Хранители памяти. Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Часть 1

30 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков из музея-древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Откроет этот цикл рассказ об истории музея в целом и о представленном в нем макете монастырских некрополей, который знакомит посетителей с тем, как выглядели Тихвинское и Лазаревское кладбища в 1918 г.

– Здравствуйте, дорогие телезрители. Мы находимся в городе Санкт-Петербурге, в музее Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Сегодня мы начинаем серию выпусков передачи «Хранители памяти», посвященных этому музею.

Роман Сергеевич Катаев, хранитель музея Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Санкт-Петербурга, помощник настоятеля Воскресенского собора, чтец:

– Музей Александро-Невской лавры совершенно новый, но при этом имеет довольно длительную историю. Корни его создания уходят в XVIII век, когда в лавре, в отдельном помещении собирались предметы, представляющие: художественную, духовную, историческую ценность.

В начале XX века это древлехранилище (хранилище древностей) стало доступно для посетителей, и тогда стало использоваться слово «музей». Исторически древлехранилище лавры располагалось в другом помещении, там, где сегодня находится музей епархии, – в одной из башен Александро-Невской лавры. Наш музей – преемник дореволюционного древлехранилища, но только по названию, потому что все предметы, которые в нем были, к сожалению, до нас не дошли. Часть коллекции находится в государственных музеях (о некоторых артефактах мы знаем), а часть утрачена, может быть, безвозвратно.

Создавая новый музей, мы думали отразить в нем историю Александро-Невской лавры и, продолжая традицию древлехранилища (хранилища древностей и старины), попытались собрать, найти, представить церковные древности музея. Наша коллекция, может быть, получилась небогатой, но интересные экспонаты у нас есть. Музей отчасти исторический, потому что иллюстрирует историю Александро-Невской лавры. Мы попытались найти предметы, отражающие ход развития монастыря (в последующее время лавры). Вторая часть – это экспонаты художественной церковной древности, к ним относятся в первую очередь предметы деревянной резьбы, металлическое литье, облачение, ткани и предметы, связанные с историей новомучеников.

Создавая наш музей и думая о его концепции и коллекции, предполагалось отразить несколько идей, связанных с монастырем. Музей монастырский и должен рассказывать о монашестве самым разным посетителям, в том числе представителям молодого поколения: школьникам, студентам. Александро-Невская лавра – это место пребывания мощей благоверного князя Александра Невского, поэтому мы посчитали необходимым, чтобы музей рассказывал о нашем небесном покровителе благоверном князе Александре Невском и по возможности представлял какие-то связанные с ним предметы.

По благословению наместника лавры владыки Назария было решено создать музей. Идея и начало его создания относятся к 2008 году. С этого времени музей постепенно развивался. Изначально было выбрано место для его нахождения. В зале, где мы сейчас находимся, в дореволюционное время находилась ризница лавры, здесь хранились предметы, используемые на богослужениях, но, вероятнее всего, не предназначавшиеся для всеобщего обзора. Может быть, сюда приглашали почетных гостей, посетителей лавры, и зал, как нам иллюстрируют сохранившиеся дореволюционные фотографии, был наполнен большими шкафами, витринами, в которых располагались предметы, используемые в богослужениях.

В послереволюционные годы это здание, как и вся территория Александро-Невской лавры, было отчуждено от монастыря, и здесь какое-то время располагался городской центр переливания крови. В результате зал, в котором сегодня находится музей, значительно изменил свой вид: он пострадал из-за  различных перегородок, временных конструкций, фрагменты которых можно видеть в полу, есть некоторые утраты, возникшие из-за того, что здесь стояли стойки ограждений. После того как городской центр переливания крови покинул это помещение, понадобились серьезные реставрационные работы, которые и были проведены усилиями монастыря и наместника, и зал приведен в нынешний вид: восстановлена облицовка стен, колонн, сводов. Сохранился исторический пол, эта плитка помнит шаги насельников лавры начала XX века. Фотографии позволяют нам представить, каким был зал до революции, и таким он в принципе сохранился до нашего времени. Надо только отметить новые люстры, на фотографиях мы видим люстры, сделанные в стиле модерн.

В этом зале было решено создать экспозицию современного музея. К работе приступили после реставрации зала, разработали концепцию музея. Все было сделано усилиями и трудами насельников монастыря. Витрины изготовлены в столярной мастерской Александро-Невской лавры. В реставрационной мастерской были приведены в порядок многие предметы, иконы – и сегодня музей представлен в таком виде.

Наша экспозиция начинается с макета кладбища Александро-Невской лавры, точнее сказать, с площади перед монастырем и двумя древнейшими кладбищами лавры. Всякий, входящий в монастырь, попадает на площадь перед монастырем. И всякий, приходящий в наш музей, первоначально взирает на нее, а потом движется под надвратной церковью и проходит по дорожке, идущей вдоль двух кладбищ Александро-Невской лавры: Лазаревского и Тихвинского, которые сейчас относятся к Государственному музею городской скульптуры. Мы посчитали необходимым создать для музея модель этих кладбищ в том виде, какой они имели на начало XX века, точнее, на 1918 год. В советское время, в тридцатые годы эти некрополи изменили свой вид. Они были превращены в Государственный музей городской скульптуры, и многое на этих кладбищах поменялось: исчезли часовни, некоторые надгробия были утрачены, некоторые переносились с места на место, привозились надгробия и с других кладбищ Санкт-Петербурга для создания здесь коллекции надгробий.

Музей городской скульптуры сделал очень многое для сохранности этих предметов. Мы посчитали необходимым восстановить историческую картину кладбищ на момент расцвета Александро-Невской лавры на рубеже XIX–XX веков, когда они были самыми престижными в Санкт-Петербурге. Здесь хоронили выдающихся представителей культуры, истории, Отечества, государственных деятелей Российской Империи.

Для создания макета была проведена большая работа сотрудниками нашего музея совместно с коллегами музея городской скульптуры, в частности недавно почившего Юрия Минаевича Пирютко, одного из крупнейших специалистов по кладбищам Санкт-Петербурга. Над ним работала и хранитель нашего музея Лидия Ивановна Соколова, тоже, к сожалению, недавно почившая. Вместе с ней мы ходили по этим кладбищам и по сохранившимся планам и чертежам выясняли расположение надгробий и захоронений. На нашей модели мы отразили часть надгробий, хотя и не в полноте. Справа Тихвинское кладбище, которое было более насыщенно по количеству надгробий, но мы выделили по пятьдесят могил наиболее известных представителей российской культуры, захороненных в некрополе. Мы постарались не только восстановить местонахождение надгробий, но и их прежнюю ориентацию, так как некоторые из них для удобства экспонирования были развернуты в другом направлении.  По православной традиции надгробия располагаются на восток. Если сегодня прогуляться по Тихвинскому кладбищу, ныне Некрополю Мастеров искусств, мы, к примеру, увидим, что одно из самых знаменитых надгробий – Петра Ильича Чайковского повернуто на 90 градусов. Сегодня украшающий его ангел, который держит в руках крест, смотрит в глубь кладбища, тогда как в дореволюционное время смотрел на Лазаревский переулок. Это надгробие хорошо видно на нашем макете: его украшают два венка с красными цветами, а рядом расположены две часовни, которых сегодня тоже нет.

Мы попытались восстановить всё как было, материалов, к сожалению, не так много, но сохранились фотографии, чертежи, по которым была проведена эта работа. Почему мы избрали 1918 год? В этом году у Тихвинской церкви на Тихвинском кладбище был похоронен священномученик Петр Скипетров, которого убили во время первой попытки закрытия лавры в январе 1918 года. Мы решили отобразить его могилу на нашей модели, таким образом датируя нашу работу.

Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в музей Александро-Невской Лавры, а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго, до свидания!

Ведущая Елена Чач

Записала Ангелина Лежнева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать