Хранители памяти. Выставка "Преподобный Иосиф Волоцкий". Ч.2

17 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы продолжаем рассказ из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, с выставки, посвященной преподобному Иосифу Волоцкому. Директор музея Геннадий Викторович Попов расскажет о представленных на выставке экспонатах - ценных монастырских рукописях и святых иконах.

– Мы продолжаем рассказ о выставке «Преподобный Иосиф Волоцкий. К 500-летию со дня преставления».

Преподобный Иосиф Волоцкий был одним из виднейших деятелей Древней Руси второй половины XV – начала XVI века. Основатель Успенского Волоколамского монастыря, борец с еретиками, один из самых плодовитых писателей своего времени – это далеко не все, что можно сказать о преподобном Иосифе. На выставке, организованной Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и научно-исследовательским отделом рукописей Российской государственной библиотеки, представлены монастырские книги с библейскими и богослужебными текстами, сочинениями богословов и житиями святых, а также несколько икон, в том числе чудотворный Волоколамский образ Владимирской Божией Матери.

Выставка невелика, однако замечательна тем, что на ней можно увидеть произведения, созданные во время земной жизни преподобного Иосифа Волоцкого. Также на выставке представлена фрагментарно сохранившаяся икона Богоматери «Одигитрия» кисти знаменитого иконописца Дионисия, а также образ Троицы, написанный старцем Паисием для Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря.

Геннадий Викторович Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор:

– Мы взяли иконы, которые связаны с заказом Иосифа Волоцкого и, соответственно, с личностью Дионисия. Еще был некто старец Паисий, который там тоже работал и о котором мы практически ничего не знаем.

Образ «Одигитрии» очень плохо сохранившийся и практически утраченный, остались просто крохи, которые говорят о том, какой замечательной, богатой и насыщенной была икона. Гораздо более насыщенной, чем многое из того, что мы знаем о творчестве Дионисия. Это был такой центральный образ – видимо, наряду с храмовой иконой Успения. Но она у нас сохранилась только в списке, в повторении конца XVI века. Видимо, что-то с ней произошло. Понимаете, очень почитаемые иконы больше всего страдают, потому что их начинают промывать, чинить, чтобы они сияли, на них начинают надевать ризы… И очень часто иконы гибнут. Неизвестно, как она была заменена, но тем не менее заменена. Причины этого непонятны.

И, наконец, замечательный образ Троицы, Ветхозаветной, или Святой Троицы, которую написал старец Паисий.

Иосиф Волоцкий не случайно заказывает икону, на которой повторяется образ (в той или иной степени) Андрея Рублева, находящийся в Троице-Сергиевом монастыре, в Троицком соборе, а сейчас хранящийся в Третьяковской галерее. Это был некий эталон понятия троичности. Вообще о месте Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа спорили непрерывно, и один из пиков таких споров и разногласий пришелся на эпоху Дионисия и Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий посвятил догматам Троицы невероятное количество сочинений. И во многих сочинениях отдельные разделы и главы посвящены именно Троице.

Здесь очень важен еще один момент: в 1466 году или чуть позже, до смерти Пафнутия Боровского в 1477 году, собор Рождества в Пафнутьево-Боровском монастыре был уже расписан Митрофаном и Дионисием. Какие-то кусочки этих фресок сохранились до наших дней. Это семь фрагментов – три руки и крещатые ризы, свидетельствующие о том, что там была сцена Вселенских Соборов, а Вселенские Соборы, как известно, очень важны с точки зрения утверждения догматики Церкви.

У нас есть еще орнаментальные фрески, но орнамент менее привлекателен. На выставке представлены два фрагмента, один из них – это фрагмент некоего царя, императора со Вселенских Соборов.

Самое главное, что у нас присутствует здесь надгробный образ Иосифа Волоцкого последней четверти XVI века, он тоже практически утрачен. Как всякая почитаемая вещь, он часто обновлялся, поэтому от этих обновлений ничего хорошего не осталось при существующей реставрационной практике. Также представлена рама к нему, связанная с житием Иосифа Волоцкого. Это специально заказанная рама одному из художников Оружейной палаты, так что это все достаточно серьезно, хотя практически утрачено.

И, наконец, самый яркий раздел выставки: нам удалось выставить большое количество рукописей. Из наших рукописей здесь присутствуют две, а все остальные – это отдел рукописей нынешней Российской государственной библиотеки, бывшей библиотеки имени Владимира Ильича. Это настоящий рай для палеографии, потому что здесь разные почерки. Письмо совершенно поразительное, здесь много известных писцов. Очень интересен сам орнаментальный момент, который менее тяготеет к византийскому орнаменту и более – к такому простому, на первый взгляд, но на самом деле очень сложному балканскому орнаменту. В нем есть виртуозность геометрии и письма. Мастера известны по описям, а не по перепискам, так что почти все это наследие можно отождествить с первой описью, в которой упоминаются очень многие рукописи, и их можно идентифицировать.

Вообще надо сказать, что Волоколамский монастырь отличался большой хозяйственностью: все описывалось, инвентаризировалось и т.д. И еще очень активно сотрудничали с Новгородской мастерской, с Кирилло-Белозерским монастырем, с такими людьми, как Нил Сорский из Кирилло-Белозерского монастыря, как архиепископ Геннадий, который сидел в Новгороде. Он, между прочим, занимался организацией перевода Библии целиком на церковнославянский язык, потому что полный корпус появился только в 1499 году. Списки этого перевода, едва ли не более ранние, имеются в Иосифо-Волоколамском монастыре. Так что там велась бурная работа, мы просто не отдаем себе отчет, как это все было. Большие группы переводчиков в Новгороде и переписчиков в Иосифо-Волоколамском монастыре работали там. Обмен был очень активный между Кирилло-Белозерским монастырем и кафедрой Новгородского Софийского дома.

Я очень горд и тем, что у нас имеется «Лествица» 1510 года, так как на ней есть замечательные инициалы, очень красивые. Это одно из лучших украшений. Монастыри не держат, как правило, своих художников, мастеров нанимают, приглашают. А здесь почему-то работал орнаменталист, который делал все эти балканские заставки геометрического орнамента. И еще здесь был какой-то художник, который в 1510 году раскрасил эту «Лествицу» (там есть балканский орнамент и немного византийского), это был какой-то высокий профессионал.

Еще мы не могли не выставить образ Владимирской Богородицы. На ней воспроизведена корона в живописи, правда почти не сохранившаяся, а по сторонам – на полях – два митрополита. Это митрополит Петр, который перевел митрополию в Москву, и митрополит Иона, который первый стал автокефальным, независимым от Константинополя митрополитом, поэтому этот момент здесь очень важен. Икона тоже с утратами, она пребывала в монастыре в плачевном виде: лежала на полу, доской вниз. Доски сейчас почти нет, ее нарастили при реставрации из некоторых элементов, опилок и столярного клея. Это вклад Малюты Скуратова, строго официальный, все записано в монастырских книгах. Икону делали лучшие грозненские мастера, она совершенно поразительная по образу, по трагическому накалу провидений будущих страданий Христа. Скуратов, соответственно, делает ее государственной, дополняя на полях фигурами двух российских митрополитов, очень важных с точки зрения истории Российской Церкви. Это как-то удивительно совпадает со страшной грозненской эпохой, ведь Малюта Скуратов делает это не просто так, для начала он в монастыре в Твери задушил митрополита Филиппа собственными руками…

– Мы завершили рассказ о выставке, посвященной преподобному Иосифу Волоцкому. И сегодня я с вами прощаюсь. Всего вам доброго, до свидания!

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать