Хранители памяти. Выставка "Художественные сокровища России". Часть 1

22 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков с выставки «Художественные сокровища России», организованной «Центром искусств. Москва» на территории Храма Христа Спасителя. Наш первый рассказ - об иконе «Троица» XVI века и иконописных произведениях мастеров Оружейной палаты.

– Мы находимся на выставке «Художественные сокровища России» в зале «Центр искусств. Москва» на территории Храма Христа Спасителя. Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передач «Хранители памяти».

Наталия Игнатьевна Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автор каталога икон выставки «Художественные сокровища России»:

– Иконы занимают важное место в составе выставки, они образуют очень интересный раздел, который выделен с учетом художественного качества произведений. Попытки выстроить историю искусства древней живописи не было, но было стремление показать зрителям наиболее зрелищные и интересные произведения, относящиеся к XVI – началу XX веков.

Среди этих икон преобладают небольшие произведения. Много икон в окладах. Они создавались для домашнего бытования и украшались по заказу людей, обращавшихся к художникам и ювелирам. Но есть на выставке и несколько крупноформатных произведений, которые происходят из больших храмов. Небольшие иконы в окладах в основном показывают нам церковное искусство нового времени (XIX – начало XX веков), большие образы, которые здесь выставлены, относятся к более раннему периоду: они датируются XVI, XVII и началом XVIII веков.

Среди наиболее интересных древних памятников можно выделить икону «Троица». Это, пожалуй, наиболее драгоценный экспонат, представленный на этой выставке. Иконография Ветхозаветной Троицы характерна для древнерусской живописи и очень популярна. Здесь мы видим не рублевский вариант, а тот, который был распространен с древности, еще до Рублева – гостеприимство Авраама. Мы видим Троицу – трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сару, которые готовят им трапезу. Икона иллюстрирует текст Ветхого Завета.

Икона очень необычна по своему колориту и по пропорциям фигур. Когда мы смотрим на нее, мы видим, как резко вытянуты пропорции ангелов. Они не соответствуют каким-то классическим канонам красоты, но в них есть необыкновенная выразительность. Это было свойственно искусству того времени, когда эта икона создавалась. А создавалась она в так называемую годуновскую эпоху. Это период царствования последнего представителя рода Рюриковичей Федора Иоанновича, женатого на сестре Бориса Годунова, и правление самого Годунова.

Образ огромный, явно заказной, написан, очевидно, московскими мастерами, если судить по высочайшему уровню живописи. Скорее всего, эта икона была царским вкладом в какой-то крупный монастырь. Ее колорит тоже чрезвычайно своеобразен. Когда мы смотрим на нее, мы не видим буйства ярких красок. Там нет звонкого красного и синего цветов, свойственных древнерусской живописи. Напротив, цвета здесь немного приглушенные, они как бы сближены друг с другом. Такой колорит появляется в русской иконописи во второй половине XVI века не случайно.

Дело в том, что в середине столетия по постановлениям Стоглавого собора художников призывали писать так, как писали древние иконописцы, то есть подражать древним образам, которые находились под слоем потемневшей олифы. Художники стали обыгрывать этот прием: они вносили в свои произведения ощущение иконы под олифой. Слегка приглушенные тона, гамма, которая строится вокруг коричневато-красных тонов, – это отличительные особенности искусства второй половины века. Особой утонченности эта гамма достигает в годуновскую эпоху – в конце XVI – начале XVII веков.

Икона сохранила фрагменты своего первоначального иконостаса. Мы видим венцы, которые сделаны в достаточно сложной технике скани и эмали по скани. Это очень редкостное и достойное произведение музейного уровня, и оно открывает ретроспекцию древнерусской иконописи и церковного искусства нового времени, которое здесь представлено достаточно полно и ярко.

Второй образ, который заслуживает самого пристального внимания, – это тоже икона «Троица», иллюстрирующая ветхозаветный текст о гостеприимстве Авраама. Она написана в другое время царскими мастерами, работавшими в иконописной мастерской при Оружейной палате. Эта икона написана после того, как в Успенском соборе Московского Кремля по указу Патриарха Адриана (последнего из древних патриархов) проводилось поновление древних икон, находившихся в этом соборе.

Лучшие мастера Оружейной палаты занимались поновлением икон: они их переписали, но сохранили древнюю иконографию. Икона «Троица» была в Успенском соборе поновлена Тихоном Филатьевым. Она выделялась некоторыми особенностями древней иконографии, которые были уже подзабыты к концу XVII века. Обращение к этому образу повлекло за собой стремление подражать древним традициям. Здесь мы видим решения, очень близкие иконе из Успенского собора Московского Кремля. Особенно это относится к изображению стола. Конечно, Тихон Филатьев изобразил стол уже не так, как это было в древности, – он полностью переписал икону. Сцена, где слуга закалывает тельца, абсолютно точно повторяет по рисунку образ из Успенского собора.

Таким образом, эта икона, хотя и не имеет авторской подписи, принадлежит к произведениям ведущих мастеров Оружейной палаты, потому что только человек, который работал рядом, рука об руку с Тихоном Филатьевым, мог видеть этот стиль и достаточно последовательно реализовать его в своем произведении. Хотя в чем-то он отступает от древнего образа, но все-таки воплощает очень много его особенностей. Манера письма этой иконы, конечно, совсем другая: эта икона написана в живоподобной манере, которая была разработана в середине века ведущим царским изографом того времени Симоном Ушаковым.

Еще одно крупноформатное произведение, представленное на выставке, – икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Это безусловный шедевр. Икона написана в традициях Оружейной палаты во второй четверти XVIII века. Традиция царских мастеров жила достаточно долго: мы знаем, что дети и внуки мастеров XVII века, работавших в Оружейной палате, писали иконостасы и для Петербурга. Очевидно, этот замечательный образ был создан потомком мастеров Оружейной палаты XVII века, одним из тех, кто активно работал в Петербурге.

Образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» является новым для древнерусского искусства, он складывается только к концу XVII века. Икона с таким названием прославилась в самом конце века, в 1689 году, в храме на Ордынке, когда от образа с таким названием излечилась от незаживающей язвы сестра Патриарха Иоакима. Это чудо было настолько прославлено в ту пору, что образ Богородицы подобной иконографии стал чрезвычайно популярным.

В первой половине XVIII века идет очень активный процесс формирования регламентированной системы изображения персонажей и сюжетных сцен. «Всех скорбящих Радость» – это та иконография, которая не получила окончательного оформления. Она чрезвычайно многообразна по своим композиционным проявлениям. Образ, который представлен на выставке, отличается рядом очень интересных деталей: на иконе Богоматерь изображена парящей над морем, вид представлен с высоты птичьего полета. На берегу Богоматерь окружают страждущие люди, которых ангелы утешают от ее лица. На море мы видим плавающие кораблики, которые становятся возможны только в иконографии XVIII века. Все детали изображения связаны с западной традицией. Прославление Богоматери среди людей, которые ищут Ее защиты, было широко распространено в западноевропейской иконографии еще в Средневековье.

Благодаря активным контактам c Западом в XVII веке на русскую почву приходит большое количество гравюр, которые представляют собой легкий листочек с отпечатком, который легко перевести. Приходят книги с гравюрами, которые иллюстрируют Священное Писание, и русские мастера этим очень активно пользуются. Сложение иконографии «Всех скорбящих Радость» произошло под влиянием разных западных иконографий. Образ существует в многообразии проявлений – можно увидеть целый веер разных вариантов. Кораблики – это тоже напоминание о европейской традиции, об испанской «Мадонне мореплавателей», которая существует в городе Севилье, где рядом с Богоматерью изображен Христофор Колумб, а внизу море с плывущим по нему кораблем. Вот каковы истоки этой иконографии.

Икона написана великолепно, с высочайшим и тонким мастерством, которое свидетельствует о жизнеспособности традиции, восходящей к концу XVII века. Действительно, лучшие проявления в иконописи первой половины XVIII столетия – это то, что связано с линией, ведущей к царским мастерам второй половины XVII века.

На выставке представлена еще одна небольшая икона, связанная с мастерами Оружейной палаты и написанная в начале XVIII века. Это один из любимых сюжетов русской иконописи – икона «Чудо Георгия о змие». Она интересна тем, что в ней присутствует ряд необычных для русской традиции деталей. Русский мастер, пишущий эту икону, немного подражает другим образцам. Этими образцами были поздние греческие (критские) иконы очень высокого уровня, написанные в XVII – начале XVIII веков. Взаимоотношения греческой и русской традиции в XVII веке – это особый, достаточно сложный аспект, еще мало проработанный и известный, но влияние этих традиций друг на друга не вызывает сомнений.

Мы знаем, что в Греции, особенно в Афонских монастырях, сохранились большие работы мастеров Оружейной палаты, часто подписные. Но был и обратный процесс: греческие образцы, попадая на русскую почву, тут же становились объектами подражания и повторения. Это главным образом относилось к иконографии, потому что греческая иконография отличалась некоторыми особенностями, неизвестными в России.

Если мы приглядимся к этой иконе, то увидим черты, характерные для западной иконографии этого сюжета. Конь скачет, под ногами его мы видим кости, останки тех девушек, которые были жертвами чудища-дракона. Подобное решение, достаточно натуралистическое и необходимое для того, чтобы показать все злодейство этого адского змия, присутствует в западной традиции эпохи Возрождения. Это мы часто видим в произведениях итальянских художников, а критские мастера испытывали серьезное влияние венецианской школы и брали оттуда некоторые интересные иконографические детали. Они служили неким передаточным пунктом в остальные страны православного мира, где существовало свое иконописание. Например, с точки зрения иконографии (и в меньшей степени с точки зрения стиля) некоторые черты поздней греческой (критской) иконы XVII века мы можем найти в ряде русских памятников. Но подобное изображение с отмеченными деталями чрезвычайно редко.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать