Хранители памяти. Музей "Новый Иерусалим". Часть 3

27 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы завершаем рассказ с экспозиции Музейно-выставочного комплекса Московской области "Новый Иерусалим" и напоследок обратимся к иконам, которые некогда были частью иконостасов Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ из музея «Новый Иерусалим» об экспонатах, связанных с историей Ново-Иерусалимского монастыря.

Вахрушева Алена Юрьевна, старший научный сотрудник художественного отдела Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим»:

– Ценность нашей экспозиции заключается еще и в том, что у нас представлены подлинные иконы из иконостасов Воскресенского собора. В данном случае мы с вами можем видеть ряд икон и Царские врата, которые раньше располагались в иконостасе Голгофской церкви. Сначала обращу ваше внимание на Царские врата. Они резные, покрыты позолотой. На них мы можем увидеть Гефсиманский сад, в котором находится Спаситель, Который молится и просит, чтобы сия чаша мучений миновала Его. Рядом с НИМ мы видим спящих апостолов.

Представленные здесь иконы «Бичевание Христа» и «Христос в терновом венце» написаны маслом. Здесь мы можем говорить о некотором влиянии западноевропейской живописи. Прежде всего оно связано с Елизаветой Петровной, которая побывала в нашем соборе и монастыре трижды, первый раз в 1744 году. Конечно, она выделила материальные средства, чтобы собор впоследствии был оформлен. В том числе именно в период правления Елизаветы Петровны появляются иконы, написанные маслом.

Помимо указанных икон, у нас также есть иконы XVIII века «Апостол Петр» и «Поцелуй Иуды». Далее иконы из церкви Успения Пресвятой Богородицы. Например, «Христос, пребывающий в темнице». Они продолжают тему Страстей Христовых и тему Его Воскресения, которая имеет первостепенное значение для Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Одними из самых интересных экспонатов являются иконы, сделанные на медных досках, из иконостаса, находящегося в подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Иконостас был выполнен на средства графа Алексея Григорьевича Разумовского. Эти иконы показывают историю обретения Креста Господня. Мы с вами можем видеть, что на усопшую возложили Крест и она воскресла, рядом с ней стоит святая равноапостольная царица Елена.

Икона справа показывает нам Константина Великого, сына царицы Елены. Он, как мы с вами знаем из истории, постоянно воевал со своим братом Максенцием за объединение Рима. И перед одним из очередных сражений он увидел в небе крест и надпись «Сим победишь!». Момент, когда Константин Великий увидел крест, и показан на иконе. Впоследствии он выиграл сражение и объединил Рим, перенес столицу Рима в Константинополь, и образовалось государство Византия.

В нашей экспозиции находится икона, которая называется «Распятие с предстоящими». На ней мы видим гору Голгофу, где стоят три креста, на которых распяты Спаситель и два разбойника. Спаситель был распят на кресте. Верхняя перекладинка символизирует табличку, которая была прибита над головой Иисуса Христа и разъясняла Его вину: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Далее мы с можем увидеть на иконе Лонгина Сотника, во время казни бросившего копье в ребро Спасителя. Из ребра потекла кровь и попала на прародителя Адама, который, по легенде, захоронен под Голгофой. Кости и череп Адама также изображены на иконе. Помимо Спасителя изображены и два разбойника, воины перебивают им ноги в голенях.

Вообще казнь на кресте приобрела наибольшую популярность в Древнем Риме. И когда обвиняемым провозглашался такой смертный приговор, это сулило им жестокие мучения. Человек умирал в течение пяти или шести дней, умирал в основном либо от разрыва органов, либо же от жажды. Чтобы как-то убыстрить этот процесс, иногда обвиняемым перебивали ноги в голенях, они лишались последней опоры и умирали. Этот процесс и запечатлен на иконе.

Со Спасителем была совершенно другая ситуация. Для того чтобы сделать Его страдания более жестокими, длительными, прибивали дополнительные дощечки, создававшими ощущение опоры под ногами. Также на иконе изображены воины, которые играют в кости и делят ризу Спасителя, а также ученики Христа и жены-мироносицы, которые были с Ним до самого конца.

Изображение Голгофы имеет первостепенное значение, потому что в Ново-Иерусалимском монастыре, в Воскресенском соборе находится Голгофская церковь, символизирующая Голгофу. Так вот, процесс происходит на Голгофе. И завершает эту композицию Бог Отец, Который также изображен на этой иконе вместе с ангелами.

Икона «Распятие с предстоящими» из коллекции музея «Новый Иерусалим». Это икона начала XIX века. И здесь следует сказать, что хотя музей был основан в 1920 году, коллекции собирались еще начиная с XIX века. Задача сохранения экспонатов и пополнения коллекции впервые встала перед архимандритом Леонидом (Кавелиным) в ХIX веке. Именно он занимался сохранением коллекций музея и пополнял их такими великолепными экспонатами. Данная икона как раз из  собрания архимандрита Леонида (Кавелина).

– Мы завершили наш рассказ с исторической экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать