Хранители памяти. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Часть 2

26 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем рассказ об уникальном храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее и о хранящихся в нем святынях, среди которых - прославившийся многочисленными чудесами Животворящий Крест Господень из Успенского собора города Дмитрова и древняя икона Божией Матери «Иверская».

– Мы находимся в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. О самом храме и его святынях – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– В 1980 годы начинается постепенное восстановление храма. Это было очень сложно. Сохранились чертежи, свидетельства, и наши сотрудники при помощи реставраторов «Моспроекта-2» помогали восстанавливать, делать росписи. В 1999 году в отреставрированный храм была перенесена наша самая главная святыня – Владимирская икона Божией Матери.

В основном теле храма тоже находится немало икон, благодать которых известна издревле. В первую очередь надо сказать об одной из самых древних святынь, хранящихся в Третьяковской галерее – знаменитом Дмитровском кресте. Это одно из самых грандиозных явлений в русской деревянной скульптуре или иконописи, поскольку это расписной крест, и он датируется очень ранним временем – XIV веком. Но существует предание, что в 1291 году, когда некая слепая девица купалась в Яхроме, она неожиданно прозрела и увидела плывущий по реке в вертикальном положении огромный деревянный крест, который потом остановился в заводи и нашел себе пристанище в Успенском соборе города Дмитрова.

Вообще для России Покров Божией Матери и праздник Ее Успения – это чрезвычайно важно. Вспомните, что именно при Андрее Боголюбском, который так чтил Божию Матерь через Ее Владимирскую икону, был установлен праздник Покрова Божией Матери. Это чисто русский праздник, хотя событие описано в житии Андрея Юродивого, и происходило оно в Константинополе: Богородица во время нападения неприятеля распростерла Свой плат, защитив град от врагов видимых и невидимых.

Праздники Покрова и Успения Божией Матери считались одними из самых главных в годичном круге православного христианина. Обилие Успенских храмов в древней Руси свидетельствует об этом необычайном почитании. И в знаменитом Дмитровском Успенском соборе долгие годы находился крест, чудом попавший в Третьяковскую галерею в 1930 годы и сохраненный у нас.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

– Крест находится в левом Покровском пределе. После революции он был подвергнут тяжелейшим испытаниям, как и все: с него были содраны драгоценные оклады, и сам он стал мишенью в тире.

– Маленькие отверстия от пуль можно увидеть по всему кресту. Но каким-то чудесным образом остался не задет пулями лик Спасителя.

Протоиерей Николай Соколов:

– Потом крест каким-то образом был выкинут. И, видимо, люди, понимающие, что это бесценное духовное и культурное сокровище, крест сохранили. И он находился у нас в запасниках. В 2005 или 2006 году во время выставки Дмитровский крест включили в экспозицию. И его увидел Святейший Патриарх Алексий II, который позвал меня. Я говорю: «Ваше Святейшество, вот такой крест». Он говорит: «Да, я вижу. Надо, чтобы все-таки он был в действующем храме. Это великая святыня России». И после переговоров и серьезных трудностей, которые милостью Божией были преодолены, для креста были сделаны голгофы, и сегодня он находится здесь, в нашем храме, удивляя всех и доставляя особую радость жителям города Дмитрова, которые регулярно приходят сюда, совершают молебны, акафисты и молятся пред этим чудотворным крестом.

Шередега Наталия Николаевна:

– Из святынь такой значимости как Владимирская икона и Дмитровский крест здесь еще хранится Иверский образ Божией Матери. Мы с вами знаем, что сама Иверская икона также называется «Вратарницей». Существует история, что она приплыла морем, будучи пущенной по водам вдовою, чтобы избежать поругания, и явилась монахам Афонского монастыря в некоем сиянии. Икона была установлена в Иверском монастыре и многократно меняла положение – оказывалась над вратами, отсюда название «Вратарница». Предание свидетельствует, что иконе была нанесена рана: лик Богородицы был проткнут копьем, и поэтому по щеке течет кровь.

В XVII веке Москва, которая мыслила себя центром всего православия (мы знаем, к этому моменту в 1453 году пал Константинополь, и границы православного мира очень сузились), приняла на себя роль Третьего Рима и стала собирать святыни по всему миру. Был сделан специальный заказ, и с Афона привезли, вероятно, список знаменитой Иверской иконы Божией Матери. Мы знаем, что Иверских икон было несколько. Одна из них находилась на Красной площади, и после революции ее судьба неизвестна.

Протоиерей Николай Соколов:

– Когда я слышал рассказы о старой Москве, читал В. А. Гиляровского, Н. С. Лескова, многих других русских писателей, я обращал внимание, что все банкиры, купцы того времени не начинали в Москве ни одного дела, не подойдя к Иверской иконе Божией Матери, которая находилась в Иверской часовне перед Красной площадью. Там они совершали молебное пение, ставили свечи и потом уже шли совершать свои дела. Как вы помните из истории, в 1930 годах эта часовня была снесена, там был просто проход между Государственным историческим музеем (на месте Госдумы, а потом музея имени Ленина), и ничего не было.

Когда в 1990 годы часовню восстановили, то встал вопрос: где же иконы, которые на ней были? В часовне хранились две или три иконы, все они – Иверские. Мы знаем, что сама Иверская икона Богородицы, которая была принесена в Москву в период правления Алексея Михайловича, всегда хранилась в Кремле. Там она и осталась. Сегодня она передана в храм-музей Новодевичьего монастыря. Это известное событие свершилось в последние годы.

Но где остальные иконы, которые хранились в часовне: центральная, которая была выносной, ряд других копий? Было известно, что одна копия находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. На протяжении своей сознательной жизни, когда я приходил в этот храм, мне показывали икону, совершенно черную, темную, с трудно различимым слоем иконописи, – и это икона Иверская. Помню, когда я работал в Патриархии, мы неоднократно приходили, молились перед ней со Святейшим Патриархом Пименом. Где остальные образы, было неизвестно. Когда мы задались вопросом, какую икону поместить в часовню, то было предложено написать новую копию. И афонскими монахами, как в древности, триста лет тому назад, была написана Иверская икона Божией Матери, которая с большими почестями, славно была перенесена в град Москву и заняла свое место в дивной восстановленной часовне.

Это новый образ, который уже прославился многими чудесами. Я сам могу об этом свидетельствовать, потому что встречал людей, видевших чудо, в частности ребенка, у которого в ГУМе, известном магазине, так ударило по руке дверью, что повисли пальцы. И пока бегали и вызывали скорую помощь, мама взяла ребенка и прибежала к иконе. Ребенок в истерике кричал (представляете, какая боль!)… И мама приложила руку к иконочке – малыш сказал: «Мамочка, а ручка не болит!»

Шередега Наталия Николаевна:

– В фонде запасов Третьяковской галереи, куда свозились иконы из очень многих уничтоженных церквей и где они хранились от разграбления, долгие годы находилась под записями Иверская икона Божией Матери. Наша сотрудница, бывший реставратор, Антонина Ивановна Собаршова начала последовательно ее раскрывать, изучать. И тогда обнаружилось, что икона была выносная, что за полозом внизу сохранились монетки. Стало понятно, что живопись соответствует второй половине XVII века, но само наличие приспособлений, монеток (они находятся на хранении в Третьяковской галерее) свидетельствует о том, что икону возили по Москве, она была почитаема, туда клали пожертвования, и мы можем предположить, что этот образ был одним из списков со знаменитой Иверской иконы. Была ли это та самая пропавшая икона, мы точно сказать не сможем, но доля вероятности чрезвычайно велика.

Протоиерей Николай Соколов:

– Ее решили оставить почти без реставрации, расчистили. Сегодня икона находится в хорошем месте. Но утраты: рука, зацелованная до дерева, и другие, остались так, как были, чтобы люди видели, что это намоленный образ, столетиями находящийся в Москве. Вот такая икона хранится здесь!

– Мы еще вернемся в храм святителя Николая в Толмачах, а сегодня время нашего выпуска подошло к концу.

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00
  • Вторник, 23 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать