Хранители памяти. Государственная Третьяковская галерея. Владимирская икона Божией Матери. Часть 1

5 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На эту неделю приходится один из дней памяти Владимирской иконы Божией Матери. Эта великая святыня не раз защищала русские земли от нашествия врагов. Сейчас она хранится в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, куда мы и отправились. И этот выпуск нашей программы - об удивительном чудотворном образе, привезенном некогда на Русь из Константинополя, - Владимирской иконе Божией Матери.

– Я стою возле Владимирской иконы Божией Матери – величайшей святыни всего православного мира. На этой неделе празднуется один из дней памяти чудотворного образа. О нем – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Мы находимся около алтаря храма святителя Николая в Толмачах, в самом сердце Москвы, недалеко от Кремля, в Замоскворечье. В этой церкви хранится, наверное, самая ценная святыня нашего Отечества и одна из самых главных святынь всего православного мира – Владимирская икона Божией Матери. Я бы даже сказала, что это святыня не только православного мира, но вообще мира христианского, поскольку списки с Владимирской иконы, ее копии и фотографические изображения мы можем найти и в православных, и в католических храмах по всему миру. Велика слава этого чудесного чудотворного образа, с которым неразрывно связана история нашей Родины, описанная в многочисленных летописных свидетельствах, а также сказаниях, посвященных судьбе иконы.

Предание считает Владимирскую икону написанной евангелистом Лукой, и даже говорилось, что она была создана при жизни Богоматери (правда, предания были более позднего времени, записанные в литературных источниках XVI века). И качество, достоинство иконы было оценено Самой Матерью Божией. Это церковное предание, которое и в Средние века и сейчас придает особое значение замечательному образу, который одновременно является не только православной святыней, но одним из самых совершенных произведений средневекового искусства, искусства иконописания.

Приняв Крещение, Русь получает вместе с этим от своих учителей-византийцев способность и умение писать иконы. История древнерусского искусства, неразрывно связанная с историей византийской культуры, берет свое начало с момента принятия Русью христианства. Но, наверное, самой значимой и самой главной для всей русской иконописи и истории русского искусства (не только духовной и православной культуры), станет наша Владимирская икона Божией Матери. Почему я говорю «наша»? Потому что с 1930 года она находится в Третьяковской галерее, куда попала из реставрационных мастерских.

Каков же ее путь от храма до храма: от Константинополя, где была в начале XII века написана эта икона, до храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее? В 1155 году о Владимирской иконе Божией Матери впервые упоминается сразу в двух самых древних русских летописях: Лаврентьевской и Ипатьевской. Там сообщается о том, что князь Андрей Боголюбский, который был сыном Юрия Долгорукова, правящего в Киеве, без согласия своего отца вывозит из Киева икону Богоматери «Умиление», а икона эта, как следует из текстов, прибыла из Царьграда на едином корабле с иконой Пирогощей. То есть в начале XII века это были первые великие святыни, которые двинулись из Царьграда (Константинополя) в Киев.

Андрей Боголюбский, мечтая создать свой собственный город, не уступающий Киеву и Константинополю как политический, художественный, православный и культурный центр, везет с собой эту великую икону греческого письма, и каждый ее «шаг» сопровождается чудесами, которые были записаны. Князь привозит икону сначала в Боголюбово, в свои владения, а потом, в 60-е годы, строит специально для нее грандиозный Успенский собор в городе Владимире. Тот самый собор, который впоследствии будет расписан Андреем Рублевым. Тот храм, для которого будет создан удивительный иконостас (его часть тоже хранится в Третьяковской галерее). Храм Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире был построен специально для этой иконы, этому она получила название «Владимирская».

Подлинное название иконы – это «Умиление» по-русски или «Елеуса» («Ласкающая») по-гречески. Этот образ при Андрее Боголюбском пользовался невероятным почитанием. И после смерти князя, когда начался бунт во Владимире, только вынос этой иконы Божией Матери помог усмирить волнение людей. Икона тогда, вероятно, претерпела изменения. Какие? Мы сейчас смотрим на нее, и знаем списки с нее (XVI и XVIII века), и понимаем, что она по своему размеру и формату не очень похожа на древние византийские домонгольские иконы. Вы видите, у нее очень вытянутые пропорции. С чем это связано? Это, несомненно, связано с изменениями и той ролью, которую этот образ осуществлял на протяжении столетий. Были надставлены поля, то есть изменены пропорции, была опилена рукоятка.

В результате исследований удалось выяснить, что у иконы (кстати, это видно на многих иконах более позднего времени, где изображен вынос Владимирской иконы Богородицы) была рукоятка с боковыми надставками, которые помогали выносить ее во время торжественных событий, но было это нечасто. Я сразу хочу сказать, что представление о том, что доступ к Владимирской иконе был постоянным, ошибочно. В XVI веке и в более поздние времена ее выносили всего несколько раз в год. Она занимала разные места в храме (во Владимире, впоследствии в Москве), и с этим связаны ее функция и особенность.

Итак, у иконы была рукоятка, она была покрыта драгоценным окладом, вероятно, первый оклад был сделан по заказу князя Андрей Боголюбского. Почему мы об этом говорим? Дело в том, что когда проводились исследования этой иконы, то уже в наше время реставраторы обнаружили совершенно невероятное. При помощи послойного рентгенографирования, которое было сфокусировано на каждой стороне, удалось выявить следы гвоздиков от окладов. И стало понятно, что было несколько окладов на лицевой и оборотной стороне, и там, где сейчас располагается, видимо, начиная с XV века, изображение Престола уготованного был необыкновенный образ. Судя по гвоздикам, это образ святителя и, скорее всего, это был образ святителя Николая.

Вот такое сложное исследование было проведено сотрудниками Третьяковской галереи, которое позволило уточнить жизнь, которой жила икона. То есть она была двухсторонняя (Богоматерь и святитель Николай), но это было очень недолго. Видимо, когда с иконы в 1238 году во время нашествия Батыя «одраша» (содрали) драгоценный оклад, тогда пострадала и оборотная сторона, где был образ святителя Николая, то есть это была билатеральная, двуосвященная икона.

С 1238 года, когда так страшно поступили с иконой, до конца XIV века мы практически ничего не знаем, и о ее судьбе можно только догадываться. И только лишь с конца XIV века вновь возникает история жизни Владимирского образа, но она связана уже в первую очередь с Москвой. После 1380 года, после Куликовской битвы, ровно через два года страшное нашествие царевича Тохтамыша разорило Москву. И потом уже войска хромого Темира Аксака или по-нашему Тамерлана (помните картину «Апофеоз войны» Верещагина?), угрожавшие всей Европе, двинулись к Москве, которая была слаба. Тогда было принято решение об обращении за благодатной помощью к Владимирской иконе Божией Матери, и ее перенесли из Владимира в Москву.

И тут начинаются те чудеса и события, которые описаны в разных литературных источниках, в том числе в повести о Темире Аксаке. Там как раз говорится о том, что неожиданно войска завоевателей повернули вспять, и чудесным заступничеством Божией Матери Москва была спасена. Момент встречи Владимирской иконы Богоматери отражен в топонимике Москвы. Улица Сретенка и знаменитый Сретенский монастырь – это место, где москвичи встретили Владимирскую икону, после чего она неоднократно совершала поездки из Москвы во Владимир, из Владимира в Москву. И только в конце XV века заняла свое место в Успенском соборе Московского Кремля.

Я обращаю ваше внимание, что Успенский собор Московского Кремля был построен по аналогии с Успенским собором во Владимире. Я имею в виду размеры, облицовку белым камнем, аркатурно-колончатый пояс, хотя конструктивная система была другая. Именно в этот собор, который повторял Успенский владимирский, и была окончательно перенесена наша святыня, перед которой венчались на царство цари, перед которой поставлялись патриархи и которая, как мы с вами знаем, не покидала Москву (кроме наполеоновского нашествия).

– Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ о чудотворной Владимирской иконе Божией Матери, а сегодня время нашего эфира подошло к концу.

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 мая: 03:00
  • Вторник, 21 мая: 13:15
  • Суббота, 25 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать