Хранители памяти. Древнерусское искусство в Третьяковской галерее. Часть 2

14 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы снова в Государственной Третьяковской галерее и продолжаем рассказ о домонгольском русском искусстве. И на этот раз познакомимся с удивительными по своей красоте древними новгородскими иконами.

– Мы снова находимся в залах древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи и продолжаем рассказ о произведениях мастеров домонгольского периода.

Икон в храмах домонгольской Руси было немного. Еще не сформировались высокие русские иконостасы. Святые образа писали приезжие византийские мастера и их русские ученики. На Руси формировалась новая художественная среда, открытая всему христианскому миру, тогда еще не разделившемуся на католиков и православных.

До нашего времени дошло около двух десятков русских икон домонгольского периода. Они сохранились главным образом в Новгородских землях, так как Новгород не подвергся нашествию монголо-татар, разоривших Киев, Владимир, Тверь, Рязань и другие города. Древние новгородские святыни были вывезены в XVI веке царем Иваном Грозным в Москву.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Из того небольшого количества домонгольских икон, которые вообще дошли до наших дней, сохранилось больше всего икон, связанных своим происхождением с Новгородом. В первую очередь это такие величественные образа, как образ Благовещения и образ святого великомученика Георгия. При первом взгляде поражают размеры этих икон, которых к тому времени уже практически не знала византийская культура. Только в более позднее время мы увидим такие грандиозные по размерам произведения в московском искусстве.

С чем связан такой грандиозный размер? С размерами храма. Обе иконы, скорее всего, происходят из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, одной из самых ранних построек домонгольского времени, отличающейся вытянутостью пропорций и суровостью облика. Скорее всего, для него и был написан храмовый образ святого Георгия, который, конечно же, претерпел существенные изменения: был переписан лик, потому что судьба его пребывания как в Новгороде, так и в Москве была сложна.

В образе Благовещения мы видим одну из самых поразительных, не только по живописи, но и по композиции и богословской программе, идей, воплощенных в красках. Напомню, что очень часто, особенно в старой литературе или в просторечии, эту икону называют «Устюжское Благовещение». Это связано с ошибочным представлением о том, что она происходила из Великого Устюга. На самом деле она из Новгорода. И, как я уже говорила, здесь мы видим исключительно сложную богословскую программу, воплощенную конкретными живописно-пластическими средствами, – это тема Боговоплощения.

В первую очередь обратим внимание на то, что в верхнем сегменте изображен Иисус Христос в виде Ветхого денми. Это крайне редкое изображение – в голубом сегменте. Надпись «Трисвятое», воплощающая в себе образ триединства Бога – Троицу неразрывную, неслиянную, – главный догмат православной религии, то, на чем столкнулись и разошлись православие и католичество.

Божия Матерь изображена с вытянутыми пропорциями, одетой в традиционные одежды. Мы видим синие и красные цвета, золотые звезды на плечах и лбу, но на груди у Богородицы изображен воплотившийся Логос – Иисус Христос. Таким образом, можно сказать, что это и образ Богоматери «Знамение», и «Воплощение». Совершенный по красоте образ архангела Гавриила, исполненный золотым сиянием – неземным светом. Этот сложнейший богословский сюжет, крайне важный не только для византийской культуры, но и молодой христианской культуры Руси, пытающейся передать своим художественным языком самые сложные догматы, исполнен совершенно и дает нам ощущение величия, торжественности, почти вселенской значимости происходящего события.

Новгородские иконы грандиозных размеров, долгие годы находившиеся в храмах, для которых они создавались, отличаются от киевских памятников большей сосредоточенностью, сдержанностью, линеарностью, масштабностью, возможно, статуарностью. Именно в них в силу такой масштабности развивается то, что станет очень важным именно для новгородской линии в домонгольском искусстве, – стремление к выразительности линии, я бы сказала, к некой ее экспрессии.

Икона Успения Божией Матери, происходящая из знаменитого Десятинного монастыря, находящегося близ Новгорода, тоже имеет грандиозный размер, величественное, торжественное звучание, ведь Богоматерь была первым человеком, взятым на небо. Мы видим момент, когда, согласно Писанию, Богоматерь перед смертью попросила апостолов попрощаться с Ней. В центре иконы мы видим Матерь Божию, лежащую на смертном одре, и склонившихся к Ней святителей и апостолов. А наверху на золотом фоне – летящие на облаках апостолы, те самые, которые стоят у Ее ложа. Напомню, что в пространстве иконы, в ее идеальном золотом фоне, являющем собой сияющий Божественный свет, соединяются события, не совпадающие во времени и пространстве, при этом различаются они только масштабом. Внимание композиции к линии, выразительности, которые были отмечены нами в новгородских иконах более раннего времени, несомненно, определяют и всю образную структуру данного произведения.

Очень выразительны жесты апостолов, прикрывающих в раздумье рот рукой или склоненных к ложу Божьей Матери, разные чувства читаются в их образах: скорбь, но не отчаяние, размышление, сострадание. Более того, мы с вами видим не только два этих события, но и Спасителя, Который держит в руках, как спеленатого младенца, душу Божьей Матери. И дальше, в верхнем сегменте, изображено, как ангелы несут Ее душу на небеса.

Итак, Новгород предстает перед нами монументальным, величественным, с выразительной линеарной основой. Но наиболее полно все черты новгородского искусства, обогатившиеся или выросшие на основе культуры позднего комниновского времени, наверное, все-таки ощутимы в иконе святителя Николая. Думаю, это один из величайших памятников последнего этапа домонгольской культуры, наиболее византизирующий, то есть связанный с традицией учителей. Во-первых, мы видим вытянутые пропорции, легкую асимметрию и почти гротескную игру линий в выразительности бровей, глазных впадин, очертаний бороды, изящество красоты, соединенное с монументальностью. Обратите внимание, что фон, который, видимо, был другим, позволяет нам ощутить сосредоточенность и глубину этого образа. По краям находятся маленькие изображения – это полеосные святые, то есть святые, располагающиеся на полях и, возможно, связанные с именем заказчика. Наверху – изображение Этимасии, Престола уготованного.

Напомню, что очень многие святыни были перевезены из Новгорода в Успенский собор Московского Кремля. К их числу, несомненно, относятся деисусы. Но сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на двустороннюю билатеральную икону Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте. Это была выносная икона. Такие иконы часто встречаются в домонгольских храмах и храмах более позднего времени. Мы видим их на изображениях сохранившихся икон. Такого рода иконы участвовали в процессиях, крестных ходах, специальных шествиях и могли располагаться в храме перед алтарем или в особом пространстве, где были видимы с двух сторон.

Образ Спаса Нерукотворного не менее важен для русской художественной культуры, чем образ Богоматери, Спасителя, архангелов или святителя Николая, потому что по традиции принято считать, что это самое первое изображение Христа. Из предания мы знаем, что царь Авгарь с детства страдал тяжелой болезнью и никак не мог излечиться. Он послал своего художника к Иисусу Христу, чтобы написать с Него портрет, но тот никак не удавался. Тогда Спаситель приложил к Своему лику плат (убрус, или полотенце), и Его образ отпечатался, он и получил название Нерукотворный Спас.

Новгородская графичность, сосредоточенность, отточенность художественного языка находят идеальное воплощение в идеальной графической, строго продуманной и четкой образной системе. Обращу ваше внимание на то, что стилистика оборота этой иконы совершенно иная: она значительно более драматична, написана во взволнованной линии, то есть это тот же самый прием, только наполненный экспрессией, напряженностью, почти страстным чувством.

В центре находится Распятие, внизу Голгофа, под которой покоятся череп и кости Адама: виден намек на их изображение. Предание говорит нам о том, что когда Спаситель был распят, Его кровь смыла все грехи, начиная от первого греха Адама, который был похоронен именно на Голгофе.

Далее мы видим ангелов с покровенными руками, то есть их руки накрыты рукавами, – это очень древняя традиция. Таких же ангелов с покровенными руками видим в изображении Толгской иконы Божьей Матери. В их руках орудия страстей. А наверху – изображения солнца и луны, и вокруг них херувимов и серафимов.

Итак, «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка» на одной стороне и образ Спаса на другой. Таким напряженным, страстным, чуть более плоскостным предстает перед нами мир новгородской культуры, который избежал монголо-татарского нашествия, но не избежит того, что его связи с Византией будут прерваны. Как нам известно, в 1204 году Константинополь падет под ударами крестоносцев, и та великая традиция, что длилась веками, будет на время прервана.

– Мы еще продолжим рассказ о древнерусском искусстве из Государственной Третьяковской галереи.

 Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать