Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Мы находимся на выставке «Художественные сокровища России» в зале «Центр искусств. Москва» на территории Храма Христа Спасителя. Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передач «Хранители памяти».
Наталия Игнатьевна Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автор каталога икон выставки «Художественные сокровища России»:
– Иконы занимают важное место в составе выставки, они образуют очень интересный раздел, который выделен с учетом художественного качества произведений. Попытки выстроить историю искусства древней живописи не было, но было стремление показать зрителям наиболее зрелищные и интересные произведения, относящиеся к XVI – началу XX веков.
Среди этих икон преобладают небольшие произведения. Много икон в окладах. Они создавались для домашнего бытования и украшались по заказу людей, обращавшихся к художникам и ювелирам. Но есть на выставке и несколько крупноформатных произведений, которые происходят из больших храмов. Небольшие иконы в окладах в основном показывают нам церковное искусство нового времени (XIX – начало XX веков), большие образы, которые здесь выставлены, относятся к более раннему периоду: они датируются XVI, XVII и началом XVIII веков.
Среди наиболее интересных древних памятников можно выделить икону «Троица». Это, пожалуй, наиболее драгоценный экспонат, представленный на этой выставке. Иконография Ветхозаветной Троицы характерна для древнерусской живописи и очень популярна. Здесь мы видим не рублевский вариант, а тот, который был распространен с древности, еще до Рублева – гостеприимство Авраама. Мы видим Троицу – трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сару, которые готовят им трапезу. Икона иллюстрирует текст Ветхого Завета.
Икона очень необычна по своему колориту и по пропорциям фигур. Когда мы смотрим на нее, мы видим, как резко вытянуты пропорции ангелов. Они не соответствуют каким-то классическим канонам красоты, но в них есть необыкновенная выразительность. Это было свойственно искусству того времени, когда эта икона создавалась. А создавалась она в так называемую годуновскую эпоху. Это период царствования последнего представителя рода Рюриковичей Федора Иоанновича, женатого на сестре Бориса Годунова, и правление самого Годунова.
Образ огромный, явно заказной, написан, очевидно, московскими мастерами, если судить по высочайшему уровню живописи. Скорее всего, эта икона была царским вкладом в какой-то крупный монастырь. Ее колорит тоже чрезвычайно своеобразен. Когда мы смотрим на нее, мы не видим буйства ярких красок. Там нет звонкого красного и синего цветов, свойственных древнерусской живописи. Напротив, цвета здесь немного приглушенные, они как бы сближены друг с другом. Такой колорит появляется в русской иконописи во второй половине XVI века не случайно.
Дело в том, что в середине столетия по постановлениям Стоглавого собора художников призывали писать так, как писали древние иконописцы, то есть подражать древним образам, которые находились под слоем потемневшей олифы. Художники стали обыгрывать этот прием: они вносили в свои произведения ощущение иконы под олифой. Слегка приглушенные тона, гамма, которая строится вокруг коричневато-красных тонов, – это отличительные особенности искусства второй половины века. Особой утонченности эта гамма достигает в годуновскую эпоху – в конце XVI – начале XVII веков.
Икона сохранила фрагменты своего первоначального иконостаса. Мы видим венцы, которые сделаны в достаточно сложной технике скани и эмали по скани. Это очень редкостное и достойное произведение музейного уровня, и оно открывает ретроспекцию древнерусской иконописи и церковного искусства нового времени, которое здесь представлено достаточно полно и ярко.
Второй образ, который заслуживает самого пристального внимания, – это тоже икона «Троица», иллюстрирующая ветхозаветный текст о гостеприимстве Авраама. Она написана в другое время царскими мастерами, работавшими в иконописной мастерской при Оружейной палате. Эта икона написана после того, как в Успенском соборе Московского Кремля по указу Патриарха Адриана (последнего из древних патриархов) проводилось поновление древних икон, находившихся в этом соборе.
Лучшие мастера Оружейной палаты занимались поновлением икон: они их переписали, но сохранили древнюю иконографию. Икона «Троица» была в Успенском соборе поновлена Тихоном Филатьевым. Она выделялась некоторыми особенностями древней иконографии, которые были уже подзабыты к концу XVII века. Обращение к этому образу повлекло за собой стремление подражать древним традициям. Здесь мы видим решения, очень близкие иконе из Успенского собора Московского Кремля. Особенно это относится к изображению стола. Конечно, Тихон Филатьев изобразил стол уже не так, как это было в древности, – он полностью переписал икону. Сцена, где слуга закалывает тельца, абсолютно точно повторяет по рисунку образ из Успенского собора.
Таким образом, эта икона, хотя и не имеет авторской подписи, принадлежит к произведениям ведущих мастеров Оружейной палаты, потому что только человек, который работал рядом, рука об руку с Тихоном Филатьевым, мог видеть этот стиль и достаточно последовательно реализовать его в своем произведении. Хотя в чем-то он отступает от древнего образа, но все-таки воплощает очень много его особенностей. Манера письма этой иконы, конечно, совсем другая: эта икона написана в живоподобной манере, которая была разработана в середине века ведущим царским изографом того времени Симоном Ушаковым.
Еще одно крупноформатное произведение, представленное на выставке, – икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Это безусловный шедевр. Икона написана в традициях Оружейной палаты во второй четверти XVIII века. Традиция царских мастеров жила достаточно долго: мы знаем, что дети и внуки мастеров XVII века, работавших в Оружейной палате, писали иконостасы и для Петербурга. Очевидно, этот замечательный образ был создан потомком мастеров Оружейной палаты XVII века, одним из тех, кто активно работал в Петербурге.
Образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» является новым для древнерусского искусства, он складывается только к концу XVII века. Икона с таким названием прославилась в самом конце века, в 1689 году, в храме на Ордынке, когда от образа с таким названием излечилась от незаживающей язвы сестра Патриарха Иоакима. Это чудо было настолько прославлено в ту пору, что образ Богородицы подобной иконографии стал чрезвычайно популярным.
В первой половине XVIII века идет очень активный процесс формирования регламентированной системы изображения персонажей и сюжетных сцен. «Всех скорбящих Радость» – это та иконография, которая не получила окончательного оформления. Она чрезвычайно многообразна по своим композиционным проявлениям. Образ, который представлен на выставке, отличается рядом очень интересных деталей: на иконе Богоматерь изображена парящей над морем, вид представлен с высоты птичьего полета. На берегу Богоматерь окружают страждущие люди, которых ангелы утешают от ее лица. На море мы видим плавающие кораблики, которые становятся возможны только в иконографии XVIII века. Все детали изображения связаны с западной традицией. Прославление Богоматери среди людей, которые ищут Ее защиты, было широко распространено в западноевропейской иконографии еще в Средневековье.
Благодаря активным контактам c Западом в XVII веке на русскую почву приходит большое количество гравюр, которые представляют собой легкий листочек с отпечатком, который легко перевести. Приходят книги с гравюрами, которые иллюстрируют Священное Писание, и русские мастера этим очень активно пользуются. Сложение иконографии «Всех скорбящих Радость» произошло под влиянием разных западных иконографий. Образ существует в многообразии проявлений – можно увидеть целый веер разных вариантов. Кораблики – это тоже напоминание о европейской традиции, об испанской «Мадонне мореплавателей», которая существует в городе Севилье, где рядом с Богоматерью изображен Христофор Колумб, а внизу море с плывущим по нему кораблем. Вот каковы истоки этой иконографии.
Икона написана великолепно, с высочайшим и тонким мастерством, которое свидетельствует о жизнеспособности традиции, восходящей к концу XVII века. Действительно, лучшие проявления в иконописи первой половины XVIII столетия – это то, что связано с линией, ведущей к царским мастерам второй половины XVII века.
На выставке представлена еще одна небольшая икона, связанная с мастерами Оружейной палаты и написанная в начале XVIII века. Это один из любимых сюжетов русской иконописи – икона «Чудо Георгия о змие». Она интересна тем, что в ней присутствует ряд необычных для русской традиции деталей. Русский мастер, пишущий эту икону, немного подражает другим образцам. Этими образцами были поздние греческие (критские) иконы очень высокого уровня, написанные в XVII – начале XVIII веков. Взаимоотношения греческой и русской традиции в XVII веке – это особый, достаточно сложный аспект, еще мало проработанный и известный, но влияние этих традиций друг на друга не вызывает сомнений.
Мы знаем, что в Греции, особенно в Афонских монастырях, сохранились большие работы мастеров Оружейной палаты, часто подписные. Но был и обратный процесс: греческие образцы, попадая на русскую почву, тут же становились объектами подражания и повторения. Это главным образом относилось к иконографии, потому что греческая иконография отличалась некоторыми особенностями, неизвестными в России.
Если мы приглядимся к этой иконе, то увидим черты, характерные для западной иконографии этого сюжета. Конь скачет, под ногами его мы видим кости, останки тех девушек, которые были жертвами чудища-дракона. Подобное решение, достаточно натуралистическое и необходимое для того, чтобы показать все злодейство этого адского змия, присутствует в западной традиции эпохи Возрождения. Это мы часто видим в произведениях итальянских художников, а критские мастера испытывали серьезное влияние венецианской школы и брали оттуда некоторые интересные иконографические детали. Они служили неким передаточным пунктом в остальные страны православного мира, где существовало свое иконописание. Например, с точки зрения иконографии (и в меньшей степени с точки зрения стиля) некоторые черты поздней греческой (критской) иконы XVII века мы можем найти в ряде русских памятников. Но подобное изображение с отмеченными деталями чрезвычайно редко.
Автор передачи и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Моисеева
Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!