Хранители памяти. Временная выставка "Шедевры церковного искусства Болгарии" в Третьяковской галерее. Часть 6

4 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем серию выпусков с временной выставки "Шедевры церковного искусства Болгарии", которая до 3 сентября работала в Государственной Третьяковской галерее. О произведениях декоративно-прикладного искусства рассказывает куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы продолжаем рассказ с выставки «Шедевры церковного искусства Болгарии».

Елена Михайловна Саенкова, куратор выставки «Шедевры церковного искусства Болгарии» в Государственной Третьяковской галерее, кандидат искусствоведения:

– На нашей выставке представлены не только собственно болгарские экспонаты, но и произведения, которые хранятся в собрании Национального исторического музея,  хотя были выполнены в других славянских странах. В частности, замечательная дарохранительница 1626 года, изготовленная по заказу сербского патриарха Паисия. Об этом свидетельствует надпись на самой дарохранительнице. Она была вложена в монастырь Дечаны, в храм, посвященный празднику Вознесения Господня, о чем и повествует изображение самого праздника, представленное на такой символической западной стороне храма. Дарохранительница воспроизводит образ храма, следуя древней византийской практике. Мы знаем, что дарохранительница помещается на престоле, в ней хранятся Святые Дары, освящающиеся в Великий Четверг на Страстной седмице. Естественно, что посвящение храма влияло на изображение, расположенное на самой дарохранительнице, на его иконографической программе.

Надо отметить, что, очевидно, существовала некая древняя традиция украшения дарохранительниц, которая отмечается по памятникам XII–XIII веков. И здесь мы увидим не только традиционные изображения двунадесятых праздников, апостолов, святителей, здесь огромное количество различных антропоморфных, зооморфных изображений, более привычных нам в пластике, в декоре храмов, встречающихся и в западноевропейской традиции, и в сербской культуре; это существовало и в древнерусской каменной пластике.

В числе сюжетов есть уникальные фигуры, расположенные на постаменте под барабаном храма, на которых изображены  некий воин и девушка, закутанная в ткани. Здесь нет надписей, которые бы нам говорили о том, кто это, но есть аналогичная по формам дарохранительница (более раннего изготовления, XII века), которая хранится в соборе Сан-Марко в Венеции, и вот там эти фигуры подписаны. Обратите внимание: они подписаны как «Мужество» (или «Доблесть») и «Разум». Это традиция персонификации, которая идет от античного искусства и которая сохранялась в византийской практике, когда мастера пытались представить те или иные силы природы или какие-то добродетели: пользовались своеобразным аллегорическим языком, изображая человеческие фигуры, изображая неких животных, которые олицетворяли те или иные понятия. Что делают «Доблесть» и «Разум» на дарохранительнице, сказать очень сложно. Это загадка и для исследователей. Очевидно, какие-то античные мотивы существовали в пластике и переносились просто уже как элементы декора без какого-то глубокого осмысления,  в том числе  попадая через столетия и в произведения XVII–XVIII веков.

Среди интереснейших произведений декоративно-прикладного искусства следует отметить две рипиды, которые происходят из греческого монастыря Иоанна Предтечи в Серрах. Они попали в собрание Софийского музея в ХХ веке. Это традиционные произведения, характерные для периода, как мы его называем, поствизантийского искусства; болгарские коллеги предпочитают его именовать периодом османского владычества. На обеих рипидах одинаковое изображение: «Христос – Великий Архиерей» и, соответственно, «Спас Эммануил». Они выполнены в технике эмали.

У рипид очень древняя история, о них свидетельствуют различные тексты – толкования на святую литургию, где дается объяснение тем или иным предметам, использованию их, их бытованию, назначению. Греческое слово, давшее название рипидам, говорит о том, что это, прежде всего, «осенение», то есть воздаяние чести, которое сопровождало вынос Чаши из алтаря во время Великого входа. Некоторые исторические сведения говорят, что бывало и такое практическое значение: не только осеняли, но и пытались охранять чашу от насекомых (что было естественно в ходе богослужения). Но после XII–XIII веков рипиды приобретают значение торжественного архиерейского богослужения. О том, что они были изготовлены и вложены в монастырь Иоанна Предтечи, свидетельствуют надписи чуть выше рукояти.

В этой же витрине представлена митра, связанная также с Охридской архиепископией, изготовленная для архиепископа Охридского Иоасафа венецианскими мастерами (еще раз повторяю, что у нас интернациональный характер произведений; просто заказчики, предназначение и, соответственно, бытование вещей связаны с Болгарией. И это такой замечательный пример работы ювелиров венецианской школы раннего XVIII века.

Замечательные резные и литые кресты XVI, XVII, XVIII веков дают представление об очень богатой традиции украшения крестов. Мы попытались расположить экспонаты так, чтобы дать возможность увидеть, как украшалась лицевая сторона и как украшалась оборотная сторона. Посмотрите, пожалуйста, с какой нежностью, любовью и вниманием выполнена каждая резная композиция, как тонко мастер изображает сюжеты Рождества Христова, распятие! Как правило, эта традиция резного дела была связана с Афоном – оттуда она распространялась в Болгарии, Сербии, Греции, поэтому здесь тоже некий интернациональный характер искусства.

Кресты, представленные на нашей выставке, происходят и из болгарских монастырей, и из греческих храмов. Обратите внимание на различные тонкие детали, когда в изображение драконов под перекладинами распятия мастер вкладывает крупинки кораллов, как бы подчеркивая, декоративно выделяя некие детали: каждая деталь выполнена очень тонко, изысканно, изящно. С каким вниманием и с каким чувством вкуса подбиралась оправа, выполненная в разных техниках! Здесь представлена и скань, представлена и эмаль. Надо отметить, что этот вид искусства, такие памятники были типичны – это типичные произведения XVI–XVII веков, что свидетельствует о высоком уровне искусства в целом.

– Дорогие телезрители! Наш сегодняшний выпуск подошел к концу. Завершилась и в целом серия выпусков с временной выставки «Шедевры церковного искусства Болгарии», работающей сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Всего вам доброго, до новых встреч!

Автор и ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать