Хранители памяти. Государственная Третьяковская галерея. Владимирская икона Божией Матери. Часть 2

12 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
По преданию, икона Пресвятой Богородицы, известная сейчас как «Владимирская», была написана евангелистом Лукой и даже получила одобрение самой Божией Матери. Но та икона, которая дошла до нас, - произведение константинопольской иконописи XII века - возможно, список с древнего образа кисти евангелиста Луки. Это величайшая святыня всего православного мира, образ, по молитве перед которым и по сей день происходят многочисленные чудеса... Мы продолжаем рассказ о Владимирской иконе Божией Матери.

– Мы продолжаем рассказ о Владимирской иконе Божией Матери из храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Все эти годы, с начала XV века, она была покрыта драгоценным окладом. Кстати, драгоценные оклады с Владимирской иконы хранятся в Московском Кремле, а в Третьяковскую галерею образ попал уже без оклада. Как это произошло? Снятие оклада произошло по благословению Патриарха Тихона в 1919 году. Было принято решение о спасении Владимирской иконы Божией Матери, о снятии оклада, и тогда Григорий Осипович Чириков был первым, кто увидел Владимирский образ Божией Матери таким, каким он сохранился на тот момент. Я имею в виду, первым из современных людей, с которыми мы могли об этом говорить.

Почему это так важно? Дело в том, что он впервые произвел расчистку, снятие более поздних слоев. И Анисимов оставил в дневниках свои впечатления о тех реставрационных этапах, тех записях, которые были на протяжении длительной жизни этой чудесной святыни.

Образ, раскрытый реставраторами в 1919 году, по их мнению, имел самое главное. В нем сохранился нетронутым лик Богоматери и лик Младенца (это главное в иконе). То необычайное, что есть суть и главное средоточие духовной жизни, созерцательности, красоты, которая позволяет нам говорить о том, что Богоматерь присутствует с нами, – это и есть лик Богоматери и лик Младенца, написанные тончайшей кистью византийского мастера начала XII столетия. Мы датируем икону около 1130-х годов.

Это аристократическое искусство Византии начала XII века, это эпоха династии Комнинов, которая создавала великолепные памятники монументального искусства и иконописи, но, наверное, одной из самых совершенных является Владимирская икона, а также рукописи, которые хранятся в различных собраниях.

Долгие годы эта икона Божией Матери была в реставрационных мастерских. В 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. Что бы мне хотелось сразу сказать? С того момента она окружена неусыпным вниманием не только наших хранителей, но и реставраторов. Производится ее осмотр и, насколько это позволяет жизнь, изучение, которое позволило нам подтвердить мнения великих исследователей и реставраторов начала XX века уже сейчас, в XXI веке, и уточнить, какие изменения этот образ претерпевал.

Древнее письмо лика Младенца и лика Богоматери отличается совершенно особой тонкостью, изяществом, особым пигментным составом. Тут очень четко видны те специфические черты, которые характерны именно для византийской живописи XII века, самого высочайшего этапа ее развития, необычного периода аристократического, столичного, тончайшего, духовно наполненного искусства и культуры, которое удалось нам взять за основу развития дальнейшей русской иконописи. Не только технологию письма, но и, в первую очередь, иконографический тип. Мы с вами знаем, что самое большое количество списков с этой иконы было сделано в XV - XVII веках. Даже Симон Ушаков, царский изограф, делал копии с Владимирской иконы Богоматери, потому что она почиталась главной защитницей и святыней Руси.

Тут же, рядом, мы с вами видим фрагменты живописи, которые можно отнести к XIII веку. Часть живописи – это поновление XV столетия, и даже XVIII и XIX веков. Но тем не менее эта разная изобразительная поверхность совершенно не разрушает целостного образа Владимирской иконы Божией Матери, которая все равно, как мы с вами считаем, датируется началом XII столетия.

Когда было принято решение о создании храма-музея, то специально для этой иконы построили витрину, а потом и киот. И это вновь свидетельство совместной духовной жизни музея и Русской Православной Церкви – храма святителя Николая в Толмачах – потому что киот сделан на частные пожертвования, а витрина создана Третьяковской галереей. Икона участвует в богослужениях, к ней приходят экскурсии, ее берегут хранители-реставраторы Третьяковской галереи и за ней ухаживают служители храма. Около нее совершаются молебны, она часть нашей экспозиции, часть нашей истории, с которой начинается жизнь древнерусского искусства домонгольского периода.

Икона переехала в храм по благословлению Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II при несомненном участии Юрия Константиновича Королева, директора Третьяковской галереи и, конечно же, сотрудников музея, которые составили как бы церковную двадцатку. Ведь это сотрудники не только отдела древнерусской живописи, но и реставрационных и других отделов Третьяковской галереи, которые собирали материалы, помогали установить эту икону.

Ведь мы осуществили, по сути дела, невероятное равноправное участие в православной жизни Москвы, страны и всего православного мира. И в жизни музейного сообщества и всех тех, кто хочет увидеть не только древнюю чудесную живопись византийского, константинопольского, цареградского мастера, но и посмотреть труды, старания безвестных мастеров XIII - XIV веков, труды, вероятно, Андрея Рублева и Симона Ушакова.

Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

– Взирая на образ Пречистой Девы Марии, здесь видишь и радость от того, что Она не оставляет род человеческий, и вместе с тем обличение, поскольку Богородица являлась тогда, когда нам было плохо. А плохо было тогда, когда мы с вами забывали Бога и сочетовались греху, к сожалению.

Всякий раз, когда мы с вами взираем на образ Пречистой Девы Марии, мы должны понимать, что, с одной стороны, для нас имеется место в Ее сердце, что Она любит нас. С другой стороны, нам нужно бояться отпасть от Бога и этим самым обидеть, оскорбить Пресвятую Божию Матерь.

Я думаю, что самой великой похвалой и благодарностью Пречистой Деве Марии станет, когда мы с вами будем иметь любовь Божию друг к другу, то есть будем следовать завету Ее единоутробного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Я думаю, подходя к этому образу в таком состоянии, мы будем видеть не обличение, а радость.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

– На моей памяти эта икона спасла Москву от междоусобной брани, гражданской войны, когда в 1993 году она была перенесена в Богоявленский собор в Елохово (тогда центральный собор Москвы), и перед ней коленопреклонно молился Святейший Патриарх, сонм архиереев и многие тысячи москвичей и приезжих, чтобы кровопролитие, которое тогда началось в столице, остановилось. И на другой день все было прекращено. Это ли не великое чудо, совершенное Божией Матерью?

Как священник, который служит в этом храме, я скажу, что мы не ведем специально какого-то учета чудотворений, но они постоянно здесь случаются. Я не знаю ни одного случая, когда человек, пришедший к этой иконе и произнесший молитву, остался бы не утешен. Люди исцеляются от тяжелейших недугов, исполняются иногда удивительные желания, которые человек высказал перед иконой. Бывает, возвращаясь ко мне, он говорит: «Батюшка, пришел домой, а все уже случилось, как я и просил».

Но, может быть, самое важное – она сохраняет семьи и мир в семьях. Многие люди, будучи на грани разрыва семейных отношений, разводов и других неприятностей в семье (муж, жена, дедушка, бабушка), приходили и приходят сюда с детьми, приводят внуков и совершают перед этой иконой молебное пение, молятся, и семейная жизнь налаживается.

Приходит очень много женщин в положении, и мы перед этой иконой также молимся вместе с ними. Они приходят к образу, кланяются ему и, как правило, рождаются хорошие, добрые, светлые детки.

Эти чудеса, которые повторяются, не скажу ежедневно, но почти ежемесячно, неоднократно.

– Мы завершили рассказ о Владимирской иконе Божией Матери, но в храм святителя Николая в Толмачах мы еще вернемся.

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 мая: 03:00
  • Вторник, 21 мая: 13:15
  • Суббота, 25 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать