Хранители памяти. Иконописцы Оружейной палаты

12 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы обратимся к русской иконописи XVII века и подробнее остановимся на произведениях мастеров Оружейной палаты. Симон Ушаков, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов - всего лишь три имени из целой плеяды царских изографов, о каждом из которых можно говорить долго и подробно. В этот раз мы обзорно познакомимся с их творчеством и увидим созданные ими иконы, которые находятся в трёх различных московских музеях.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы поговорим о русской иконописи XVII века и о мастерах Оружейной палаты и побываем для этого в трех музеях.

XVII век – век Смуты и возрождения России. В это столетие наша страна вступила в эпоху Нового времени. Этот переход ознаменовался отступлением от церковных канонов, что сказалось на церковном искусстве, особенно – на иконописи.

Иконопись XVII века балансирует между преданностью древним национальным образцам и влияниями Запада. Характерной чертой искусства становится пышность, происходит обмирщение иконного письма, лики и фигуры приобретают реалистичный объем, в одеждах и фоне проявляется детализация и декоративность. Появляется нехарактерная прежде для иконописи динамика, сопровождаемая выразительными позами и жестами. Само действо разворачивается как сложное повествование, наполненное многочисленными деталями и жизненными реалиями.

В этот переломный период центром общерусского изобразительного искусства, объединившим разрозненные местные художественные школы и направления, становится Оружейная палата. Среди ее жалованных (т.е. получавших специальное царское жалованье) иконописцев был и знаменитый Симон Ушаков, переведенный в иконописную мастерскую из Серебряной палаты, где он много лет создавал рисунки для различных металлических изделий.

Симон Ушаков, воспитанный в строгих началах древнерусского православия, смог, будучи именно иконописцем, а не живописцем, отнестись свободнее к природе и западным образцам и взглянуть на иконопись как на искусство, а не как на церковное ремесло. Отсюда разработанный им принцип «живоподобия» – сложная система живописных приемов, позволявших передавать объем, фактуру и цвет лица.

Первая в истории монографическая выставка Симона Ушакова была открыта осенью прошлого года в Третьяковской галерее. На ней были собраны почти все известные работы прославленного царского изографа.

К образу Спаса Нерукотворного художник обращался в разные периоды своей жизни. Именно этот иконографический тип особенно полюбился мастеру, так как позволял применить и отработать новые живописные приемы, приблизиться к натуральности изображения.

«Богоматерь Киккская» – первая русская икона, достаточно точно повторяющая иконографию древнего греческого образа Киккской Божией Матери.

«Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или «Древо государства Московского» – аллегория на богоустроенное православное царство. Внизу – на фоне Успенского собора – первый московский митрополит Петр и великий князь Иван Калита сажают и поливают дерево, которое словно прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях – в медальонах – изображения московских святых, в центре – икона Божией Матери. Наверху в облаках – Христос, вручающий парящим ангелам венец и ризу для стоящего внизу царя Алексея Михайловича.

С именем Симона Ушакова связано зарождение русской гравюры на металле. Одна из первых работ мастера – офорт «Семь смертных грехов».

На протяжении нескольких лет Ушаков был ведущим мастером Оружейной палаты, руководителем крупнейших заказов, к исполнению которых привлекалось множество иконописцев. Многие иконы мастер писал вместе с учениками, выявить индивидуальные особенности, манеры которых крайне сложно, поскольку разработанный Ушаковым стиль стал фактически обязательным для изографов Оружейной палаты.

Среди известных иконописцев, работавших в Оружейной палате уже после Симона Ушакова, выделяют Тихона Филатьева и Кирилла Уланова. Произведения этих мастеров можно увидеть в различных музеях. Например, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Среди них – «Богоматерь Смоленская» и «Господь Вседержитель», написанные Тихоном Филатьевым, «Богоматерь Живоносный Источник» и «Собор Архангела Михаила» кисти Кирилла Уланова.

Кирилл Уланов, в монашестве Корнилий, поступил в Оружейную палату уже сложившимся иконописцем и выполнял множество царских и церковных заказов, не оставляя иконописание и после принятия монашеского сана.

В Москве, в Музее русской иконы, в конце прошлого года открылась выставка одного произведения этого царского изографа – великолепной иконы «Святая Троица».

Торжественное мероприятие началось с музыки, после которой слово было дано приехавшим на открытие почетным гостям.

Александр Дмитриевич Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе:

– Я, конечно, благодарен вологодским властям за то, что они тоже нашли в себе смелость после всех этих перипетий, скандалов и всего остального приехать с этой иконой сюда. И чтобы не только москвичи, но и гости нашей столицы могли посмотреть ее, могли прикоснуться к этой нашей с вами святыне. Я хотел поблагодарить всех, кто принял в этом проекте участие, хоть даже самое маленькое.

Митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

– Если вы сегодня, взирая на этот образ, что-то для себя получите, что-то, может быть, осветится, какая-то серая мысль исчезнет из сознания, значит мы приблизились к тому, что дарит свет, тепло и радость.

– Образ принадлежит к иконографическому типу «Троица Ветхозаветная», или «Гостеприимство Авраама», изображающему явление Аврааму трех Ангелов и символически раскрывающему образ Единосущного и Триипостасного Бога. Икона была написана в 1690 году для вновь отстроенной двухэтажной церкви Петра и Павла (Сретенской) в Устюжне по заказу уроженца этих мест – протопопа Кремлевского Благовещенского собора Меркурия Гавриловича.

Ирина Александровна Шалина, заместитель директора Музея русской иконы по научной работе, кандидат искусствоведения:

– Это одна из лучших по своей сохранности, иконографии и художественным качествам икона знаменитого жалованного иконописца царского изографа Кирилла Уланова. Кирилл Уланов написал за свою жизнь довольно много икон, его наследие – это почти шестьдесят памятников. Так случилось, что среди этих памятников сохранилось очень мало ранних работ художника, а именно в ранних работах он сохраняет свое очарование как художник, происходящий из Костромы. Это соединение очарования костромской живописи с официальной и торжественной живописью Оружейной палаты Московского Кремля, куда он был принят на работу в качестве жалованного иконописца, и демонстрирует этот памятник. В этой иконе соединилось довольно много всего: история, его очень не простая судьба и то, каким образом одна из лучших икон выдающегося художника попала в очень маленький, почти полузабытый город Устюжин. Причем интересно, что в этом городе сохранились почти все ранние работы великого мастера, а некоторые из них до сих пор еще ждут реставрации. То есть мы стоим на пороге больших открытий.

Эта икона знаменательна тем, что мастер соединяет в ней как будто бы два образа. С одной стороны, это иконография знаменитой «Троицы» Андрея Рублева, но вместе с тем он ее дополняет многочисленными сценами хождения Троицы. Если вы внимательно присмотритесь к этому памятнику, то увидите, что вся верхняя часть посвящена хождению Троицы – Ее прихода к дому Авраамову. Авраам встречает Троицу, провожает Ее, в углу этой иконы Сара готовит хлеба, пиршественный стол, за которым восседает Святая Троица.

Такая иконография получила очень большое распространение начиная с эпохи Бориса Годунова. Именно в его время с большим вниманием относились к Троицким иконам, и именно тогда возникла такая иконография. Но вместе с тем Кирилл Уланов вносит в нее особенности поволжского иконописания, поскольку он выходец из Костромы, а это звучность, декоративность, особое внимание к пейзажу, к архитектурному стаффажу (за фигурами Ангелов написаны роскошные палаты). Все это соединяется в этой иконе в особое, очень торжественное декоративное начало, которое наделяет икону качеством знаменательного, выдающегося памятника.

– В 1994 году икона была похищена из Устюженского краеведческого музея, контрабандным путем вывезена за границу и продана немецкому гражданину Вернеру Бунгерту.

Ирина Александровна Шалина:

– Только в 2012 году икона всплыла на одном из небольших немецких аукционов. Икону сняли с торгов благодаря вмешательству нашего Министерства культуры, но, к сожалению, или в данном случае к счастью, Интерпол ничего не смог сделать силовым образом, поскольку икона значилась как принадлежащая немцу, господину Бунгерту, который законным путем ее приобрел. По всем немецким законам эта икона могла находиться в его доме до скончания века. Он мог передавать ее по наследству, и, таким образом, икона не могла быть отторгнута ни при каких обстоятельствах.

Михаил Юрьевич Абрамов, основатель Музея русской иконы, предприниматель, меценат:

– Это был один из главных экспонатов коллекции очень известного коллекционера, и с ним никак не удавалось никому договориться. Мы предприняли не одну экспедицию-командировку, для того чтобы суметь ему объяснить, что такую святыню надо обязательно вернуть на территорию России. Через какое-то время он это понял и согласился нам ее продать, но мы, со своей стороны, выкупив, подарили ее нашей родной стране.

– Выкупленная Михаилом Абрамовым икона была безвозмездно передана законному владельцу – Устюженскому краеведческому музею, который в этом году предоставил ее Музею русской иконы для временной экспозиции, что можно рассматривать и как акт торжества справедливости по отношению к людям, вернувшим шедевр в Россию, и как демонстрацию результатов государственно-частного партнерства в области изучения и сохранения нашего национального художественного наследия.

Наш рассказ об иконописцах Оружейной палаты и о созданных ими образах завершен.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать