Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жанна Григорьевна Белик, куратор выставки «Иконы эпохи Николая II», кандидат искусствоведения, заведующая сектором экспертизы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:
– Наша выставка носит несколько мемориальный характер. Этой экспозицией мы хотели бы почтить память последнего русского императора, последней Царской семьи, которая трагически погибла в июле 1918 года. В год столетия этого трагического события мы хотели для себя самих и для наших посетителей открыть эту эпоху, понять основные проблемы и основные культурные движения этого времени. Мы не хотим давать оценок, взлет это был или падение, были ли какие-то глубокие культурные перемены. Мы просто хотели показать памятники, на основе которых наши зрители, мы сами и наши коллеги узнают, каким было это время, в чем состояла его особенность. Потому что иконы и произведения искусства сами по себе являются историческими документами, раскрывающими основные события, показывающими нам те проблемы и вопросы, которые ставили перед собой творившие это искусство и люди, для которых это искусство создавалось.
Выставка условно делится на пять частей. Первая часть носит несколько мемориальный характер – она посвящена Царской семье, иконам тезоименитых святых Царской семьи, тем иконам, которые могли принадлежать императорской семье и находиться в числе дворцового имущества. Некоторые иконы посвящены основным праздникам того времени. Например, икона князя Владимира, как мы считаем, датируется 1915 годом, когда праздновалось 900-летие преставления князя Владимира, Крестителя Руси. То есть это рассказ о царстве, царях и об их тезоименитых святых.
Следующий раздел выставки посвящен церковным событиям этого времени – канонизации святых. В это время состоялось несколько очень торжественных канонизаций, в которых непосредственное участие принимала сама императорская семья: при подготовке этих событий имело значение ее личное мнение, предпочтения и почитания святых. Также во втором разделе представлены предметы, которые относятся к паломническим реликвиям. Помимо канонизации очень большое значение в это время имело паломничество. Оно стало настолько доступным и интересным для людей России, что многие, даже крестьяне, могли позволить себе паломничество в другой город или другую страну. Паломническим реликвиям, связанным как с прославлением новых святых, так и с почитанием уже канонизированных святых, посвящен второй раздел.
Третий раздел нашей выставки – о мастерах, мастерских, поставщиках двора, которые определяли стиль этой эпохи. Во время царствования последнего русского императора произошел переход как бы от одного стиля к другому. И мы хотели показать на памятниках, что именно это значило. Во время царствования последнего русского императора Николая II существовало направление традиционной русской иконы, которое – в связи с реставрационными открытиями древнерусской иконы – становилось все более традиционным. Одновременно существовало направление живописной иконы, в ней находили отражение те живописные стили, через которые проходила русская культура. И мы хотели представить, что это живописное направление, в котором один стиль сменяет другой (модерн заменил реализм), и очень узкое традиционное направление всегда существовали в русской иконе и работах разных мастеров и мастерских.
Четвертый раздел посвящен указу о веротерпимости, который был принят в 1905 году, во время царствования Николая II. Это был очень важный указ, потому что в дореволюционной России функции регистрации рождения, смерти, брака выполняла Церковь и огромная часть населения, не принадлежавшая официальной Церкви – старообрядцы, – не подлежала регистрации в ней. Указ о веротерпимости 1905 года фактически узаконивал эту большую часть населения, которая могла теперь открыто исповедовать свою православную веру. Были распечатаны алтари старообрядческих храмов, появилось множество новых церквей. И старообрядческие иконописцы приобрели возможность открытого написания икон в том стиле, в котором видели икону правильной, богословски обоснованной.
Пятый раздел выставки посвящен историческим и трагическим событиям эпохи последнего русского царя – это время двух войн и двух революций. Первая мировая война, Русско-японская война, революции 1905 года и 1917 года. Фактически это было время тяжелейших трагических событий, и они тоже нашли отражение в русской иконе. Русская икона всегда была современна, то есть отражала и события, и стиль эпохи. И это все представлено на нашей выставке.
– Среди икон необычной иконографии, связанных с трагическими событиями начала ХХ века, – образ святителя Николая Чудотворца, известный под названием «Никола Раненый». На нем воспроизведено стенописное изображение святого на Никольских воротах Московского Кремля после попадания в них снаряда в 1917 году.
Надежда Викторовна Герасименко, куратор выставки «Иконы эпохи Николая II», кандидат искусствоведения, заведующая научно-фондовым отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:
– В иконе нашли свое отражение и счастливые моменты царствования Николая II, и трагические события. На нашей выставке представлены иконы, написанные в честь коронации, состоявшейся 14 мая 1896 года, – это образы святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. На выставке представлен складень, который подарили жители Царского Села в честь рождения первой дочери императора Николая II, княжны Ольги, и который был вручен непосредственно императорской чете. На выставке есть иконы тезоименитых святых детей Царской четы. Есть и икона царицы Александры, на ней штамп «Д.И.» , которым проводилась маркировка дворцового имущества. Скорее всего, эта икона находилась в одном из дворцов императора.
Последние годы царствования императора Николая связаны с трагическими событиями. В это время получили известность новые святыни – икона «Богоматерь Порт-Артурская» и икона «Богоматерь Августовская». История прославления Богоматери «Порт-Артурской» связана с видением. По преданию, она явилась во сне одному из ветеранов Крымской кампании еще до начала Русско-японской войны. Он рассказал о своем видении инокам Киево-Печерской лавры, и, как только началась война, в лавре начался сбор средств на написание этой иконы. По видению, эта икона должна была быть доставлена в Порт-Артур и стать защитницей города. Но сначала она была доставлена в Санкт-Петербург и достигла Владивостока, когда Порт-Артур был уже в глухой осаде и ничто не могло быть доставлено в город. Так эта икона не достигла Порт-Артура, но получила большую известность у жен и близких моряков, погибших в Русско-японскую войну, она стала известна во множестве списков по всей России.
С Русско-японской войной связана и другая уникальная икона. На иконе почти никогда нельзя увидеть изображение войск или корабля. Тем не менее на нашей выставке есть одна икона с изображением святителя Николая, апостолов Петра и Павла и с броненосцем «Петропавловск». Этот эскадренный броненосец был флагманом Первой Тихоокеанской флотилии и погиб на рейде Порт-Артура, взорвавшись на японской мине в самом начале русско-японской войны – 31 марта 1904 года. Трагическим событием было то, что на его борту погибли и командующий Тихоокеанской флотилии, и многие офицеры штаба, среди которых был и художник Верещагин.
На нашей выставке есть и различные иконы с изображением Богоматери «Державной», ставшей известной уже после отречения Николая II. 2 марта 1917 года, в день его отречения, эта икона явилась в селе Коломенском, и это событие было воспринято как передача покровительства над Россией от императора Самой Богородице. Таких икон сохранилось не так много, потому что после 1917 года иконописная традиция в России была почти прервана.
На нашей выставке есть икона, связанная с теми событиями, которые совершились сразу после революции. Она написана в 1911 году по заказу служителей Успенского кафедрального собора города Ярославля. Ничто тогда не предвещало событий революции и тех, что произошли после нее. Это был дар служителей любимому архипастырю, а в то время архиепископом Ярославским и Ростовским был Тихон, который после событий 1917 года стал патриархом.
История Августовской иконы Божией Матери связана с Ее видением в стане русских воинов в сентябре 1914 года. Первым названием было «Явление Богоматери в стане русских воинов». Перед одним из сражений в сентябре 1914 года Богородица явилась в небе. Это видело множество воинов, стоявших под этим местечком, и это событие было воспринято как предвозвестие будущей победы. И действительно, состоявшееся на следующий день сражение было успешным. Об этом написали газеты, было опубликовано изображение, и уже с 1915 года стали создаваться иконы на этот сюжет. На нашей выставке можно будет увидеть один из списков этой иконы.
(Продолжение следует)
Автор и ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Людмила Ульянова
Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!