Хранители памяти. Временная выставка икон из собрания коллекционера Виктора Бондаренко "Лестница в Небо"

4 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске программы - рассказ о временной выставке икон из собрания коллекционера Виктора Бондаренко "Лестница в Небо", которая работает сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

– В этом выпуске мы расскажем о временной выставке икон из собрания коллекционера Виктора Бондаренко, которая работает сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Наталья Игнатьевна Комашко, куратор выставки «Лестница в Небо», ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:

– Выставка называется «Лестница в Небо». Мы очень долго думали над названием совместно с владельцем и остановились на этом. Как нам кажется, оно наиболее многогранно и наиболее соответствует характеру нашей нынешней выставки. «Небо» – с большой буквы, это горний мир. Это Небо, которое человек не может себе представить физическими очами. Но этот мир раскрывают нам иконы своей красотой. Небо у нас истолковывается именно в таком своем значении. А почему «лестница»? Каждая икона – как ступенька для верующего человека в его молитве к Богу. Почему еще «лестница»? Для других людей, которые, может быть, не так близки к теме Церкви, православия, это ступени постижения красоты иконы. И, конечно, ступени на пути коллекционера, который собирает памятники, реставрирует их, показывает людям; публикует их и вписывает их в историю, то есть передает по наследству нашим потомкам; показывает их нашим современникам, делает нас всех богаче.

Само название выставки предопределило основной цвет – синий. Но это не такой синий, каким мы видим небо. Этот цвет часто характерен для изображения небес на иконах. У нас в экспозиции представлена замечательная икона начала ХХ века – «Сотворение мира», где как раз Господь творит мир на фоне такого темно-синего неба. Он творит светила, отделяет тьму от света, творит твердь земную. Этот камертон был задан самими памятниками.

В музее это вторая выставка Виктора Бондаренко. Всего он их сделал четыре. Две первые были в Третьяковской галерее. Собственно говоря, сотрудничество между ним и нашим музеем ведется уже давно, с начала 2000-х годов. Он непременный участник наших больших выставок. Обязательно находится у него что-то, что вписывается в тематику той или иной выставки, которую задумывает музей. Выставки, которые он делает только сам, когда мы показываем памятники из его коллекции, – это определенное зеркало самого коллекционера, его внутренний мир.

Сейчас мы делаем эту выставку не как некий обзор по истории русской иконописи XVII – начала ХХ века. Мы решили, что сейчас мы действительно покажем каждую икону как самоценное произведение. Конечно, каждая из них написана в тот или иной период, имеет автора, вписана в контекст истории русской иконописи, но нам захотелось показать каждую из них как самоценный художественный и духовный организм.

Центральный памятник – это икона Богоматери Ильинско-Черниговской, которая написана в начале XVIII века русским мастером, работавшим даже не в Москве, а на Севере. Она написана на хвойной доске – это верный маркер того, что икона написана на Севере, где липа не растет. Это изображение восходит к гравюрам этой иконы, которые переплетались в книжку под названием «Руно орошенное». Это сочинение святителя Димитрия Ростовского как раз посвящено чудесам от этой иконы, случившимся в Ильинском Троицком монастыре в Чернигове. Эта гравюра была использована художником.

Художник не остановился только на том, чтобы скопировать гравюру, которая была у него перед глазами. Он решил дополнить это изображение новыми смыслами. В верхних углах композиции он поместил два картуша – декоративных щитка, увенчанных херувимами. В одном из них, левом, мы видим текст молитвы, обращенной к Богоматери, а справа – двуглавого орла. Это герб Российской империи. На груди у этого орла мы видим изображение молодого Петра I. Это немного странный момент. Икона написана в начале XVIII века, но Петр здесь изображен юным, еще безбородым, в одеждах, которые характерны для старой Москвы, старомосковской традиции. Это связано с тем, что художник использовал образец, а образцом была монета, изданная тогда, когда Петр был еще юным и царствовал вместе со своим братом Иваном. Таким образом, художник совместил разные источники – монету, гравюру – и создал произведение, которое, на его взгляд, соответствовало поставленной перед ним задаче. Он вписывал это изображение в контекст российской истории.

У нас есть еще редкие Богородичные иконографии. Например, представлена редчайшая икона Богоматери Игрицко-Песоченской. Эта икона прославилась в костромских землях. Она пропала, была украдена из действующего храма в начале 80-х годов. Где она, мы не знаем, а списки с нее очень редки. Они трудно идентифицируются; и их мало. Здесь представлен не просто список, но еще и дополненный изображениями евангелистов, святых; она орнаментирована, введены еще прообразовательные символы ветхозаветной Богоматери. Это очень интересное произведение костромской художественной традиции конца XVIII века.

Икона очень редкая по иконографии – это великомученик Никита в житии. Житийные иконы великомученика Никиты встречаются очень редко, а эта отличается еще и большой виртуозностью миниатюрного письма. Этот памятник, безусловно, связан с традицией царских мастеров Оружейной палаты. У нее есть точные стилистические аналогии, на основании которых исследователи предполагают, что мастером был царский изограф Сергей Рожков. Он был родом из Костромы и за умение писать тонкие миниатюрные иконы, в чем он был большой мастер и что очень ценилось при царском дворе, был переведен в Москву. Дальше уже работал в Москве в составе жалованных мастеров Оружейной палаты.

Икона отличается виртуозностью тонкого мелочного письма. Она насыщена узорами. Это такая радость для глаз, когда рассматриваешь каждый сюжет! И житие здесь представлено каноничное. В отличие от провинциальных мастеров все это очень строго выдерживалось при царском дворе, где использовали только канонические жития; апокрифы не использовали.

Это одна из последних из икон, вошедших в список экспонатов выставки. Она была отреставрирована буквально накануне ее подготовки. Это икона работы Николая Емельянова. Николай Емельянов – мастер начала ХХ века, человек, который очень тонко постиг художественный язык древнерусской иконы и очень удачно использовал его приемы. При этом он писал так, что мы никогда не перепутаем – древняя перед нами икона или это написано человеком ХХ века. Долгое время об этом художнике мы ничего не знали, но в последнее время очень активно идет изучение его биографии и творческой биографии в стенах нашего музея. Это икона Благовещения. Здесь представлена традиционная иконография, и художественный язык этой иконы очень традиционен, подчеркнуто традиционен. Мастер пишет икону на золоте, причем золото покрывает не только фон, но и поля иконы. Здесь он как бы апеллирует к древнему периоду; можно сказать, даже византийскому. Это условный художественный язык, характерный для древности, но в то же время художник подчеркивает рисунок, делает его более крепким. И цветовые сочетания здесь скорее уже идут от эпохи модерна, когда он жил и творил.

Мы показываем памятники разных эпох, но каждый из них самостоятелен. Их можно рассматривать достаточно долго, у каждого из этих памятников есть своя интересная история, каждый из них чем-то очень интересен.

Ведущая Елена Чач

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать