Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:
– Мы находимся в первом зале замечательной выставки, носящей звучное название «Москва сквозь века». Начинается рассказ о нашей столице с древних икон, которые когда-то находились в московских церквях и в которых запечатлена история нашего города; в первую очередь, это облик Кремля. Когда создавалась выставка, этому начальному этапу придавалось очень большое значение, потому что мы знаем, что Москва созидалась именно как кремль, и ее первыми каменными постройками были храмы, в том числе, конечно же, Успенский собор Московского Кремля. Образ города, образ стены, образ храма – это те образы, которые присутствуют в большинстве икон и которые очень созвучны средневековому сознанию человека, представляющему Небесный Иерусалим как Иерусалим, как Москву, как Константинополь, то есть как город, охраняющий своими стенами и своими храмами страну, государство и отдельного человека.
Кроме икон здесь нас встречает замечательное произведение искусства – образ Георгия Победоносца, выполненный в технике деревянной резьбы. Я хочу напомнить, что в конце XV века – в 1460-е годы – над Фроловскими воротами Московского Кремля был водружен огромный образ Георгия Победоносца. Мы с вами знаем, что «Георгий» становится гербом Москвы, он переходит на печати и до сих пор Георгий Победоносец… Как только появился первый «Георгий», с него были сняты копии для других городов, это как бы распространение великой идеи по всей территории Российского государства. Один из подобных образов, как вы видите, в очень хорошем состоянии находится в собрании Третьяковской галереи.
Слева и справа от этого образа располагаются иконы, среди которых хотелось бы в первую очередь отметить образ Спасителя над стенами Московского Кремля, потому что еще в период средневековья были настолько высоки престиж, значимость, идеал Москвы как священного града, что на иконах появляется не только условный образ, а носящий вполне конкретные приметы, например, реальные храмы Московского Кремля: и Успенский, и Благовещенский. Видны стены и башни, на которых иногда можно увидеть даже конкретные детали, вплоть до часов.
Во всех этих работах мы видим в первую очередь Московский Кремль и те события, которые были связаны с Москвой как с сердцем нашего Отечества. Это знаменитая икона «Сретение Владимирской Божией Матери», отсылающая нас к событиям 1393 года, когда войска Тамерлана двинулись к Москве и Владимирский образ Божией Матери – главной святыни Москвы и России – был перенесен. На месте встречи был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. Мы знаем, что именно тогда было чудесное видение, и Тамерлан повернул назад. И Владимирская, и Москва еще раз выступают как защитники Отечества.
Среди икон, открывающих выставку «Москва сквозь века», есть образы тех людей, которые вошли в историю нашего Отечества, нашего города. Это митрополит Алексий, блаженный Максим, блаженный Василий. Это образы тех церквей и храмов, которые и сейчас стоят, сохранились по сей день; и тех, которые были утрачены, разрушены. Особое внимание всегда привлекают иконы, происходящие из храмов, ныне уже не существующих, ушедших из нашего города, исчезнувших с нашей карты, но не исчезнувших из нашей памяти. Одним из таких значимых мест, несомненно, был старообрядческий центр и его главный собор – церковь Успения на Апухтинке, – который своими чертами повторял Успенский собор Московского Кремля. После революции храм был закрыт, но уничтожен он только в 1935 году. На его месте возник завод «Станколит». Именно из этого утраченного храма происходит образ.
Особое внимание я хочу уделить тому, что в нижнем ряду, в клейме, мы с вами увидим Москву, колокольню Ивана Великого, Московский Кремль и тех двух святых, которые впоследствии прославились как блаженные, без которых невозможна история Москвы, – Василия Блаженного и Максима Блаженного.
Для нас каждая из икон, представленных на выставке «Москва сквозь века», – это не только памятник высокого художественного мастерства, не только знак исторической эпохи, не только свидетельство, несущее глубокое духовное содержание, но это еще и реальная попытка представить себе, чем являлась Москва в сознании наших предшественников.
Особое внимание мне хочется уделить той иконе, которая находилась в церкви Николы в Толмачах. Она сейчас восстановлена и находится в Третьяковской галерее. Это образ Алексия, человека Божия, на фоне стен Московского Кремля. Мы с вами знаем, что церковь Николы в Толмачах также закрывалась, подвергалась разрушению, но потом была восстановлена, что случилось не со всеми нашими церквями. Именно в рамках этой выставки, которую открывают иконы, находится спецпроект, носящий название «Сохраненные святыни Москвы ушедшей».
Людмила Владимировна Ковтырева, хранитель фонда драгоценных металлов Государственной Третьяковской галереи, автор и куратор выставки «Сохраненные святыни Москвы ушедшей»:
– Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей» представляет собой 30 произведений церковного искусства, которые происходят из 17 московских храмов, ныне не существующих; тех приходских и монастырских церквей, которые стали жертвой реконструкции Москвы или событий столетней давности – революции 1917 года. Мы показываем все эти предметы нетрадиционным способом, если можно так сказать. Обычно мы рассматриваем их как явление художественной жизни и показываем способы художественной обработки металла. Но сейчас мы хотим показать их как явление жизни церковной, как произведения, связанные с судьбами конкретных людей, конкретных храмов. На наш взгляд, именно этот ракурс оживляет драгоценную плоть памятников декоративно-прикладного искусства и, я думаю, заинтересует наших зрителей.
Работая над этой выставкой, мы почувствовали, что утраченные храмы и те произведения, которые мы представляем, связаны друг с другом незримой нитью. У них единый историко-культурный код, который совершенно неуничтожим. Несмотря на то что архитектурные памятники сегодня отсутствуют, память о них должна существовать, и эти произведения помогают ее сохранить. Без культурной памяти нет народа, нет нации. Это то, что связывает нас с прошлым и что дает ощущение будущего; мы чувствуем неразрывную связь с предками, создавшими замечательную красоту и служившими ей. Это обязывает нас сегодня продолжать их дело.
Надо сказать, что все эти произведения поступили в Третьяковскую галерею не напрямую, не из церквей. Они поступали через отдел народного образования, который стал своеобразным центром, перевалочным пунктом, где собирались памятники, имеющие художественно-историческое значение. Новая власть намеревалась представить их как явления, которые помогут построить новую культуру, создать нового человека. Третьяковская галерея виделась ведущим музеем, и, чтобы показать ее значимость и значимость русского искусства, нужно было продемонстрировать произведения, открывающие истоки этого искусства.
Поэтому в нашем собрании оказались произведения из многочисленных церквей, которые имели очень высокое художественное значение и которые представлялись раритетами. Те из них, которые имели в своем составе золото и серебро, оказались в фонде драгметаллов. Это, как вы понимаете, совершенно особый фонд. Он довольно пестрый: здесь есть произведения литургические (церковная утварь), светские (ювелирные произведения), иконы в окладах. Сейчас наша экспозиция дает возможность показать очень незначительную часть этой коллекции.
– Дорогие телезрители! Мы еще продолжим рассказ из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева об иконописи Оружейной палаты. Всего вам доброго, до свидания.
(Продолжение следует)
Автор и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Ульянова
Новый выпуск - с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленном здесь деисусном ряде иконостаса, иконографии образа "Спас в силах", о том, что такое "таблетки" или "иконы на полотенцах", а также о прекрасном произведении древнерусского лицевого шитья - плащанице с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!