Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Михаил Борисович Миндлин, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:
– Эта выставка проходит в рамках программы «Показ произведений древнерусского искусства из частных коллекций». Мы представляем в этот раз коллекцию Дадиани. Коллекция подобрана владельцем, на наш взгляд, с очень высокой степенью тщательности, внимания, очень серьезным подбором произведений. Дело в том, что на этой выставке представлены произведения начиная с рубежа XVI–XVII веков и кончая произведениями начала XX века, но приоритет отдан произведениям XIX – начала XX века.
Александр Валентинович Дадиани, коллекционер:
– Представлены вещи, которые собирались десятилетиями, и одна лучше другой. Людям будет интересно посмотреть. Но если говорить о коллекции в общем, то, конечно, самое значительное в ней – это «Троица» XVI века, годуновского времени. Я считаю, это абсолютно неповторимый шедевр; в частной коллекции ничего равного ей нет и вряд ли уже когда-то будет.
Икона XVII века «Сошествие во ад» из семьи Пушкиных. Она передавалась по наследству, известны все ее владельцы от начала владения до момента, когда Пушкина уже не стало.
Ольга Сергеевна Никольская, научный сотрудник сектора экспертизы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:
– Представленная коллекция Дадиани – это коллекция именно окладных икон (а также складней, лампад, киотов), представляющих некий слой культуры конца XIX – начала XX века, который был достаточно кратковременным, но являл собой расцвет русского золотого и серебряного дела. Более того, в это время формируется и своеобразный стиль, выработанный московскими мстёрцами (так их принято называть) – великолепными мастерами из Мстёры, которые организовали в Москве свои мастерские.
Здесь много подписных икон. Есть подписные иконы Чирикова. Есть подписные иконы с автографами Гурьянова, который был поставщиком двора Его Императорского Величества, и более того, являлся придворным художником. Часто эти именитые художники работали вместе с ювелирами, и их иконы (здесь целый ряд таких икон) обрамлены великолепными окладами.
Перед нами трехстворчатый складень, на котором изображены святая великая княгиня Ольга, Богоматерь «Знамение», в особой иконографии, это так называемая Царскосельская икона, и святая Екатерина. Екатерина в народе считается помощницей в родах. Вообще, этот складень был изготовлен мастерской Федора Овчинникова и предназначался в качестве подарка царской чете, когда у императора Николая II и Александры Федоровны родилась первая дочь – великая княжна Ольга Романова. Тогда жители Царского Села собрали деньги на изготовление этого складня и выполнение живописи. Сложная техника живописи на металле, которой владели только особые умельцы. Нужно было протравить металл, потом нанести некий грунт, и только после этого наносился красочный слой. Помимо этого, икона еще богато украшена разноцветными эмалями и выполнена в очень сложной технике – эмаль по скани, под красные лаковые эмали подложена фольга, чтобы она работала на просвет, и так далее, то есть здесь большой кропотливый труд буквально ювелирного мастера.
Подарочные, или подносные, складни стали популярны только во второй половине XIX века, и доступны они были, конечно, только очень состоятельным людям. Во-первых, здесь большой вес серебра, масса сложных работ, и выполнялось это, естественно, за большие деньги. Поэтому для выполнения данного складня были собраны средства, и он был выполнен хорошим мастером.
Редкая и по-своему уникальная иконография, точно такой не встречается, которая иллюстрирует текст Апокалипсиса Иоанна Богослова жена, облеченная в солнце. Но все дело в том, что здесь Женщина с Младенцем на руках представлена с атрибутами Богородицы, в то время как у Иоанна Богослова это звучит как аллегория Церкви, которая рождает в муках свое дитя. Здесь же мы видим Богородицу уже с Младенцем на руках, Которая преподносит и отдает Его, как бы представляет Богу, а Ее встречает сонм ангелов. В нижней части иконы дракон, изрыгающий воду, которая должна была бы потопить эту жену, то есть Церковь. Но приходит Архангел Михаил и заставляет этот поток направиться в землю, куда низвергается в дальнейшем и дракон, который олицетворяет силы зла, сатанинские силы. Но в чем уникальность? Все дело в том, что в XVIII–XIX веках в различных лицевых сборниках достаточно часто стали иллюстрировать Апокалипсис и там не встречаются подобные иконографии. Возможно, эта выполнена не без влияния каких-то западных источников, но тем не менее отличается от всего, что нам известно.
Следующая икона представляет собой уникальную иконографию. Она написана на песнопение, автором которого считается Косма Маиумский. Подобные иконы с таким названием появились еще в конце XV века, в XVI веке тоже была такая иконография. Но было совершенно другое изображение, не похожее на это. С чем был связан заказ для изготовления совершенно оригинальной иконографии, не повторяющейся нигде? На сегодняшний день известна только эта икона, которая изображает Богородицу, сидящую в окружении всех ангельских сил, хоров. Здесь представлена вся иерархия Небесных Сил, более того, со своими атрибутами, раскрывающими значение каждого персонажа. Не ясно, кто же все-таки был заказчиком иконы, но она датирована 1836 годом, ее стиль соответствует этому времени, и она наверняка написана в столичной мастерской. Еще надо сказать, что заказчиком, вероятнее всего, было некое духовное лицо. На обороте имеется надпись: «О начале иконы “Честнейшая Херувим”», и дальше раскрывается, как она появилась: о том, что песнопение это было особенно приятно Богородице и Она удостоила Косму Маиумского Своим явлением, сказав, что Ей оно особенно приятно и среди всех других Она выделяет именно его. Такое существует предание.
– На выставке «Собрание Александра Дадиани. Иконы, художественное серебро» представлено более восьмидесяти произведений. И хотя большая часть – это иконы в драгоценных окладах последней четверти XIX – начала XX века, на экспозиции можно увидеть и редкую критскую икону Богоматери с Младенцем второй половины XV века, и несколько выдающихся произведений древнерусской иконописи XVI–XVII веков. Выставка будет работать до 6 мая.
Дорогие телезрители! Мы завершили наш рассказ из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Всего вам доброго, до новых встреч!
Автор и ведущая Елена Чач
Записала Нина Кирсанова
Новый выпуск - с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленном здесь деисусном ряде иконостаса, иконографии образа "Спас в силах", о том, что такое "таблетки" или "иконы на полотенцах", а также о прекрасном произведении древнерусского лицевого шитья - плащанице с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!