Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Лидия Александровна Шестакова, заведующая музеем «Кадашевская слобода»:
– Сейчас в истории нашего храма замечательный период. Мы – памятник и территория вокруг храма – тоже памятник. И в результате строительных работ уже в течение многих лет нам земля отдает просто сокровища. В частности, могу вам сейчас показать совсем недавнюю находку этого сезона – прекрасный печной изразец. Причем в нашей коллекции такого рисунка нет, так что у нас очень хорошее пополнение.
Помимо печных изразцов, естественно, у нас очень большое количество фрагментов глиняной посуды, стекло попадается, – в общем, много чего разного, интересного. Многоцветные печные изразцы могли себе позволить только очень зажиточные люди. Но особенность нашей Кадашевской слободы – все жители жили очень богато.
Сюда было трудно попасть, это была закрытая зона, потому что в слободе работали ткачихи, которые ткали льняное полотно исключительно для царского двора. Естественно, у жителей был особый статус, привилегия от Кремлевского дворца, мужчины занимались торговлей, ремеслами, строительством, а женщины ткали. И то, что мы достаем из глубин земли, – это иллюстрация того, чем жили люди, как они украшали свое жилище.
Дома, в которых жили наши простые москвичи, рядовые ремесленники, сохранились, они стоят вдоль 1-го, 2-го, 3-го Кадашевских переулков. Это палаты XVII века. Сейчас все эти дома, все до единого, начиная с XVII века, являются памятниками истории.
Эти изразцы, которые мы сейчас видим, были найдены в алтаре нижнего храма, в так называемой отсыпке. То есть перед тем, как застилать белокаменные плиты пола, делали некий уровень, и туда пошли эти фрагменты. Поэтому можно только догадываться, откуда они, но это точно Кадаши. Когда спросили у археологов: «Какая посуда была у богатых людей?», нам сказали: «Точно такая же, как и у бедных». То есть в быту все москвичи были на равных, может быть, только в царском дворце были какие-то стеклянные изысканные итальянские сосуды, а так это чернолощеная керамика.
Нашли недавно и некое углубление, в котором были сложены осколки стеклянных лампад, но, скорее всего, это уже конец XIX века. Но, конечно, это вообще касается и истории нашего храма: большое количество останков, исторических захоронений. Дело в том, что вокруг нашего храма был очень большой погост. К сожалению, в советское время его нещадно перекопали, но сейчас мы стараемся бережно, с уважением, с благоговением собирать останки наших предков, жителей Кадашевской слободы. И сейчас у нас сформировалось достаточно большое захоронение, так называемая братская могила. Помимо этого у нас существует подземный храм, крипта, усыпальница, где также собраны останки наших древних москвичей.
Сейчас мы с вами находимся в уникальном месте. Этот храм возник в наше время тоже чудесным, удивительным образом. Храм во имя священномученика Илии Громогласова, одного из наших последних священников. Вообще история этого храма очень удивительна. Можно сказать, что я была участницей истории этого места, которая началась в XIV веке и закончилась (а может быть, будет еще и продолжение) в наше время. Дело в том, что на этом месте в XIV веке стоял первый деревянный кадашевский храм. Потом построили белокаменный, но это было уже на другом месте.
Здесь в советское время в домике, который собой уже представлял каретный сарай, жили люди; были просто коммунальные маленькие клетушечки. Естественно, под этим бывшим каретным сараем люди хранили овощи, были овощные погреба. Вот с чем мы столкнулись, когда пришли в это место в 1990-е годы. И потом, после ряда особых событий, которые происходили уже при нас, выяснилась удивительная чудесная история этого места.
Хочу обратить ваше внимание на редкостный экспонат – белокаменный саркофаг, датируемый XII–XVI веками, уникальная находка этого места. Как выяснилось позже, такие саркофаги хранятся только в Московском Кремле. Когда мы его нашли, то поняли, что столкнулись с какой-то удивительной тайной этого места. Потом, изучив документы, выяснили, что Кадашево принадлежало князьям Патрикеевым, близким сподвижникам Ивана Грозного. И мы предполагаем, что, видимо, этот саркофаг – свидетель именно того времени, того периода жизни наших Кадашей.
Естественно, когда мы готовили это помещение под храм и наткнулись на саркофаг, мы пригласили ученых-реставраторов, которые и рассказали нам об этом удивительном экспонате. Выяснилось, что этот саркофаг, скорее всего, принадлежит к женскому захоронению – по пропорциям, по внутренней отделке. К сожалению, мы не знаем, кто там был похоронен, так как надпись в стиле граффити имеет очень большие повреждения.
Среди находок этой осени – надгробная плита XVI века с прекрасно сохранившейся надписью.
Лидия Александровна Шестакова:
– Попадаются фрагменты для локальных надгробий, нам даже везет – и целые надгробия, и таким образом, начиная с 2003 года у нас сформировалась достаточно большая коллекция белокаменных надгробий, самая большая среди храмов центра Москвы. Мы очень дружим, плотно работаем с нашими московскими археологами, они уже создали две книги, прекрасные буклеты, каталоги о наших сокровищах.
Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в Кадаши, а время нашего сегодняшнего эфира об археологических находках подошло к концу. Всего вам доброго! До новых встреч!
Автор и ведущая Елена Чач
Записала Елена Чурина
Новый выпуск - с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленном здесь деисусном ряде иконостаса, иконографии образа "Спас в силах", о том, что такое "таблетки" или "иконы на полотенцах", а также о прекрасном произведении древнерусского лицевого шитья - плащанице с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!