Хранители памяти. Древнерусское искусство в Третьяковской галерее. Часть 9

23 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи посвящен иконописи Новгорода и Пскова. Рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Наталия Николаевна Шередега.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» из Государственной Третьяковской галереи мы обратимся к представленным в ней памятникам иконописи Новгородских и Псковских земель.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– В истории русской культуры, уже начиная, наверное, с XIV века, формируются представления о местных особенностях русской культуры, архитектуры, иконописания. Наверное, только к этому времени постепенно стали подниматься центры художественной культуры, превращенные в руины после страшнейшего монголо-татарского разорения. Каждый из них уже не был членом единой мощной домонгольской культуры, а стремился проявить свои индивидуальные особенности. И конечно, в этом ряду художественных центров совершенно особое место занимают Новгород и Псков, потому что это были города, которые не подверглись разорению и имели свое необычное устройство (в частности, республика, в отличие от других княжеств).

Самое важное и интересное для нас, что художественный язык архитектуры и живописи как Новгорода, так и Пскова неповторим и на определенном этапе резко отличается от московской традиции и московской иконописной и фресковой художественной школы. В первую очередь это проявляется в особом колористическом решении новгородских икон, и – как принято говорить, может быть, не совсем верно, но очень ощутимо – демократизме художественного образа: его доступности, открытости художественного языка, его простоте, которая тоже достигается живописными приемами.

В данном случае я хочу обратить внимание на икону, в которой сконцентрированы очень многие проблемы истории и культуры Новгорода. Она появилась в середине XV века в Новгороде. В специальной мастерской таких икон было сделано несколько. Ее название – «Чудо от иконы “Знамение”». «Знамение», как мы помним, – это икона Богоматери «Воплощение». Второе название, которое ей дали историки искусства в разговорной речи, – «Битва новгородцев с суздальцами».

Перед нами молитвенный образ, разделенный на три регистра. Надпись –  «Знамение Пресвятой Богородицы». Наверху мы видим церковь Спаса на Ильине улице (прославленный памятник архитектуры) и Софию Новгородскую. Новгородское священство движется в церковь Спаса на Ильине улице, чтобы взять находившуюся там икону Богоматери и перенести ее с торговой стороны через Волхов в Софию в Новгородском Кремле, Детинце. Зачем? Затем, что это святыня должна защитить новгородцев от нападения войск князя Андрея Боголюбского (вспоминаем домонгольскую Русь).

Во втором регистре все меняется: войска, защищающие детинец, выставляют перед собой икону Богоматери «Знамение». Нападающие выпускают стрелы, их летит множество. А внизу, как написано, «послуются» две группы, то есть послы ведут переговоры, которые, видимо, ни к чему не привели, и стрелы полетели. Куда попали стрелы? В чудотворную икону Богоматери «Знамение».

Внизу изображено, как с Божьей помощью и с помощью чуда от иконы Богоматери «Знамение» новгородские полки одерживают победу над захватчиками. Обратите внимание, как композиционно и колористически решает эту задачу автор иконы. Мы видим, что флаги, которые в среднем регистре были повернуты навстречу друг другу – как бы вектор столкновения, – внизу все уже повернуты в сторону побежденных, то есть движение направлено туда. И рать побежденных сломалась, утратила свой гармоничный и строгий строй и превратилась в хаотическое движение людей и лошадей. Таков исторический сюжет. Мы знаем, что в XII веке войска Андрея Боголюбского пытались осадить Новгород. Победа была одержана новгородцами, как они считают, с помощью иконы Богоматери «Знамение».

Но возникает вопрос: почему в середине XV века в новгородской мастерской вдруг появляется несколько икон, впервые рассказывающих об этом историческом событии? Именно в середине XV века Москва всеми силами стремится захватить и победить Новгород. Новгород сопротивляется, хочет сохранить свою политическую, культурную, экономическую независимость и противится покорению Москвой. Новгородцы создают иконы, напоминающие, что еще в XII веке их предки при помощи Божьей силы, поданной через икону Божьей Матери «Знамение», смогли одержать победу над Северо-Восточной Русью (а Москва – наследница Владимиро-Суздальской Руси).

Вот так хитро, я бы сказала, изощренно создатель данного иконографического сюжета раскрывает перед нами комплекс исторических проблем. Эти иконы призывали к мужеству и подтверждению того, что Божья сила поможет через икону Божьей Матери сохранить то, что мы считаем самостоятельной духовной, нравственной жизнью Новгорода.

Конечно, о духовной жизни Новгорода должен быть особый рассказ, и он сложен и противоречив. Мы знаем, что Новгород очень много контактирует с западными соседями, и какие-то элементы художественной жизни Запада ему хорошо знакомы. Напомню, что в начале XIII века происходит не только разорительное монголо-татарское нашествие, но и еще одно очень важное событие в истории православного мира: под ударами крестоносцев пал Константинополь, с которым прекратились все связи.

Это было вообще очень трудное время. И если говорить о художественной жизни Новгорода, она во многом связана как с древней византийской традицией, так и, несомненно, с явлениями, идущими уже с западной стороны. Это отразилось и на характере живописи, и в архитектуре. Но фресковые ансамбли Новгорода, как и многие иконы, связаны с именем величайшего художника эпохи средневековья Феофана Грека, и страстный, темпераментный феофановский дух озаряет новгородскую культуру конца XIV века.

Если говорить об особой духовной напряженности, страстности, характеризующей духовную, богословскую жизнь северо-западных регионов нашего Отечества, это не только Новгород, но и, конечно, как говорили, его меньшой брат Псков, одно из самых западных княжеств. Именно в Пскове на рубеже XIV–XV веков рождается необыкновенное искусство, наполненное страстью, чувством и переживанием. И в нашем собрании оно представлено маленькой по размеру, но чудесной по художественным, эстетическим, духовным достоинствам иконой, которая называется «Собор Богоматери».

Мы с вами знаем, что Собор – это собрание всех верных. В нашей галерее нам известен «Собор архангела Михаила». А вот Собор Богоматери – это один из самых знаменитых православных праздников, который неразрывно связан с Рождеством Христовым, отмечается на второй после него день, и все его песнопения связаны именно с Рождеством. На фоне зеленых горок, на прекрасном коралловом троне с заверченной, как в вихре, дугой, где белые завесы на спинке напоминают нам о Приснодеве (вечно девственной Марии), мы видим сидящую Богоматерь, держащую в руках восьмиконечную «славу» с образом Спасителя.

Кто же славит Христа? Это и ангелы, и пастухи, и вол с ослом, склонившиеся над Младенцем, и три волхва, приносящие Богоматери дары. Это пустыня, земля и поющие люди (род человеческий), и, вероятно, Косма Маюмский, читающий текст: «Что Тебе принесем, Христе?» Кто и что приносит Спасителю? Небеса приносят звезду, ангелы – пение, мы же, род человеческий, подарили Спасителю самое главное, что у нас есть, – Деву Марию, Богоматерь, Которая послужила для Его Воплощения. «Что Тебе принесем, Христе?» Род человеческий приносит Богоматерь.

Обратите внимание на особый псковский язык: особый колорит, в котором используются темно-зеленые цвета и золотистый аурипигмент; все подвержено мощному вихреобразному движению, но блики света как бы пробивают плоть изнутри, драматизируют ее, создают мощное страстное движение и страстное религиозное чувство, так непохожее на умиротворенность и изящество мироощущения XV века и более позднего времени в Москве.

– Мы еще продолжим рассказ об иконах, которые можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать