Хранители памяти. Музей-заповедник "Абрамцево". Часть 1

22 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наш новый выпуск - из Музея-заповедника "Абрамцево". Об истории усадьбы Абрамцево и ее удивительной церкви Спаса Нерукотворного, в украшении которой участвовали многие известные художники конца XIX - начала ХХ веков, - рассказ заведующей экскурсионно-методическим отделом музея-заповедника Татьяны Сергеевны Федоровой.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы отправляемся в Московскую область, в музей-заповедник «Абрамцево». Наш рассказ – об этом замечательном месте и о тех памятниках культуры и искусства, которые можно там увидеть.

Федорова Татьяна Сергеевна, заведующая экскурсионно-методическим отделом музея-заповедника «Абрамцево»:

– Не только Абрамцево, но и все места в округе – это, можно сказать, святые места. Это Радонежье, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, потому что здесь недалеко находится местечко, которое называется Радонеж. Как раз оттуда 23-летний юноша Варфоломей, похоронив своих родителей в древнем Хотьковском монастыре (этот монастырь был основан в 1308 году, и святые мощи родителей преподобного Сергия находятся там до сих пор), идет на высокую гору Маковец, строит деревянный храм, принимает монашеский постриг, и ему дается имя Сергий. Ну а далее уже начинаются великие деяния духовного собирателя земель русских преподобного Сергия Радонежского.

В этих же краях родился наш известный иконописец Андрей Рублев. В общем, эти святые места были очень любимы народом, здесь было основано много усадеб, и мелкопоместных, и среднепоместных, как наше Абрамцево. Сохранившаяся рядом усадьба Мураново – это усадьба семейств Энгельгардов, нашего известного поэта Е.А. Баратынского, Путят, и последние ее владельцы – Тютчевы: сын и внук поэта Ф.И. Тютчева. И совсем недалеко отсюда была замечательная дворцовая усадьба Трубецких – Ахтырка. Но, к сожалению, после революции сохранились только две усадьбы: наше Абрамцево и соседнее Мураново, можно сказать, родственные усадьбы, очень тесно между собой связанные.

Абрамцево прославится тем, что в XIX веке дважды станет центром русской культурной жизни. Первый период связан с жизнью нашего писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, который напишет здесь свои замечательные произведения: «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», рассказ «Собирание бабочек» и много других интересных рассказов. Но Аксаков прославится еще и своей семьей. С супругой они воспитают десять детей – четверых сыновей, шесть дочерей. Это была большая русская православная славянофильская семья. Аксаковы – люди православные, славянофилы.

После смерти С.Т. Аксакова эту усадьбу покупает в 1870 году крупный промышленник Савва Иванович Мамонтов. Это богатый человек, который строит железные дороги, владелец нескольких заводов, но Савва Иванович также любитель, ценитель и знаток многих видов искусств. Почему Мамонтовы покупают Абрамцево? Ведь Мамонтов, как богатый человек, мог бы приобрести и какую-нибудь дворцовую усадьбу. Дело в том, что Аксаковых знает вся Россия, и Мамонтовы тоже хорошо их знали, читали их произведения, и поэтому Савва Иванович решил возродить Абрамцево.

Когда Мамонтовы купили Абрамцево, они построили здесь и больницу, и школу. Здесь была основана столярно-резческая мастерская: делали мебель в русском стиле, такой русский модерн. Здесь же была основана гончарная мастерская. Все приезжавшие сюда художники пробовали свои силы в гончарном ремесле.

Мамонтовы, как и Аксаковы, были людьми православными и тоже всегда ездили на праздники в храмы, которые располагались в округе: и в Троице-Сергиеву лавру, и в Ахтырку, и в Хотьков монастырь. Но вот однажды – в апреле 1880 года – Мамонтовы не смогли попасть на Пасху в Троице-Сергиеву лавру, потому что река Воря очень разлилась. Тогда было решено построить храм в Абрамцево. И энтузиаст Савва Иванович тут же объявляет домашний конкурс на лучший проект храма. Все художники изучают старину, готовят свои проекты. Проект Виктора Васнецова, нашего художника-сказочника, понравится больше всех: он взял за основу храм Спаса на Нередице XII века.

Кто строит храм? Это тоже интересный момент. Строят храм всем миром. Это и хозяева, и гости, и детишки. Здесь, в Абрамцево, было много детей: пятеро детей у Мамонтовых, дети художников, прислуги. Приедет друг Саввы Ивановича архитектор Павел Самарин, он будет руководить постройкой. И за год с небольшим храм построят. Его назовут в честь Спаса Нерукотворного Образа. И своего «Спаса Нерукотворного» сделает из керамики Василий Дмитриевич Поленов.

Храм является коллективной постройкой абрамцевцев. Иконостас вырезан московскими мастерами-резчиками по эскизам Василия Дмитриевича Поленова. На Царских вратах икона Благовещения: Архангел Гавриил несет Деве Марии весть, что у Нее скоро родится Сын – Спаситель. Это тоже пишет Василий Дмитриевич Поленов.

Над Царскими вратами две маленькие иконочки – это святые Александра и Всеволод. Их тоже пишет Василий Дмитриевич Поленов. Эти иконы особо почитались у Мамонтовых, потому что у Саввы Ивановича был сын Всеволод и дочь Александра.

Иконы Богоматери и преподобного Сергия Радонежского выполнены Виктором Васнецовым. Образ Спаса Нерукотворного на медной доске написан И.Е. Репиным. Икону Николая Чудотворца пишет художник Н.В. Неврев. Есть еще ряд икон. Первый: святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию пишет сначала жена И.Е. Репина, потом он ей помогает. Далее ряд икон пишут В.Д. Поленов и М.В. Нестеров.

Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника В.Д. Поленова, – замечательная художница, очень много сделавшая для Абрамцева, была и художественным руководителем столярно-резческой мастерской. По ее эскизам делали мебель, она рисовала иллюстрации к русским сказкам. Есть и икона, написанная Еленой Дмитриевной Поленовой, на которой изображены святой князь Федор с сыновьями, мощи их находятся в Ярославле.

Плащаница и икона Богоматери были вышиты абрамцевскими женщинами. Голова Иоанна Крестителя на блюде выполнена скульптором М.М. Антокольским. М.М. Антокольский другого вероисповедания – иудей, но он был очень дружен с Саввой Ивановичем. Когда он узнал, что в Абрамцево построен храм, то прислал свой подарок – голову Иоанна Крестителя из песчаника.

Клиросы расписывает Виктор Васнецов. Детишки носили ему цветы из парка, и он расписывал клиросы. Мозаичный пол тоже сделан по эскизам В.М. Васнецова. Паникадило – это тоже его работа. Замечательная печь – творение Михаила Александровича Врубеля.

Храм был освящен в честь Спаса Нерукотворного. Первым здесь венчался Василий Дмитриевич Поленов с племянницей С.И. Мамонтова Натальей Якунчиковой, тоже художницей.

Второй сын Саввы Ивановича Андрей был замечательным художником. Вместе с М.А. Врубелем, В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым он расписывал Владимирский собор в Киеве, Кирилловскую церковь, делал орнаменты для своего храма. Но, к сожалению, в 21 год Андрей умирает, и его хоронят рядом с храмом. А через несколько лет, опять же по эскизам Виктора Васнецова, будет поставлена часовенка. В часовенке похоронены Андрей Мамонтов и Савва Иванович, который умер в 1918 году и просил похоронить его рядом с сыном. Рядом, на кладбище, похоронена супруга С.И. Мамонтова. Елизавета Григорьевна умерла на десять лет раньше Саввы Ивановича – в 1908 году. «Девочка с персиками» – Верочка умерла на несколько месяцев раньше матери, в 1907 году. Там же похоронен шестилетний сынишка Мамонтовых – Сережа.

– Мы еще продолжим рассказ о музее-заповеднике «Абрамцево». А сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать