Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:
– В истории русской художественной культуры XVII век, наверное, один из самых сложных периодов, получивший противоречивую оценку историков и историков искусства. Дело в том, что это время запоздалых страниц русского средневековья, когда в Европе закончилась эпоха Ренессанса и новые стилевые приемы уже стучались в ворота художественной культуры. Достаточно вспомнить, что на рубеже искусства барокко находится такая великая личность, как Микеланджело, а в России была еще эпоха средневековья.
Мы с вами знаем, что, в отличие от стран Западной Европы, русская художественная культура миновала стадию Ренессанса и прямо из средневековья сделала резкий, активный шаг в Новое время. Но это произойдет уже в эпоху царствования Петра I. Необычность русской культуры – это не только ее высочайшие взлеты в домонгольский период, в XV веке. Индивидуальность и неповторимость русской художественной культуры можно ощутить при знакомстве с творчеством мастеров второй половины – конца XVII века. Среди них самой яркой и одновременно очень характерной, аккумулирующей в себе все самые интересные, художественно значимые свойства эпохи, был Симон (или Пимен) Ушаков.
Начать с того, что он был необычайным человеком – талантливым, как мастер эпохи Ренессанса воплотившим себя не только в самых разных жанрах, но и видах искусства. Мы знаем о Симоне Ушакове как о художнике-иконописце, живописце, гравере, который готовил к изданию книги, теоретике искусства, авторе трактатов по теории живописи. Более того, в эпоху работы в Кремле он делал эскизы знамен (стягов), росписи детских игрушек, то есть работал в самых разных видах и жанрах искусства. Но помимо всего прочего именно с именем Симона Ушакова связано такое явление, как Оружейная палата Московского Кремля.
Говоря об этом уникальном, многогранном человеке, мы, наверное, должны вспомнить, что круг людей, связанных с ним и по происхождению, и по художественному творчеству, и по заказам, – это круг элитарный, московский, царский, патриарший и одновременно монастырский. Симон Ушаков – москвич, как известно по документам, его двор находился недалеко от Кремля. Кстати, о нем сохранилось довольно большое количество исторических документов, что бывает не так часто. Скорее всего, Симон Ушаков был аристократического рода, и у него были родственники, занимавшие очень высокие позиции в церковной иерархии. Работа в Московском Кремле открыла самые разные грани его способностей и талантов. Но, наверное, самый главный его талант – видеть традицию и, основываясь на ней, силой своего художественного дарования создавать нечто совершенно новое, созвучное эпохе, выражающее ее дух.
Самой главной традицией и главной святыней для Руси, для Москвы, конечно, была Владимирская икона Божией Матери. Симон Ушаков делает ее копию, как бы исследуя древнюю икону. В собрании Третьяковской галереи находится эта икона Владимирской Божией Матери, выполненная Симоном Ушаковым. В этой иконе его творческая манера еще во многом связана условной традицией, художник не выражает свой темперамент и свое видение, а пытается максимально полно отобразить близость к святыне в том виде, как – кстати, это очень интересно – она выглядела в XVII столетии. Владимирская икона Божией Матери и многие другие русские святыни – Донская и Киккская (о которой я скажу отдельно) станут произведениями, не только восхищавшими Симона Ушакова как художника и как православного человека, но и послужившими ему в изучении древней традиции и тонкостей письма.
И конечно, надо сказать о центральной работе в художественном наследии Симона Ушакова – иконе «Древо государства Московского», у которой есть и второе, может быть, более правильное название – «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». Перед нами как бы целый мир, требующий внимательного, вдумчивого вглядывания и размышления о том, что здесь изображено. Казалось бы, на первый взгляд все чрезвычайно просто: стены и башни Московского Кремля, которые огораживают некий идеальный мир, ров, за стенами и башнями – легко узнаваемый знаменитый Успенский собор Московского Кремля, построенный по образу и подобию Успенского собора города Владимира. В царствование Ивана III и Софии Палеолог начинается эпоха активного собирания русских земель, появляется идея «Москва – Третий Рим»: Москва как последняя наследница православия. Как мы помним, в 1453 году Византийская империя, по сути дела ограниченная стенами Константинополя, пала под ударами турок, последняя византийская принцесса стала женой Ивана III, поэтому Русское царство стало наследником Византии.
Итак, «Москва – Третий Рим». На иконе «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» в стенах и башнях Кремля изображен Успенский собор, из которого произрастает прекрасная ветвь, увенчанная образом Владимирской иконы Божией Матери. Слева и справа в дивных листьях побегов образы русских князей, подвижников – всех тех, с молитвами и историческими деяниями которых связано становление Российского государства. Внизу мы видим, как древо государства Российского, увенчанное Владимирской иконой Божией Матери, поливают первый русский митрополит Петр и князь Иван Данилович, при которых, как вы помните, и строился самый первый Успенский собор Московского Кремля. Справа и слева изображены царь Алексей Михайлович и Марья Ильинична с детьми, при них была создана эта икона, о чем свидетельствует надпись в нижней ее части. Надо заметить, что Симон Ушаков очень часто подписывал свои произведения, но это отдельная тема, которая требует специального размышления. В верхней части иконы Спаситель дает ангелам покров. Хочу напомнить, что именно в Московском Кремле хранилась как величайшая святыня часть Ризы Господней, преподнесенная шахом Аббасом.
Все перечисленные нами персонажи понятны и ясны, а их совокупное объединение за этими стенами свидетельствует о том, что, исполненная темперой на доске, здесь впервые в иконной плоскости предстает целая идеологическая программа, в которой царство и священство, патриаршая власть и царская власть (церковная и светская) должны обрести гармоничное единство, чтобы создать идеальный град, идеальное государство, где, в силу договоренности между царством и священством, все находится в совершенной гармонии, как в райском саду.
Напомню, что сложнейшие взаимоотношения между царской и церковной властью, борьба за приоритет в сфере влияния характеризует русскую культуру XVII века. Не остался в стороне и Симон Ушаков со товарищи. Почему я говорю «со товарищи»? Потому что Симон Ушаков многие годы возглавляет Оружейную палату Московского Кремля, о которой мы в каком-то смысле можем говорить как о средневековой академии художеств и одновременно министерстве культуры, условно соединенных в одном лице. Почему? Потому что это была организация, которая приглашала мастеров и собирала заказы со всей страны, а потом распределяла между мастерами всевозможные заказы. Мастера Оружейной палаты Московского Кремля отправлялись в Кострому, Ярославль и другие города расписывать храмы, исполнять иконостасы и делать самые разные работы.
– Мы еще продолжим рассказ об иконописи XVII века, а сегодня время нашего эфира подошло к концу.
Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко
Новый выпуск - с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленном здесь деисусном ряде иконостаса, иконографии образа "Спас в силах", о том, что такое "таблетки" или "иконы на полотенцах", а также о прекрасном произведении древнерусского лицевого шитья - плащанице с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!