Хранители памяти. Церковь Воскресения Христова в Кадашах

23 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск программы - о церкви Воскресения Христова в Кадашах. Об истории, архитектуре и внутреннем убранстве этого старинного храма рассказывает его настоятель, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся в Москве возле старинного храма Воскресения Христова в Кадашах. Об этом храме – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, член Союза художников России, старший сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:

– У нас верхний храм и нижний храм: верхний посвящен Воскресению Христову, нижний – Успению Божией Матери. Он в настоящем виде относится к XVII веку. Вообще по документам здесь должна была быть церковь в конце XV века. И, видимо, сначала был деревянный храм, который в XVII веке был перестроен в каменный, а в конце XVII века он был еще раз перестроен в стиле нарышкинского барокко и приобрел современный вид.

Вернее, почти современный. В XIX веке после пожара Москвы (пожар, в частности, был в Замоскворечье) был произведен грандиозный ремонт, храм был несколько расширен. Алтарь в современном виде относится уже к XIX веку, но нужно сказать, что архитекторы XIX века удачно вписались в стилистику храма, и сейчас он имеет стилистически вполне единый вид. Несколько отдельно смотрятся пристройки на уровне колокольни: они действительно немножко выпадают из общей стилистики, потому что они строились отдельно, чтобы расширить помещения.

При храме было довольно большое кладбище, конечно, как и всегда при церкви. Но Москва ведь была зеленым городом, и вокруг были сады. На самом деле храм был таким, в общем-то, придворным храмом, он обслуживал нужды царицынского двора, тут жили люди довольно зажиточные, сохранились некоторые изображения того времени – в общем, была так называемая Кадашевская слобода. К сожалению, сейчас она уже не существует.

Храм был знаменит еще своим колокольным звоном. Уникальные колокола были отлиты известным мастером Слизовым в конце XVIII века, два именных колокола. В советское время они были отняты у храма после его закрытия и временно помещены в Большой театр. Временно. Большой театр почему-то до сих пор их не отдает, мы неоднократно поднимали этот вопрос.

Сейчас в храме производятся большие работы, в частности мы благодарны городу за то, что переложены старые коммуникации. Была проделана огромная работа по всей территории, и это очень отрадно, потому что без ремонта современное здание жить не может. Произведен очень большой хороший ремонт везде, включая храм.

В советское время все имущество храма было ликвидировано, осталось только несколько икон, которые находятся в разных музеях, и они совершенно разного уровня. Иконостасов не было, остались фотографии. В храме был иконостас замечательной художественной резьбы, относящийся к XVIII веку.

И еще в 2009 году произошло некоторое чудо: я тогда болел, меня не было, и в мое отсутствие в храм пришла некая девушка, которая сказала, что она работник одного музея. Сказала, что у них в музее лежит иконостас нашего храма и мы можем его забрать. Представляете себе? То есть после революции специалисты не сразу все были посажены в тюрьмы, их сажали постепенно, они что-то успевали сделать. И здесь какие-то честные люди, понимая большую ценность этого иконостаса, разобрали его, сложили в ящики и отправили некоторому учреждению, где эти ящики положили в подвал. Осталось довольно много – примерно треть.

У меня при храме музей. И сейчас часть этого иконостаса мы просто выставляем в музее. В связи с тем, что происходит обновление нашего храма, мы, конечно, думаем о том, чтобы попытаться восстановить иконостас по возможности, но это очень сложная работа. Она требует, прежде всего, больших материальных затрат. И если кто-нибудь из наших зрителей откликнется на этот вопрос и захочет поучаствовать в судьбе такого уникального иконостаса, мы, конечно, можем это только приветствовать. И даже предлагаю прислушаться к моему сообщению. Это одна из главных задач на сегодняшний день.

Что касается росписей, тут все непросто. Дело в том, что во время пожара Москвы Замоскворечье горело, горели близлежащие дома. И есть предание о том, что французы, убегая из Москвы, якобы сложили в этом храме какие-то деревянные вещи и хотели поджечь. Якобы они не успели это сделать. Лично я немножко сомневаюсь в правдивости этого сказания, потому что пожар в Москве продолжался только несколько дней. Москва за эти несколько дней успела сгореть, но французы еще продолжали здесь некоторое время пребывать.

Но, так или иначе, храм пострадал во время французского нашествия, он был очень сильно разворован, потому что его настоятели в последующее время очень долго занимались восстановлением, в частности, росписей. Но в те времена не умели ценить древние росписи, их заменяли новыми. У нас остались только небольшие фрагменты XVIII века, а вся остальная роспись выполнена в 60-е годы XIX века. Со своей стороны, я могу сказать, что, конечно, мы живем в XXI веке и должны с уважением относиться ко всякому более раннему периоду. Уже прошло порядка полутораста лет с тех пор, как были выполнены росписи, но ввиду большой утраты храмового искусства, конечно, они приобретают определенную ценность.

Как специалист могу сказать, что у нас есть претензии к этому периоду в целом, к требованиям, которые необходимо предъявлять церковному искусству, но тем не менее были выбраны опытные мастера. В основном расписывали храм мастера академической выучки. Но потом, в XX веке, эти росписи пострадали уже не от французов, а от своих. Здесь была весьма сложная история; в этом храме были клубы, склад, реставрационные мастерские, что-то еще. И хотя, конечно, реставраторы люди культурные, большое им спасибо, – но тем не менее утраты весьма значительные.

Восстанавливать все это непросто, тут много вопросов, в том числе и к целесообразности восстановления росписей в полном объеме. Потому что древнерусская стилистика все-таки гораздо больше соответствует духу православного богослужения, литургическому духу, чем академические росписи. Тут много нерешенного, многое предстоит еще сделать. Мы стараемся не спеша подходить к этим вопросам, думая о том, что для будущих поколений мы должны оставить, конечно, что-то значимое и духовно ценное.

Ремонт храма находится на заключительном этапе, надо сказать. Мы очень благодарны Министерству культуры и лично господину министру, потому что он живет здесь рядом и заходит к нам иногда, проявляет определенный интерес, поддерживает нас. Это очень хорошо.

Мы находимся в нижнем храме – храме Успения Пресвятой Богородицы. Боковые приделы посвящены Тихвинской иконе Божией Матери и святителю Николаю. Эти два маленьких придела были сооружены уже в XVIII веке. Основной престол – Успенский. От росписи раннего времени у нас практически ничего не сохранилось, и это связано, во-первых, с тем, что Москва была захвачена французами, и есть предание, что тут едва ли не произошел пожар. Хотя здесь, по-видимому, не было пожара, но видно, что храм сильно пострадал.

Тем не менее реставрация храма продолжалась очень долго – до 60-х годов XIX века. За эти десятилетия были расширены боковые приделы и апсидная часть. И в этих помещениях роспись была заново проведена в 60-х годах XIX века. В то время господствовала, конечно, академическая живопись, потому что средневековое искусство только-только начинали изучать, и, соответственно, здесь привлекались художники, окончившие Академию художеств.

Наши отечественные художники, которые расписывали этот храм в 60-х годах XIX века, интересовались раннехристианским искусством и использовали раннехристианские мотивы в росписи данного храма, особенно в центральной части. Очевидно, их привлекло то, что здесь низкое сводчатое помещение на четырех опорах, и эта конструкция напоминает раннехристианские храмы: и подземные катакомбы, и наземные.

В частности, здесь использована крестовидная композиция (по нервюрам сводов, которые образуют крест). В центре помещено изображение Богоявления, или Крещения Господня. И точно такую композицию – в общих чертах, конечно – мы видим в знаменитых равеннских баптистериях, известных как Баптистерий православных, Баптистерий ариан, разница между ними примерно 100 лет, V–VI века. Эти знаменитые баптистерии выполнены в технике мозаики, которую здесь, конечно, никто не собирался повторять. Это роспись масляными красками, но использован принцип размещения в центре на пересечении креста именно Богоявления Господня, что связывает живописные изображения с указанными мной мозаическими декорациями Равенны. А с другой стороны, более глубоко, сама крестовидная композиция связывается с катакомбными росписями. Стилистика, естественно, здесь господствует академическая, середины XIX века, как это было у нас возможно в те времена. Но здесь мы находимся при начале изучения основ христианского искусства в Русской Церкви.

Дорогие телезрители! Мы завершили рассказ о московском храме Воскресения Христова в Кадашах. Всего вам доброго! До новых встреч!

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать