Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII веков»:
– С преподобным Сергием связаны две келейные иконы: с изображением Богоматери «Одигитрия» и с изображением святителя Николая. Во всех монастырских документах они числятся как «моления преподобного Сергия Радонежского». Считается, что эти иконы находились в келье преподобного Сергия и перед ними он совершал свои ежедневные моления.
Икона с образом святителя Николая Чудотворца предположительно выполнена ростовским мастером, и на основании этого исследователи предполагают, что ею преподобного Сергия благословили родители. Как известно, преподобный Сергий родился в ростовских землях. На земли Радонежского княжества его родители переселились позже, после его рождения, когда он был ребенком.
В сюжете «Явление Богоматери преподобному Сергию» изображается келья преподобного, а там – две иконы: Богородицы и святителя Николая. То есть это парные иконы. Наверное, существовала какая-то традиция.
Образ Богородицы был одним из самых распространенных, иконы Богородицы присутствовали, вероятно, в каждом доме. Они встречались даже чаще, чем иконы Спасителя.
О распространении культа Богородицы свидетельствует и состав коллекции находящихся у нас икон. У нас преобладает именно изображение Богородицы. Изображение Спасителя встречается почему-то гораздо реже. Образов святых тоже немного. Это даже становится проблемой нашей выставочной деятельности. Нужно продемонстрировать разнообразие иконографических и сюжетных моментов, а у нас – иконы Богородицы, пусть даже это очень хорошее собрание, включающее в себя разные изводы.
Каким образом сюда попадали иконы? Маленькие пядничные (пядница – это размер в пядь) иконки, которые у нас выставлены во всех залах, не были нужны монастырю. Это предметы личного благочестия. Они находились в домах, а не в храмах. После смерти человека, по его завещанию, родовые иконы, особенно если не было наследников, часто передавали в монастыри и храмы. Надо сказать, что иконы преподобного Сергия – это тоже пядничные иконы.
Также существовала традиция хоронить людей на монастырской земле, причем не только в Троицком монастыре, но и в других обителях. Монастыри в Средневековье являлись одними из основных мест захоронения. И когда человека хоронили, привозили родовую реликвию – семейную икону. Эти иконы размещали в Троицком соборе на стенах, на столбах, между основными ярусами в иконостасе. Святой покровитель определенного человека как бы соучаствовал в общем молении, в общем предстоянии внутри Троицкого собора, где молились монахи в присутствии самых разных святых. Перед нами идея соборности, идея соединения всех и вся в молитве о спасении души умершего человека. Вещи и иконы привозили для того, чтобы об усопших помнили и молились о них.
Здесь, в подстольях (так мы называем горизонтальные витрины), у нас выставлены предметы личного благочестия, «церковная пластика малых форм», как называем их мы. Это небольшие наперсные (нагрудные) крестики, ковчеги и иконки. Их могли носить самые разные люди, материал зависел от достатка и возможностей. Были деревянные вещи, но они исчезли и до нас не дошли. Серебряные и золотые предметы сохранились благодаря долговечности материалов и более бережному отношению: их хранили и передавали из поколения в поколение. Эти иконки также поступали сюда как вклады от частных лиц, и их, как правило, подвешивали к чудотворным иконам. Они хранились в Троицком соборе до XVIII века, пока не возникли новые представления о красоте.
Что такое Средневековье? Это культура, которая была по своей сути всеядной, потому что было очень мало вещей и очень мало знаний. Все, что приходило, существовало совместно в одном пространстве, все накапливалось в одном месте. А XVIII век – это уже Новое время, когда стали возникать представления о стилях и эстетике. Люди начали задумываться о том, какие вещи могут находиться рядом, а какие не могут. Появились идеи, что слишком много вещей – это нехорошо. Вслед за этими идеями неизбежно стала появляться схематизация и структуризация.
В XVIII веке все эти панагийки убрали от икон и перенесли в ризницу. С маленькими пядничными иконами и со всеми остальными предметами, которые не являлись частью системного оформления храма, а являлись предметами личного благочестия, поступили так же. Были оставлены храмовые и настолпные иконы, а также все, что использовалось для богослужения и для оформления храма. На смену духовности XVII века приходит системность и красота. В XVIII веке происходит переориентация: если раньше люди вкладывали вещи с молением и для них было важно, что их вещи находятся в этом молитвенном пространстве, то теперь все эти предметы хранятся уже как факт истории, а не как необходимая часть совместного моления.
Среди пластики малых форм у нас есть очень интересные русские и византийские вещи. Среди византийских вещей представлены две камеи, которые датируются XI веком. Это произведения, благодаря которым мы нашу экспозицию называем «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков». Камеи существовали не сами по себе, а декорировали предметы церковного назначения. Одна камея украшала панагию, которую в Троице-Сергиев монастырь вложил сын Бориса Годунова Федор Борисович. Вторая камея украшала покров, который отдал в монастырь в XIX веке Николай II. Но сами они XI века – византийские, что является большой редкостью. К слову, в XI веке был расцвет резьбы по драгоценным камням.
Византийские камеи ценились во всем мире, их коллекционировали и распространяли. Наша небольшая коллекция византийских камей включает в себя предметы и XI, и XIII, и XVII века. Также есть камеи, изготовленные русскими мастерами (в рамках XVII века). Есть такие предметы, изготовленные уже в Новое время.
Жемчужная епитрахиль, которая выставлена в этом зале, по времени как бы не совпадает с другими предметами в витрине. Жемчужное шитье и большие дробнички датируются XVII веком. И сама вещь в целом сделана в XVII столетии. Но на самом деле декорированные жемчугом вещи существовали и в XV веке, просто они не дошли до наших дней из-за хрупкости тканей.
А вот на этой епитрахили XVII века находятся маленькие круглые дробнички, которые, может быть, самые незаметные в этой вещи, но самые любопытные. Они датируются первой четвертью XV века. Их украшает черная эмаль с изображениями апостолов, евангелистов. Эти дробнички могли украшать вещь, принадлежавшую преподобному Никону Радонежскому.
– Дорогие телезрители, мы еще продолжим знакомство с постоянной экспозицией «Ризницы Троице-Сергиевой лавры», а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго, до свидания.
Ведущая Елена Чач
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!