане массовых репрессий. Боря Шашков оказывается жертвой молоха репрессий, его перемалывает эта страшная, чудовищная машина. Талантливого 17-летнего мальчика, будущую надежду России (я уверен, выдающегося скрипача), расстреливают, приписывая ему некий шпионаж в пользу Японии... Чудовищно и омерзительно. И о судьбе таких «маленьких» людей, талантливых и удивительных, мало кто знает.

Случайно приходит ко мне женщина и говорит, что была семья, от которой ничего не осталось: «Никто не будет поминать молодого скрипача, первокурсника Ленинградской консерватории Бориса Шашкова, кроме Вас». Она оставляет фотографию, которую мы увеличиваем, оставляет программки его концертов…

И у меня оказывается уникальный документ. Сегодня у вас есть возможность увидеть его. Я храню его дома. Это альбом с фотографиями, открытками, репродукциями, которые собирает русский мальчик, живя в далеком Китае и которые свидетельствуют о его внутреннем мире, переживаниях, идеалах, воззрениях. Иногда без слез невозможно разглядывать их, потому что это воплощенная любовь к Родине. Это виды русских городов: Поволжье, Нижний Новгород, Самара… Естественно, Петербург, Москва… советская архитектура и старинная архитектура… Владивосток, Киев, - вся та Россия, которую не знает мальчик, рожденный в Китае, выросший за ее пределами. Но в этих тщательно собранных фотографиях – вся любовь к стране.

Здесь, конечно, есть и художественные открытки, репродукции картин известных художников, фотографии известных артистов, актеров, музыкантов, певцов, фотографии известных скульптур, шедевров мирового искусства.

Но особенно меня умиляют эти виды Воробьевых гор, вся Москва, которую никогда не видел этот мальчик, и, может быть, никогда не увидел, так как приехал сюда, в Ленинград… Даже с точки зрения коллекции эти открытки уже многого стоят, но представить, что это всё добывалось в Китае, добывалось с любовью и желанием быть причастным своей стране, – это удивительно!

Я иногда листаю эти фотографии и буквально ощущаю руки этого мальчишки, потому что, честно говоря, с 1937 года не так много людей прикасалось к этому альбому. Он сейчас хранится у меня дома, я его иногда приношу в музей, дабы ничего не потерять.

Виды Петербурга, утерянные вещи Петербурга и Москвы, сцены петербургской жизни – ну, совершенно поразительно!

И сегодня я хотел специально озвучить историю маленького человека, который мог бы стать звездой нашего искусства, мог бы быть героем культурной жизни, и которого бездумно, беспричинно и так жестоко уничтожила вот эта большевистская идеологическая машина, которая осуществляла необоснованные, массовые, ничем не опричиненные репрессии против собственных граждан, против наших соотечественников».

Мы еще продолжим рассказ из музея новомучеников...

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 мая: 06:15
  • Суббота, 25 мая: 16:05
  • Понедельник, 27 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем рассказ с временной выставки "Сотворение мира", работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Рассказывает куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Жанна Григорьевна Белик.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать