Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Николаевна Куликовская-Романова, глава Благотворительного фонда имени Ея Императорского высочества Великой княгини Ольги Александровны, организатор выставки «Акварели Великой княгини Ольги Александровны»:
– Экспозиция демонстрируется в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. Представленные на ней акварельные работы принадлежат кисти моей свекрови – Великой княгине Ольге Александровне, дочери императора Александра III и младшей сестре святого государя Николая II. Сейчас на художественной выставке моей свекрови, ея Императорского высочества Великой княгини Ольги Александровны, представлены работы, охватывающие практически весь ее творческий путь – от первых детских рисунков до совершенно зрелых и профессиональных, безукоризненных акварелей конца 1950-х годов, собранных мною уже после смерти моего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова в 1993 году.
Безусловно, и сама Великая княгиня желала, чтобы о ее творчестве знали у нее на родине ее соотечественники. Но при жизни она об этом не могла и мечтать. Все это оставалось в ее далеком дореволюционном прошлом. Тогда она сама устраивала благотворительные выставки и аукционы, а выручку, полученную от продажи своих работ, передавала бедствующим художникам, музыкантам, оплачивала учебу молодых талантов и просто помогала неимущим и страждущим. Благотворительность и милосердие к нуждающимся были сущностью ее христианской натуры. Только написанные ею иконы великая княгиня никогда не продавала даже в благотворительных целях – всегда дарила их Христа ради и, видимо, никогда не подписывала их. Поэтому сейчас отыскать иконы ее работы – это величайшая удача.
Тем не менее в храме Христа Спасителя в городе Торонто, в Канаде, есть оригинал частично сохранившегося иконостаса ее кисти. За границей при жизни Великой княгини было несколько выставок ее работ: в Дании, во Франции, в Англии и в Канаде. В семейном архиве сохранились скромные буклеты и каталоги этих вернисажей, но Россия для ее совершенно профессионального живописного таланта была недоступна. И вот теперь эта надежда воплотилась в реальность. Сердце мне подсказывает, что душа Великой княгини Ольги Александровны радуется в селениях праведных вместе с нами этому знаменательному событию. Все Романовы обязательно учились рисовать, рисовали для себя и для друзей. Но только Великая княгиня Ольга Александровна делала это профессионально.
Великая княгиня Ольга Александровна выделяется в царственном роде Романовых, ее художественное творчество имело общественное признание как в дореволюционной России, так и в изгнании. Она посвятила себя художественному творчеству, особенно начиная с 20-х и 30-х годов ХХ века. Фактически профессиональное, уже в Канаде в 40-е и 50-е годы ХХ века ее творчество было одним из главных источников существования всей ее семьи. Акварель и живопись Великой княгини Ольги Александровны созданы в русле подлинно русской реалистической школы. Ее творчество выражает собой традиции и вкусы, которые культивировались императорской фамилией в царской семье.
Да и сама Великая княгиня своим титулом «багрянородная» свидетельствует о принадлежности к царскому роду. Это очень важно для восстановления исторической справедливости по отношению к роду Романовых. Сам кроткий, целомудренный и благородный образ Великой княгини Ольги Александровны по-своему служит делу духовного прославления подвига святого царя Николая II, поскольку она, волей или неволей, свидетельствует о христианском достоинстве царской семьи императора Александра III, о добром нраве своего августейшего брата, которого она бесконечно любила как родного ей человека и вместе с тем как подданная Русской империи. Трепетно почитала в нем сан государя и беспрекословно подчинялась его августейшей воле.
Школа, которую прошла Великая княгиня Ольга Александровна, феноменальна, потому что у нее было восемь педагогов, это практически все профессора, знаменитые художники. И безусловно, от каждого из них она получила известный характер письма и известную технику. Дело в том, что она была очень талантливым человеком и интересовалась всем тем, что ведет к этому.
Она не гнушалась даже открытки делать, потому что художники считают, что писать открытки – это ниже их достоинства, это только для любителей. Великая княгиня считала, что этим самым она, во-первых, практикует и экспериментирует – она употребляла разные техники в этих открытках. Кроме того, эти открытки шли в Красный Крест, а отделение Красного Креста в России было именно Елизаветинское, и там эти открытки тиражировали тысячами по всей России, и таким образом был доход для Красного Креста. Так благотворительность была связана с художеством. Поэтому я говорю, что Ольга Александровна была именно благотворителем в душе, не только напоказ, как это делается сегодня. Это были официальные почтовые открытки, которые были написаны именно через почтовое общество Universal Postal Union. И мы теперь тоже следуем ее примеру и выпускаем иногда открытки по каким-то случаям. Был год Бородина – мы выпускали, была годовщина Первой мировой войны – мы тоже выпускали. И сейчас я хотела сделать к столетию, но просто не успела. Еще после этого хочу сделать морской выпуск, потому что есть много материала.
Это для нее была отдушина, она вкладывала в каждую работу свою душу, свои чувства. Если у нее была ностальгия, она ее никогда не показывала, у нее, наоборот, как ни странно, несмотря на тяжелую жизнь, которую она прошла, есть этот дух, который передается картиной. Люди, которые смотрят на картину, видят не только картину, они чувствуют и ее, и ее настроение. Когда ее спросили: «Какой ваш любимый цветок?», она сказала: «Всё есть Божии творения – каждый цветок имеет свою красоту». И я полностью с ней согласна, потому что выбрать какой-то один цветок в данный момент трудно, каждый цветок – это действительно Божие творение. Как он сделан, как он выглядит, как он сформирован, этот цветок. Это действительно уникум, так что я согласна с ней, что все цветы – это Божии творения.
Она рисовала очень много: и портреты делала, и иконы писала. Вообще у нее было очень развито поле работы. Например, она писала также по фарфору и потом обжигала это – получался рисунок на посуде; пепельнички всякие, маленькие тарелочки. Она работала с серебром, на серебре тоже делала вещи – очень разнообразная была деятельность. Это давало ей именно то душевное спокойствие, которое может дать или хорошая книга, или Евангелие, или эта работа, потому что, действительно, пережить то, что 28 членов в семье были убиты в течение нескольких лет, конечно, очень тяжело.
И безусловно, она уходила в то, что видела. Знаете, рисование – это, с одной стороны, талант, который Богом дается, а другое – умение его выразить. И вот что школа дает – это умение выразить. Она видела елочку под снегом – ее рисовала, видела кошку отдыхающую, которая около лестницы лежит, – ее рисовала. Так что у нее очень разнообразное...
Единственное, у нее здесь есть одна картина, в моей коллекции, это фьорды. Это было в память о том, что профессор Крыжицкий покончил с собой, не выдержав нападения на него, что он занимался плагиатом, – это неправда. И он покончил с собой. Она очень страдала, была расстроена, и вот в память об этом она нарисовала такие же фьорды, приблизительно его техникой. И это мне показывает, что она очень переживала за него. Кроме того, она продавала вещи и дарила это его семье, чтобы поддержать, а еще она основала благотворительный фонд Крыжицкого.
Дорогие телезрители! Мы завершили рассказ с выставки акварелей Великой княгини Ольги Александровны. Всего вам доброго! До новых встреч!
Автор и ведущая Елена Чач
Записала Елена Чурина
Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!