Хранители памяти. Музей истории Санкт-Петербургской епархии. Часть 1

29 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков из Музея истории Санкт-Петербургской епархии. Рассказывает хранитель музея Ольга Ивановна Ходаковская. В этом выпуске - общий обзор экспозиции, которую можно увидеть в первом зале.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся в Санкт-Петербурге. И сегодня мы начинаем серию выпусков передачи «Хранители памяти» о епархиальном музее этого города.

Ольга Ивановна Ходаковская, хранитель и экскурсовод Музея истории Санкт-Петербургской епархии:

– С самого начала мы решили, что музей, который нам предстоит создать, будет не вместилищем предметов церковной старины, а будет концептуальным и концепция его будет такова: история Санкт-Петербургской епархии в векторах российской истории. Мы постарались эту линию выдержать и показали на стендах и в отдельных предметах этапы развития Санкт-Петербургской епархии, этапы становления православия на Приневской земле. Начали с XII века, когда Приневье входило в состав Новгородской епархии, управлялось новгородскими митрополитами. От этого далекого времени осталась в Старой Ладоге крепостная Георгиевская церковь и собор Успения Пресвятой Богородицы. Фрески Георгиевской церкви охраняются ЮНЕСКО и датируются серединой XII века. Вот с репродукции этих фресок мы и начали нашу экспозицию.

Затем мы перешли к допетровской эпохе, очень интересной по насыщенности христианской жизни. Мало кому известно, что на территориях Ижорской возвышенности, Приладожья, Приневья существовало более 50 мужских монастырей и около 20 женских монастырей. Мы показали карту погостов, показали даже, что на территории нынешнего Смольного находилась Спасская церковь в одноименном погосте. И вот этот бурный расцвет православия на нашей земле прервался великим разорением – шведскими нашествиями. По Столбовскому миру эта земля на сто лет отошла к Швеции.

Затем петровская эпоха, когда территория по-прежнему оставалась в составе Новгородской епархии, но, по сути дела, управлял ею архимандрит Феодосий как самостоятельный архиерей. Наконец 1721 год, когда появился Синод и территория будущей Санкт-Петербургской епархии стала так называемой Синодальной областью, управлявшейся непосредственно из Синода.

И вот наконец 1742 год. Вы можете увидеть в конце этого зала наверху на так называемом зеркале факсимиле Елизаветы и текст ее указа, а немного ниже русскую адаптацию этого указа о том, что в сентябре 1742 года создается Санкт-Петербургская епархия. И далее уже начинается становление полноценной епархиальной жизни на землях Приневья, Приладожья и Ижорской возвышенности. Территория епархии менялась, к ней присоединялись земли Финляндии, Эстляндии, потом они превращались в самостоятельные епархии. Вот здесь вы можете увидеть карту Санкт-Петербургской епархии 1884 года, когда она практически уже сложилась в тех границах, в которых мы имели ее впоследствии. Можно сказать, что это исторические границы епархии.

В центре зала предваряет нашу экспозицию одежда петербургского священника XIX века, атрибуты, которые сопровождали его деятельность вне храма: зонтик, настоящий старинный саквояж, в котором он носил предметы для треб, и, конечно же, цилиндр – непременный головной убор XIX и даже начала XX века, в чем мы убедились по многочисленным фотографиям.

В следующей витрине мы имеем дело уже с другой эпохой, с ХХ веком. Это облачение принадлежало митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), который был управляющим уже не епархией, а территорией Ленинградской области, поскольку тогда к Ленинградской епархии присоединились епархии Вологодская и Новгородская. Это его облачение – дар Князь-Владимирского собора, который не закрывался и в котором Алексий (Симанский) служил перед войной.

И, наконец, мантия архиепископа Мелитона (Соловьева), викария Ленинградской епархии. Дело в том, что в 1817 году в Санкт-Петербургской епархии был создан институт викариев, и первым был будущий прославленный в лике святых митрополит Филарет (Дроздов). На витрине очень редкое его изображение из коллекции митрополита Ленинградского Антония (Мельникова).

На противоположной стене около указа Елизаветы мы поместили портреты всех архиереев, которые управляли Санкт-Петербургской епархией с 1742 года. С 1770 года это были митрополиты.

Каждый стенд посвящен определенному этапу развития епархии. Но есть исключение: один из стендов посвящен строительству Митрополичьего корпуса, в котором мы сейчас находимся. Кстати, вот это музейное помещение – бывшая монастырская трапезная. Эта трапезная оставалась здесь с момента постройки Митрополичьего корпуса, где-то с 1767 по 1895 год, когда архитектор Андреев здесь поблизости расширил одно из помещений и сделал новую трапезную… Эта трапезная сейчас перестроена, ее трудно узнать. И в память о том, что здесь столько лет была монастырская трапезная, мы поставили вот эту столовую посуду.

Таким же вкраплением в последовательную историческую канву событий, связанных с Санкт-Петербургской епархией, можно назвать и стенд, на котором «Бессмертный полк» Санкт-Петербургской епархии – фотографии священников, которые до принятия сана молодыми ребятами ушли на фронт. Многие из них были добровольцами. И мы решили отдать дань этим людям соответствующей витриной, посвященной Великой Отечественной войне.

Это то, что касается этого зала. Много интересного есть на витринах, хотя, конечно, мы очень надеемся, что впоследствии наша коллекция будет обогащаться какими-то новыми поступлениями. Многое из того, что мы собрали здесь, из коллекции покойного митрополита Ленинградского Антония (Мельникова). Много поступлений в архив Санкт-Петербургской епархии от разных лиц.

(Продолжение следует.)

Ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать