Хранители памяти. Выставка "Святой лен" в музее "Новый Иерусалим"

18 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом году в подмосковном городе Истре, в музее "Новый Иерусалим", работала удивительная по своей красоте временная выставка "Святой лен", которую до закрытия успела посетить наша съемочная группа. Если у Вас не получилось побывать на этой экспозиции - Вы можете познакомиться с ней в нашей передаче и узнать, что означает ее название. А если Вы там были - предлагаем Вам в этом выпуске снова увидеть чудесные льняные произведения.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы расскажем о выставке «Святой лен» – уникальных льняных иконах, созданных художником Владимиром Денщиковым.

Завьялов Сергей Михайлович, ученый секретарь музея «Новый Иерусалим»:

– Льняная икона Владимира Денщикова – это уникальное явление. Такого нет нигде в мире. Художник смог использовать традиционный лен, найдя ему нетрадиционное применение: он стал использовать его вместо серебряных окладов современных икон. Здесь представлена довольно большая серия работ художника, каждая из которых требует колоссальных усилий, труда и внимания. На сегодняшний день это не под силу практически никому, кроме Владимира Денщикова.

Если посмотреть на сами иконы, то можно увидеть, что они имеют какую-то глубину. Это не случайно. Дело в том, что в прошлом Владимир Денщиков был театральным художником и поэтому свое ощущение глубины пространства он смог воплотить и здесь. Это особенность икон, которые выходят из-под руки мастера.

Надо сказать, что Владимир Денщиков – инвалид. У него было несколько инсультов, и он был парализован. Но удивительное дело: когда он приступает к работе, у него разжимаются руки и он начинает вязать узелки, один за другим. На больших иконах миллионы узелков, и все это делается вручную.

Можно сказать, что его творчество – это еще и гимн труду. Бывает так, что человек болеет и у него опускаются руки. А здесь как раз тот случай, когда человек нашел в себе душевные силы, попросил помощи у Бога, и в результате начал создавать шедевры.

Искусствоведы говорят, что нечто подобное было в Древнем Египте, но потом эта технология была утеряна. Сегодня льняная икона Владимира Денщикова – это уникальное явление. У него есть патент на технику работы с льняной нитью. Замечательное соотношение техники и одухотворенных образов, и можно сказать, что икона Владимира Денщикова – это очень русская икона.

– Сейчас рядом с Вами большая икона Пресвятой Богородицы. Сколько примерно времени художник ее создавал?

– Несколько месяцев каждодневной работы. Каждая такая икона требует колоссального времени, усилий и сосредоточенности.

Наши посетители пишут в книге отзывов замечательные слова благодарности художнику, благодарность музею за то, что он в своих стенах устроил эту выставку. Они находят такие слова, которые я не всегда находил даже в художественной литературе. Все высшие эпитеты, которые есть, присутствуют в отзывах наших посетителей.

Когда эту выставку посетили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и игумения Серафимо-Дивеевского монастыря Сергия, они особенно отметили икону Андрея Первозванного. Что же касается меня, то для меня каждая икона интересна по-своему.

Самая большая икона, которую создал художник, – образ Александра Невского. То есть он, конечно, берет сюжеты, связанные с русской историей, с историей Русской Церкви. Естественно, что и святые – это, в первую очередь, русские святые.

Художник завязывает узелки – делается рельефная веревочка. Потом из этих веревочек он делает уже узоры, и затем накладывает на икону. Для того чтобы нити не рассыпались, у него существует специальная технология. Если не соблюдать эту технологию, нити могут рассыпаться. Поэтому все иконы находятся под стеклом, чтобы, не дай Бог, не получилось такого негативного воздействия на них.

Вообще, казалось бы, это обыденное искусство макраме, которым занимается очень много женщин. Но здесь это искусство доведено до совершенства.

Владимир Денщиков не был иконописцем. Он стал заниматься этим после болезни, после первого инсульта. Когда он уже не мог работать театральным художником, когда он не мог работать в кино, тогда он избрал для себя такое творчество. Он работает и сам пишет лики согласно канону. Он научился писать лики святых, то есть иконы – это полностью его произведения.

Есть пасхальные яйца, выполненные в этой технике. Есть такая, я бы сказал, мелкая пластика, льняная. Но всё это темы, связанные с нашей Церковью.

Выставка была и в Туле, и за границей – в Австрии и других странах. Везде посетители встречали эту выставку очень тепло. И на Пасху она приехала в музей «Новый Иерусалим».

– У иконы святой Елены я с вами прощаюсь. Наш сегодняшний выпуск о выставке «Святой лен» завершен.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать