Хранители памяти. Выставка "Благословение Святой Афонской Горы". Часть 2

23 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем рассказ о выставке «Благословение Святой Афонской Горы. К 1000-летию русского монашества на Афоне». В эти дни она уже прекратила свою работу в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, но, благодаря нашей программе, вы можете еще раз посмотреть на ее экспонаты. Особое внимание в новом выпуске уделено иконописным памятникам.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ с временной выставки «Благословение Святой Афонской Горы» и в этот раз обратим особое внимание на иконописные произведения.

Епископ Порфирий (Успенский) в 1858 году писал о Святой Горе: «Афон Божий, среди голубых вод Эгейского моря, пирамидально возвышающийся к небу и длинною ломаною линиею постепенно понижающийся к материку Европы, так величествен и миловиден, что никакое слово не может изобразить великолепия его».

Об этом великолепии нам напоминают на выставке гравюры с видами монастырей и храмов Святой Горы. Из этого удивительного места происходят многие экспонаты: рукописи, иконы, фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства… Так, например, Коллекционный Дом Абрамовых предоставил для экспозиции афонские наперсные священнические кресты, панагию и складень. Все эти предметы были созданы на Горе Афон и поражают тонкостью своего исполнения.

Основная часть иконописных памятников условно разделена по своему происхождению: из Ильинского скита, Свято-Пантелеимонова монастыря и Андреевского скита.

Зеленина Яна Эрнестовна, куратор выставки «Благословение Святой Афонской Горы», кандидат искусствоведения:

– На выставке впервые представлена большая группа икон, которые созданы в мастерских русских обителей на Афоне. До недавнего времени они находились вне поля зрения исследователей, и мы впервые привлекаем внимание к этой части афонского иконописания.

Начало традиции русского иконописания на Афоне относится к середине XIX века. В это время духовником Пантелеимонова монастыря был иеросхимонах Иероним Соломенцев, который был очень разносторонним человеком и в том числе имел какие-то навыки иконописания. Собственно, он и создает первую мастерскую в Пантелеимоновой обители.

Чтобы представить себе масштаб его деятельности, можно упомянуть о том, что когда в 1840 году он стал духовником обители, в ней было около десяти русских иноков, а к его кончине в 1885 году число русских насельников монастыря возросло до восьмисот. При нем в самом монастыре и за его пределами было построено около шестидесяти храмов, таков был масштаб его деятельности. И в том числе одним из направлений было создание иконописной, литографической мастерских, типографии.

Когда создается мастерская, приглашаются мастера академического уровня. Мы точно не знаем их имен, а что касается именно афонских насельников, то основателями мастерской считаются иеромонах Василий (Селезнев) и схиархидиакон Лукиан (Роев). Но на выставке нет их работ, тем не менее здесь очень много образцов в том числе раннего иконописания. К сожалению, самые ранние образцы афонской иконописи, которые представлены на выставке, датируются 70-ми годами Х I Х века: образ великомученика Пантелеимона и близкий к нему образ мученика Вонифатия. Хронологические рамки представленных икон – последняя треть XIX – начало ХХ века.

Мы попытались систематизировать иконы из частного собрания Владимира Селиванова и представить по таким комплексам: центральную стену экспозиции занимает произведение из мастерской Пантелеимонова монастыря; отдельная группа икон была создана в Андреевском скиту; и еще группа икон выполнена в Ильинском скиту. Кроме того, здесь демонстрируется несколько икон из русских скитов и келий, которые встречаются на Афоне.

Коллекция Владимира Селиванова была для нас открытием, поскольку она очень изменила наши представления об афонской иконописи. До недавнего времени афонская икона ассоциировалась у нас в основном с теми произведениями, которые мы часто видим в храмах, – это большие изображения великомученика Пантелеимона, «Скоропослушницы», Иверской иконы, то есть очень ограниченный набор сюжетов. А на этой выставке мы можем увидеть произведения и очень редких сюжетов, даже неожиданных для нас, как Господь Саваоф или  Всевидящее око Божие»; изображения икон, которые прославились не только в различных обителях на Афоне, но и в России: это Казанская икона Богоматери – произведение Андреевского скита. Очень много заказных икон знаменитых святых, которые, видимо, действительно в большом количестве писались по частным заказам в различных афонских монастырях.

Когда этот стиль сформировался в Пантелеимоновом монастыре, он очень быстро распространился по всему Афону. И несмотря на то что мы попытались показать разные центры, мы видим, что произведения, написанные в скитах и в самом монастыре, схожи между собой. И здесь уже должны быть сделаны очень тонкие искусствоведческие наблюдения, чтобы разграничить их с точки зрения стиля.

Наиболее академичным с точки зрения профессиональной подготовки является, конечно, комплекс икон из Пантелеимонова монастыря на Афоне, там чувствуется академическая основа. Мы знаем, что в монастыре долгое время сохранялись какие-то рисованные штудии, какие-то подготовительные работы для мастерской. Вообще особенность афонского иконописания – два направления: академическое, которое мы видим в личном письме, и доличное, которое выполнено в более классической иконописной манере.

Мне еще хочется сказать о роли афонской стилистики, потому что очень многие монастыри в России тоже писали в этом же ключе, но, конечно, немножко иначе. Каждая монастырская мастерская очень узнаваемая, тем не менее афонский стиль влиял на монастырское иконописание в России. Кроме того, так хочется думать, что сама традиция ставить штампы и надписи на оборотах икон, которые свидетельствовали об исполнении Святой Горы, повлияла на традиции, аналогичные в российских монастырях.

Думается, что и греческая иконопись что-то позаимствовала от афонских традиций. В источниках мы встречаем такие моменты, что греки не принимали этот академический стиль, а с другой стороны, когда он вводился в Пантелеимоновом монастыре, там тем не менее многие греческие насельники уже работали тоже в этом ключе. И мы знаем фрагменты из переписки архимандрита Антонина (Капустина) о том, что иконы, присланные в Святую Землю в Русскую духовную миссию, были выполнены именно греческими мастерами в Пантелеимоновом монастыре. Собственно, в переписке он благодарит настоятеля монастыря за присылку этих икон. Поэтому, несомненно, опосредованно через Афон эта традиция повлияла и на развитие греческого иконописания в конце XIX – ХХ веке.

Еще несколько слов хочется сказать о печатях на обороте икон, потому что на многих из них действительно стоят штампы. Это отдельная история, совершенно неизученная, очень интересная. Мы можем говорить о каком-то развитии. Если мы смотрим на ранние штампы Пантелеимонова монастыря, они очень простые –«Благословение Святой Афонской Горы». Дальше появляются более сложные тексты, в которых говорится, что икона писана, освящена на Святой Горе.

Если мы говорим о произведениях, созданных в Андреевском скиту, то там часто сохранились рукотворные надписи с сургучной печатью, которая принадлежала этому скиту и удостоверяла его документы, в том числе иконы, изображения. На них часто стоят номера, которые соответствуют надписям в книгах, то есть все заказы фиксировались в монастырской документации. На иконах Ильинского скита мы тоже часто встречаем помимо штампов точно вписанные даты создания, то есть можно выстраивать какую-то историю развития этой иконописи на основе подписи на оборотах. И там часто встречается резная надпись «РИС» – Русский Ильинский скит. То есть у каждой обители были свои удостоверяющие штампы, памятные и для паломников, которые увозили эти иконы.

Многие иконы сохранили свидетельства об их присылке по почте. И даже в документах есть моменты такого рода, что, например, когда в середине XIX века, в 50-х годах, из Андреевского скита впервые присылали в Россию чудотворный образ «В скорбех и печалех Утешение», то его пересылали по почте монаху Феодорету, который в это время собирал пожертвования в России.

– В другой части экспозиции можно увидеть иные иконы, не менее интересные. Например, на одной из них изображена шитая алтарная завеса, изготовленная в мастерской царицы Анастасии Романовны и вложенная царем Иоанном Грозным в сербский монастырь Хиландар на Афоне.

Мы завершили рассказ с выставки «Благословение Святой Афонской Горы».

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать