Хранители памяти. Выставка "Москва сквозь века" в Третьяковской галерее. Часть 3

19 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем знакомство с временной выставкой "Сохраненные святыни Москвы ушедшей", работающей в Государственной Третьяковской галерее и позволяющей посетителям увидеть уникальные святыни из разрушенных московских храмов. В этом выпуске - рассказ об иконе "Спас Нерукотворный", образе Казанской Божией Матери и иконе святителя Петра, митрополита Московского.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы продолжаем рассказ из Государственной Третьяковской галереи с выставки «Сохраненные святыни Москвы ушедшей».

Людмила Владимировна Ковтырева, хранитель фонда драгоценных металлов Государственной Третьяковской галереи, автор и куратор выставки «Сохраненные святыни Москвы ушедшей»:

– В этой витрине представлен совершенно замечательный образ Спаса Нерукотворного, который, как нам представляется, является подлинным реставрационным открытием, произведенным накануне, при подготовке этой выставки. Образ Спаса Нерукотворного поступил к нам из Скорбященского монастыря. Это один из новых московских монастырей: он появился на карте Москвы в 1890 году. Обосновался он на месте домовой церкви Голицыных, которая была освящена в честь иконы «Всех скорбящих Радость» митрополитом Филаретом для князя Голицына, поскольку у него была больная жена, не имевшая возможности посещать приходской храм. Но после смерти самого Голицына, когда дом опустел и княгиня решила переехать, дочь Голицыных постаралась сохранить этот храм. Еще в 50-е годы митрополит Филарет предсказывал, что здесь будет монастырь.

Действительно, на базе этой церкви, ставшей приютом для иногородних монахинь, приезжавших в Москву за сбором подати, возникла обитель, которая была едва ли не первой в Москве обителью милосердия. В 1909 году в Скорбященский монастырь приезжала Елизавета Федоровна, которая является основателем Марфо-Мариинской обители милосердия. Я думаю, что Елизавета Федоровна, очень активно занимавшаяся благотворительностью, хотела перенять тот опыт, который уже был наработан, поскольку Скорбященский монастырь существовал с 90-х годов. Ей хотелось иметь какую-то поддержку в своей работе. В этом монастыре она говела, причащалась, делала подарки сестрам, настоятелю. Скорбященский монастырь славился тем, что здесь была организована очень активная жизнь, не только благотворительная. Здесь была открыта школа для девочек; впоследствии открылось епархиальное училище, а затем женский богословский институт. Это было очень прогрессивное явление в церковной жизни.

В оснащении церквей в основном были новые иконы, но священник Скорбященского монастыря, который служил в храме Всемилостивого Спаса, вспоминает, что в 1891 году в храм была принесена древняя икона Спаса Нерукотворного. Она помещалась в особом киоте у правого клироса. Мы предполагаем, что речь идет именно об этой иконе. К нам она поступила в очень тяжелом состоянии: это черная доска, толстый слой олифы, деформированный загрязненный оклад. Мало верилось, что там откроется что-то древнее, то, что нас удивит. Но в процессе работы, которую выполнял молодой реставратор Егор Троян, открылась замечательная живопись второй половины XVI века, и мы сейчас можем ее видеть. Оклад немного помоложе, времени Михаила Федоровича – начала XVII века.

Это тоже одна из тех святынь, которая заставляет нас вспомнить чудотворный цельбоносный образ Нерукотворного Спаса. Пребывание этой иконы в одной из церквей Скорбященского монастыря заставляет обратить внимание на то, что именно мысль о великой цельбоносной силе этого образа стала основанием принесения в этот монастырь одной из первых икон именно иконы Спаса Нерукотворного.

Что касается самого облика этой иконы, ее иконографических особенностей, то мы должны ее связать с древнейшим константинопольским образом Спаса Нерукотворного, который был привезен в Москву из Константинополя митрополитом Алексием и помещался в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря.

Рядом с иконой Спаса Нерукотворного, справа от нее, располагается образ Богоматери Казанской. Это тоже уникальная икона, которая поступила к нам из Вознесенской церкви Варсонофьевского монастыря. Это один из древнейших монастырей, с которым связана трагическая страница нашей истории, повествующая о том, что сюда при Лжедмитрии было принесено (доставлено из Архангельского собора) тело Бориса Годунова и тела членов его семьи. Это одна из древнейших обителей, каменный собор которой ставили в 90-е годы XVII века. Икона Казанской Богоматери, которую мы сейчас имеем возможность видеть и показываем вам, связана как раз с периодом появления этого собора. Она, очевидно, была вложена в этот самый новопостроенный собор. Варсонофьевский монастырь перестал существовать во времена Екатерины – он был упразднен, и Вознесенский собор был превращен в приходскую церковь.

Икона Богоматери Казанской должна быть связана со списком чудотворного образа Казанской, который связан с историей Москвы. Вы знаете, что древняя икона была явлена в 1579 году в Казани, а московский список связан с историей ополчения Дмитрия Пожарского. Та икона, которую мы видим сейчас, является списком московской иконы, которая была отреставрирована в 1688–1689 годах учеником Симона Ушакова Михаилом Милютиным.

Обратите внимание: взор Богоматери устремлен на молящегося. Когда икона поступила к нам, она была под толстым слоем олифы и под двумя слоями записи, исказившими облик этой иконы и скорректировавшими взгляд, который был направлен несколько неопределенно – даже не на Младенца, а был как-то немножко скошен. Но при раскрытии мы имели возможность увидеть замечательную икону, исполненную в стиле Оружейной палаты конца XVII века, который отправляет нас к московской святыне, получившей наименование Державной Заступницы. Москвичи очень почитали этот образ. Вы знаете, что после событий 1612 года эта икона была торжественно принесена на Красную площадь, где произошла ее встреча с другим чудотворным образом – образом Богоматери Владимирской – небесной покровительницы Москвы.

Икона имеет замечательный оклад. Это древний оклад, который включает в себя шитую ризу, закрывающую главу Пресвятой Богородицы. Вы видите, что она шита жемчугом, украшена замечательными дробницами, золотыми кастами с изумрудами и рубинами. Поля иконы закрыты древней басмой, которая при поступлении была настолько ветхой, что нам пришлось думать, как сохранить и продлить жизнь этому окладу. Наш реставратор Дмитрий Николаевич Суховерков использовал технологию подложки, когда под серебряную басму особым образом подложена латунная тонкая пластина – так, что мы почти не видим эту подложку. Но именно она позволяет нам представить оклад в том виде (или почти в том виде), как он существовал, и одновременно быть уверенными в том, что оклад будет сохраняться и дальше, то есть не будет осыпаться. Ведь басма – это очень тонкий лист серебра (тоньше 1 мм), и, как правило, басма осыпается и долго не живет. Эта технология позволяет нам сохранить ей жизнь. Таким образом, один из древнейших, особо почитаемых списков с московского образа Богоматери Казанской оказался в Вознесенском соборе Варсонофьевского монастыря, и сегодня эта икона представлена на нашей выставке.

Кроме того, мне хотелось бы еще немного сказать об иконе митрополита Петра, которая происходит из усыпальницы великого князя Сергея Александровича. Она тоже находится в этой витрине. Это образ строгановского письма, который принадлежит кисти Истомы Савина и вложен Максимом Яковлевичем Строгановым, очевидно, в Благовещенский собор Сольвычегодска. Икона, тем не менее, происходит из коллекции великого князя Сергея Александровича, супруга Елизаветы Федоровны. Вы, наверное, знаете о том, что он был коллекционером и собирал иконы.

Что касается икон из Благовещенского собора Сольвычегодска, то судьба многих из этих икон достаточно драматична, потому что уже в XVIII веке начались первые изъятия, связанные с желанием устранить обветшавшие древние произведения, и на их место поступали новые. А в начале XIX века, после того как собор горел, церковным начальством было принято решение некоторые древности продать, чтобы иметь материальную возможность восстановить собор. Так очень большая часть икон (свыше тысячи) оказалась в руках старообрядцев. В частности, был такой Николай Папулин, который сделал эту «закупку» (если так можно сказать). Многие из икон разошлись по коллекциям старообрядцев.

Мы не знаем, каким образом икона митрополита Петра попала в коллекцию Сергея Александровича, но после трагической гибели великого князя было принято решение сделать его усыпальницу в Чудовом монастыре. Это было особое помещение, находившееся под Алексеевским собором монастыря, где помещался склеп великого князя. Это освящение произошло в 1906 году, останки были туда перенесены. И вот интерьеры усыпальницы (если так можно сказать) были украшены иконами из коллекции великого князя. Икона митрополита Петра находилась на восточной стене этого храма, она была в верхнем ряду вторая слева.

 (Продолжение следует)

Автор и ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать