Хранители памяти. Выставка "Иконы эпохи Николая II" в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Часть 1

11 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем новый цикл выпусков программы, посвященный временной выставке "Иконы эпохи Николая II", которая работает сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В первом выпуске - о выставке в целом и о необычных образах, связанных с трагическими событиями начала XX века.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на выставке «Иконы эпохи Николая II». И мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти», посвященных этой временной экспозиции.

Жанна Григорьевна Белик, куратор выставки «Иконы эпохи Николая II», кандидат искусствоведения, заведующая сектором экспертизы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:

– Наша выставка носит несколько мемориальный характер. Этой экспозицией мы хотели бы почтить память последнего русского императора, последней Царской семьи, которая трагически погибла в июле 1918 года. В год столетия этого трагического события мы хотели для себя самих и для наших посетителей открыть эту эпоху, понять основные проблемы и основные культурные движения этого времени. Мы не хотим давать оценок, взлет это был или падение, были ли какие-то глубокие культурные перемены. Мы просто хотели показать памятники, на основе которых наши зрители, мы сами и наши коллеги узнают, каким было это время, в чем состояла его особенность. Потому что иконы и произведения искусства сами по себе являются историческими документами, раскрывающими основные события, показывающими нам те проблемы и вопросы, которые ставили перед собой творившие это искусство и люди, для которых это искусство создавалось.

Выставка условно делится на пять частей. Первая часть носит несколько мемориальный характер – она посвящена Царской семье, иконам тезоименитых святых Царской семьи, тем иконам, которые могли принадлежать императорской семье и находиться в числе дворцового имущества. Некоторые иконы посвящены основным праздникам того времени. Например, икона князя Владимира, как мы считаем, датируется 1915 годом, когда праздновалось 900-летие преставления князя Владимира, Крестителя Руси. То есть это рассказ о царстве, царях и об их тезоименитых святых.

Следующий раздел выставки посвящен церковным событиям этого времени – канонизации святых. В это время состоялось несколько очень торжественных канонизаций, в которых непосредственное участие принимала сама императорская семья: при подготовке этих событий имело значение ее личное мнение, предпочтения и почитания святых. Также во втором разделе представлены предметы, которые относятся к паломническим реликвиям. Помимо канонизации очень большое значение в это время имело паломничество. Оно стало настолько доступным и интересным для людей России, что многие, даже крестьяне, могли позволить себе паломничество в другой город или другую страну. Паломническим реликвиям, связанным как с прославлением новых святых, так и с почитанием уже канонизированных святых, посвящен второй раздел.

Третий раздел нашей выставки – о мастерах, мастерских, поставщиках двора, которые определяли стиль этой эпохи. Во время царствования последнего русского императора произошел переход как бы от одного стиля к другому. И мы хотели показать на памятниках, что именно это значило. Во время царствования последнего русского императора Николая II существовало направление традиционной русской иконы, которое – в связи с реставрационными открытиями древнерусской иконы – становилось все более традиционным. Одновременно существовало направление живописной иконы, в ней находили отражение те живописные стили, через которые проходила русская культура. И мы хотели представить, что это живописное направление, в котором один стиль сменяет другой (модерн заменил реализм), и очень узкое традиционное направление всегда существовали в русской иконе и работах разных мастеров и мастерских.

Четвертый раздел посвящен указу о веротерпимости, который был принят в 1905 году, во время царствования Николая II. Это был очень важный указ, потому что в дореволюционной России функции регистрации рождения, смерти, брака выполняла Церковь и огромная часть населения, не принадлежавшая официальной Церкви – старообрядцы, – не подлежала регистрации в ней. Указ о веротерпимости 1905 года фактически узаконивал эту большую часть населения, которая могла теперь открыто исповедовать свою православную веру. Были распечатаны алтари старообрядческих храмов, появилось множество новых церквей. И старообрядческие иконописцы приобрели возможность открытого написания икон в том стиле, в котором видели икону правильной, богословски обоснованной.

Пятый раздел выставки посвящен историческим и трагическим событиям эпохи последнего русского царя – это время двух войн и двух революций. Первая мировая война, Русско-японская война, революции 1905 года и 1917 года. Фактически это было время тяжелейших трагических событий, и они тоже нашли отражение в русской иконе. Русская икона всегда была современна, то есть отражала и события, и стиль эпохи. И это все представлено на нашей выставке.

– Среди икон необычной иконографии, связанных с трагическими событиями начала ХХ века, – образ святителя Николая Чудотворца, известный под названием «Никола Раненый». На нем воспроизведено стенописное изображение святого на Никольских воротах Московского Кремля после попадания в них снаряда в 1917 году.

Надежда Викторовна Герасименко, куратор выставки «Иконы эпохи Николая II», кандидат искусствоведения, заведующая научно-фондовым отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:

– В иконе нашли свое отражение и счастливые моменты царствования Николая II, и трагические события. На нашей выставке представлены иконы, написанные в честь коронации, состоявшейся 14 мая 1896 года, – это образы святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. На выставке представлен складень, который подарили жители Царского Села в честь рождения первой дочери императора Николая II, княжны Ольги, и который был вручен непосредственно императорской чете. На выставке есть иконы тезоименитых святых детей Царской четы. Есть и икона царицы Александры, на ней штамп «Д.И.» , которым проводилась маркировка дворцового имущества. Скорее всего, эта икона находилась в одном из дворцов императора.

Последние годы царствования императора Николая связаны с трагическими событиями. В это время получили известность новые святыни – икона «Богоматерь Порт-Артурская» и икона «Богоматерь Августовская». История прославления Богоматери «Порт-Артурской» связана с видением. По преданию, она явилась во сне одному из ветеранов Крымской кампании еще до начала Русско-японской войны. Он рассказал о своем видении инокам Киево-Печерской лавры, и, как только началась война, в лавре начался сбор средств на написание этой иконы. По видению, эта икона должна была быть доставлена в Порт-Артур и стать защитницей города. Но сначала она была доставлена в Санкт-Петербург и достигла Владивостока, когда Порт-Артур был уже в глухой осаде и ничто не могло быть доставлено в город. Так эта икона не достигла Порт-Артура, но получила большую известность у жен и близких моряков, погибших в Русско-японскую войну, она стала известна во множестве списков по всей России.

С Русско-японской войной связана и другая уникальная икона. На иконе почти никогда нельзя увидеть изображение войск или корабля. Тем не менее на нашей выставке есть одна икона с изображением святителя Николая, апостолов Петра и Павла и с броненосцем «Петропавловск». Этот эскадренный броненосец был флагманом Первой Тихоокеанской флотилии и погиб на рейде Порт-Артура, взорвавшись на японской мине в самом начале русско-японской войны – 31 марта 1904 года. Трагическим событием было то, что на его борту погибли и командующий Тихоокеанской флотилии, и многие офицеры штаба, среди которых был и художник Верещагин.

На нашей выставке есть и различные иконы с изображением Богоматери «Державной», ставшей известной уже после отречения Николая II. 2 марта 1917 года, в день его отречения, эта икона явилась в селе Коломенском, и это событие было воспринято как передача покровительства над Россией от императора Самой Богородице. Таких икон сохранилось не так много, потому что после 1917 года иконописная традиция в России была почти прервана.

На нашей выставке есть икона, связанная с теми событиями, которые совершились сразу после революции. Она написана в 1911 году по заказу служителей Успенского кафедрального собора города Ярославля. Ничто тогда не предвещало событий революции и тех, что произошли после нее. Это был дар служителей любимому архипастырю, а в то время архиепископом Ярославским и Ростовским был Тихон, который после событий 1917 года стал патриархом.

История Августовской иконы Божией Матери связана с Ее видением в стане русских воинов в сентябре 1914 года. Первым названием было «Явление Богоматери в стане русских воинов». Перед одним из сражений в сентябре 1914 года Богородица явилась в небе. Это видело множество воинов, стоявших под этим местечком, и это событие было воспринято как предвозвестие будущей победы. И действительно, состоявшееся на следующий день сражение было успешным. Об этом написали газеты, было опубликовано изображение, и уже с 1915 года стали создаваться иконы на этот сюжет. На нашей выставке можно будет увидеть один из списков этой иконы.

 (Продолжение следует)

Автор и ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать