Хранители памяти. Выставка «Художественные сокровища России». Часть 4

26 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Знаете ли Вы, что Михаил Нестеров написал вторую часть к своему известному полотну «Видение отроку Варфоломею»? Или что у потомков Василия Сурикова хранятся его Руководитель отдела религиозного искусства «Центра искусств. Москва» «картоны» к росписям Храма Христа Спасителя? И что все эти произведения можно увидеть сейчас в одной экспозиции? В новом выпуске нашей программы - рассказ о представленных на выставке «Художественные сокровища России» работах известных русских художников, связанных с православной тематикой.

– Рядом со мной картина Григория Семеновича Седова, образец живописи XIX века. О произведениях, в которых русские художники обращались к христианской тематике и которые представлены на выставке «Художественные сокровища России», мы поговорим сегодня в передаче «Хранители памяти».

Николай Игоревич Меркурьев, руководитель отдела религиозного искусства «Центр искусств. Москва»:

– «Видение отроку Варфоломею», часть вторая, – работа Михаила Васильевича Нестерова. Эта картина из цикла, посвященного деяниям святого преподобного Сергия Радонежского, и, возможно, одна из самых важных в творчестве художника.

В 80-х годах XIX века Нестеров посвящает этой теме цикл работ. В 1889–1890 годах он пишет первую часть композиции «Видение отроку Варфоломею». Это всем известная работа находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Вторая часть, написанная в 1917 году, представлена на этой выставке. Здесь Михаил Васильевич особое внимание уделяет пейзажной части – чувствуется влияние символистов, под впечатлением которых художник находился в этот период. Данная работа писалась близ Абрамцева.

Однажды Нестеров, выйдя на террасу своего дома в Абрамцеве, увидел потрясающий осенний пейзаж, который его вдохновил. Он писал о том, что наконец нашел тот самый идеальный пейзаж для работы «Видение отроку Варфоломею». Надо сказать, что перед написанием этой картины Нестеров делал массу подготовительных штудий, эскизов, то есть работа была очень напряженной и трудоемкой. В качестве модели выступал его сын Алексей Нестеров.

История картины очень интересна. Дело в том, что она была написана по заказу Федора Ивановича Шаляпина, великого русского певца. Шаляпин восхищался творчеством Нестерова и приобрел картину непосредственно у художника. После чего он увез ее в Париж, и она размещалась у него в квартире вместе с известной работой Кустодиева, где изображен сам Федор Иванович. Бытует мнение, что Шаляпин в разговоре с Нестеровым, увидев первый вариант работы «Видение отроку Варфоломею», спросил у него: «А что же было дальше?» На что Нестеров ответил: «Ты увидишь». И разработал новую композицию. Это не было заказом, это было творческое решение самого автора. На картине старец-монах пытается открыть духовный путь мальчику Варфоломею (так звали Сергия Радонежского в миру).

Ограничение в построении композиции перед фигурами, может быть, говорит о том, что это не путь, который уже закончен, а у этого пути огромное продолжение. Как будто персонажи останавливаются перед дверями, которые открывают весь мир.

Также в этом зале представлена работа Василия Дмитриевича Поленова, великого русского художника, творчество которого было неразрывно связано с христианской тематикой. В этом зале есть работа из цикла «Палестинские картины», это «Христос у Галилейского моря». Картина была написана во время второй поездки в Палестину по святым местам в 1899 году. Со слов дочери В.Д. Поленова, он привез из этой поездки массу эскизов, которые он называл «путь Христа в пейзажах». Это были очень интересные этюды, которые он выполнял на пленэре. Они охватывали колоссальную территорию.

Коллега Василия Дмитриевича, Владимир Маковский, заметил относительного этого цикла, что чистота Христа – как красота природы. Может быть, это было основной идеей, которую хотел передать сам художник в своих произведениях. Работая над этим циклом, он хотел перенестись сам и перенести зрителя в ту среду, природу и евангельские места, которые помнят жизнь Христа. Это был очень важный для него процесс понимания и постижения философии христианства.

Христианская тематика у русских художников воплощается в различных жанрах: в пейзаже, бытовых композициях, а также в картинах, связанных с историей православия. Одна из наиболее интересных работ, которые находятся в центре исторического зала сегодняшней экспозиции, – картина Григория Семеновича Седова. Это удивительный художник, мастер исторической живописи, который, к сожалению, прожил очень недолгую жизнь. Он скончался в возрасте 48 лет, под конец жизни совершенно ослеп и не мог полноценно работать.

На выставке представлена очень известная его работа, за которую в 1866 году он получил большую золотую медаль от Императорской Академии художеств. Эта работа называется «Обретение христианства князем Владимиром». Художник очень эмоционально передает некий драматизм и напряжение, которые присутствуют в сцене, когда греческий монах показывает князю Владимиру сцену Страшного Суда, изображенную на свитке. Это возникшее удивление и напряжение было потрясающе найденным решением автора. Он получил высшую награду императорской Академии, также был удостоен пенсионерской поездки за рубеж, после чего, в 1867 году, он уезжает в Париж, где продолжает работать в христианской тематике.

Он расписывает купол в парижской православной церкви, но, к сожалению, через три года слепнет на один глаз и в 1870 году возвращается в Москву. Три оставшиеся года своей пенсионерской поездки он проводит в столице, где расписывает храмы. В частности, известны его росписи в храме Святой Троицы у Покровских ворот в Москве.

В историческом зале представлены работы великих русских мастеров, таких как Тимофей Андреевич Нефф и Федор Антонович Бруни. Выставлена картина Неффа «Ангел молитвы», которая была написана для Николая I. Еще эту работу называют «Портрет Марии Николаевны». Художник действительно использовал при написании образ великой княгини Марии Николаевны. Эта работа имела огромный успех, была очень популярна. Сам Нефф неоднократно делал авторские повторы по заказам для домовых церквей и храмов.

Из числа работ, представленных на этой выставке, – два замечательных эскиза к росписи Храма Христа Спасителя на тему четырех Вселенских Соборов кисти Василия Ивановича Сурикова. Росписи являются точным повторением предварительных эскизов, выполненных маслом на холсте, которые находятся в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Такие предварительные рисунки делает каждый художник.

Василий Иванович Суриков поступает в художественную Академию в 1869 году, блестяще учится и по ее окончании получает в виде исключительного права пенсионерскую поездку за границу для продолжения обучения. Но он ходатайствует о том, чтобы вместо этой поездки принять участие в росписи Храма Христа Спасителя. Я думаю, этот факт очень интересно характеризует самого художника.

Один из двух его эскизов иллюстрирует Первый Вселенский Никейский Собор, который был созван по велению императора Константина (он изображен в части этой композиции) и посвящен разоблачению ереси Ария. Эта тема достаточно сложная для молодого художника, но, как видно по сохранившимся эскизам и по «картонам», он блестяще справился с работой; в четырех приделах Храма Христа Спасителя находились большие фрески работы Василия Сурикова.

Второй эскиз показывает сцену из Третьего Вселенского Собора, где в центре композиции изображен Патриарх Кирилл Александрийский, который жестом руки как бы изгоняет еретиков из храма. Это очень важный сюжет, поскольку он отражает основную тему Третьего Собора. К сожалению, два остальных графических эскиза не сохранились, но уникальность двух представленных экспонатов совершенно очевидна. Работа была очень трудоемкой. Она осложнялась тем, что члены комиссии по строительству храма несвоевременно выплачивали гонорар художникам, к тому же Сурикову приходилось работать в очень сжатые сроки, что было для него непривычно. После этого опыта Василий Иванович никогда больше не работал на заказ. Он писал исключительно по творческому позыву.

– Мы завершили серию выпусков с выставки «Художественные сокровища России» из выставочного зала «Центр искусств. Москва», расположенного на территории Храма Христа Спасителя.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать