Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Ивановна Ходаковская, хранитель и экскурсовод Музея истории Санкт-Петербургской епархии:
– Мы находимся в зале Музея Санкт-Петербургской епархии, который стоит несколько особняком. Это зал новомучеников Петербургских. В соборе петербургских новомучеников – новых святых, пострадавших в период гонений на христиан в 20– 30-е годы, – ровно 53 имени, но этот список исторически неполный. Комиссия по канонизации работает, и думаю, что это число будет пополнено.
Задумывая концепцию этого музея, мы решили сделать акцент не на безбожной власти и ее преступлениях, а на духовной красоте тех людей, о которых мы здесь хотим рассказать. Поэтому главная тема на экспозициях – это лица этих людей. Просветленные лица, от которых трудно оторваться. Можно было услышать: какая могла быть святость и активная церковная жизнь в «городе трех революций»? И апеллируют к романам Каверина, Германа, где кипит ленинградская жизнь 20– 30-х годов и где никак не представлена духовная, церковная сторона жизни этого города. Но писатели жили в несколько другом измерении, можно сказать, в диаметрально другом измерении, потому что церковная жизнь Петрограда после революции била ключом. Даже газета «Известия» в 1922 году била тревогу, что в Петрограде царит какая-то эпидемия братств, которая вовлекает в свою деятельность молодежь. И действительно, в Петрограде 1922 года действовало около 35 братств. Об одном из них – Александро-Невском братстве – рассказывает наш музей.
Кто такие новомученики Петербургские? Конечно же, это епископы – полководцы Церкви Православной; это монахи – воины Христовы; это скромные, добрейшие сельские батюшки Петрограда и Петроградской губернии (впоследствии Ленинградской области); это и прекрасные женщины-христианки; это, наконец, златоусты с академическими значками из соборов города. Все они представлены в этом музее. Эти люди не только пострадали от безбожной власти, казнившей их в 1937 году, погубившей их в лагерях, но они прежде всего замечательны тем, что до конца (и на допросах, и во всей линии своего поведения) не изменили христианской линии своей души; они оставались христианами, православными людьми во всех обстоятельствах своей жизни.
Центральное место в экспозиции нашего музея занимает процесс 1922 года. Это судебный процесс в связи с изъятием церковных ценностей. В ходе этого процесса был вынесен смертный приговор десяти представителям духовенства епископата. Потом шестеро были помилованы, а митрополит Петроградский Вениамин и еще трое были казнены.
Митрополит Вениамин, пожалуй, самая яркая и центральная фигура в соборе новомучеников Петербургских. Известный народолюбец, он всегда прислушивался к мнению народа. Но в той ситуации, которая сложилась в 1922 году, сам народ метался и не мог найти должную и верную линию поведения, которую стихийно невозможно было найти в то трудное время. И вместе с народом метался в своих решениях и митрополит Вениамин. В результате в этом процессе были такие слабые стороны, которые позволили вынести ему столь жестокий, суровый приговор. Но что касается самой христианской сути личности митрополита Вениамина, то он достоин самого высокого почитания. В тюрьме на Шпалерной, где он дожидался решения о помиловании либо смертного приговора, оставленного в силе, надзиратели отказывались дежурить в коридоре возле его камеры, потому что он молился чуть ли не сутками, и это вызывало у них ужас.
Поскольку столь велико значение фигуры митрополита Вениамина, то в музее мы сделали даже некую инсталляцию, посвященную его пребыванию в последние дни в камере смертников. В нашем распоряжении есть бесценный подлинник – письмо помилованных священников и мирян адвокату с благодарностью за профессионализм и честность при защите обвиняемых на процессе.
Первым мучеником Петербургским является протоиерей Иоанн Кочуров. Он был первым погибшим в этом первоначальном революционном угаре. Протоиерей Иоанн Кочуров служил в Царском Селе, и когда происходили революционные события в Петрограде, прихожане слышали громы канонады оттуда и совершали крестные ходы по городу. Один такой крестный ход совпал с тем, что отряды Красной гвардии ворвались в Царское Село. В этой ситуации всеобщей распаленности, страхов и ожиданий худшего, этого угара со стороны революционных отрядов, только что почувствовавших свою силу и всевластие, какое-то одно-другое неловкое слово – и отца Иоанна начали избивать, а затем лишили его жизни, причем на глазах у сына, у многих прихожан. И эта его смерть была ужасна.
Протоиерей Иоанн Кочуров в свое время был миссионером в Америке, служил там под началом епископа Тихона (Белавина) – будущего патриарха. И здесь на стенде представлены подлинники писем Иоанна Кочурова из Америки своим родным. О смерти Иоанна Кочурова много писалось в тогда еще выходивших епархиальных изданиях. Здесь у нас стоит имитация афишной тумбы того времени, как бы символизирующая время той эпохи во всех его гранях. Мы видим сообщение из петроградского «Церковного вестника» о том, как был убит протоиерей Кочуров, о панихидах, которые митрополит Вениамин (Казанский) служил в Царском Селе.
Кстати, на этой афишной тумбе мы поместили и сообщение из газеты «Известия» о расстреле бывшего императора Николая II. И мы находимся в самом начале экспозиции, посвященной семье Романовых, члены которой являются страстотерпцами и входят в собор новомучеников Петербургских.
Что касается собственно музейности, посвященной именно этим святым, надо сказать, что музей на то и музей; он не может содержать только инсталляции и только стенды, как бы выразительны они ни были. Непременно необходимо соприкоснуться с подлинным документом, подлинной вещью – они, бесспорно, несут некую энергетику и дают посетителям музея ощущение соприсутствия времени. Здесь на витрине находится занавеска из царского вагона, которую нам передали из частной коллекции. Известно, что было несколько царских вагонов: для семьи, для поездок. Скорее всего мы имеем дело с занавеской из того вагона, в котором император ездил в Ставку. Что касается других представителей Царственных новомучеников, в частности великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, то мы положили на витрину очень интересный документ. Это подлинная тетрадь стихов насельницы Марфо-Мариинской обители Клеопатры (Гумилевской). Тетрадь раскрыта на странице со стихами, посвященными расставанию с их дорогой матушкой, великой княгиней Елизаветой Федоровной в апреле 1918 года.
(Продолжение следует.)
Автор и ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук
Записала Людмила Ульянова
Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!