Хранители памяти. Древнерусское искусство в Третьяковской галерее. Часть 4

18 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
На Светлой седмице мы возобновляем цикл выпусков из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Заведующая отделом древнерусского искусства Наталия Николаевна Шередега начнет рассказ о величайшем русском иконописце - преподобном Андрее Рублеве и о той непростой эпохе, в обстоятельствах которой протекала его земная жизнь.

– Мы находимся в Государственной Третьяковской галерее. Я стою рядом с иконой «Троица» преподобного Андрея Рублева. О самом Андрее Рублеве и его творчестве – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– С именем Андрея Рублева связан один из самых поразительных периодов в истории русской духовной и художественной культуры – эпоха начала XV века. Это время необыкновенного подъема как Москвы, Московского княжества, так и укрепляющегося Русского государства. Время, когда русская духовность, русское благочестие, русская иконопись, монументальная живопись и архитектура несомненно связаны с новым контактом с византийской культурой, как бы со второй встречей с культурой древней Византии.

Мы с вами знаем, что эта встреча, к сожалению, будет очень недолгой, потому что уже в 1453 году падет Константинополь. И в XV веке именно Москва станет последней наследницей Византии как независимое православное государство и как государство, имевшее династические связи с византийским императорским домом.

Напомню, что вторая встреча с Византией так важна для нас потому, что в первой половине XV века (30–40-е годы) ведутся бурные дискуссии, дебаты, в результате которых побеждает учение Григория Паламы, одним из главных моментов которого является мысль о божественной природе Фаворского света, преображающего мир, человеческую плоть, то есть делающего человека приближенным к Богу.

В богословской области эта идея была высказана словами, а в произведениях фресковой живописи и икон получила потрясающее воплощение в образах, созданных греческими, византийскими и русскими иконописцами и фрескистами. Мы знаем, что именно в наше Отечество из сокращающейся в размерах под ударами турок Византийской империи эмигрируют очень многие художники. Среди них прославленный Феофан Грек, не только блестящий художник, но и, как было сказано, «философ зело премудрый», который умел также и украшать книжные издания, манускрипты, и работать как фрескист. Мы знаем, что он работает в Новгороде, Феодосии (Кафе) – это его путь в Москву. А потом этот великий художник попадает в Москву и руководит росписями Благовещенского собора Московского Кремля, трудится над созданием иконостаса Благовещенского собора.

Почему сегодня это так важно для нас? Потому что именно тогда в связи с именем и творчеством Феофана Грека мы впервые слышим имя Андрея Рублева. Мы не знаем точной даты рождения Рублева и вообще знаем очень немного. Почему мы говорим «знаем»? Потому что это то, что основано не на наших домыслах, а на документальных источниках. Мы знаем, что Андрей Рублев работал с Феофаном Греком в Благовещенском соборе Московского Кремля, и знаем, что уже в 1408 году с его именем связана деятельность по росписи и созданию иконостаса в Успенском соборе города Владимира.

Напомню, что в наших прежних беседах мы говорили о первой встрече с Византией и необыкновенном полете, открытости, масштабности, грандиозности русского домонгольского искусства. Успенский собор города Владимира, построенный в XII веке, в своем величии был ориентирован на соборы Киева и, в свою очередь, на византийские памятники древних лет. И, что очень важно для нас, в этом соборе грандиозных, невероятных масштабов работает Андрей Рублев. Почему? Да потому что во время монголо-татарских набегов на Владимир древний Успенский собор, в котором находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери, претерпел серьезнейшие разрушения. И Рублев создает то, что навечно останется в нашей памяти одной из вершин его творчества, – это фресковая роспись. С годами она тоже очень пострадала, но сейчас идет процесс реставрации – попытка сохранить то, что есть. Это необыкновенная иконографическая программа с изображением Страшного Суда, где каждый фрагмент, каждая деталь несет на себе легкий отпечаток боговдохновенной кисти Андрея Рублева. Хочу напомнить, что иконописец Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью в том числе за подвиг иконописания.

И вот создание иконостаса и роспись владимирского Успенского собора в начале XV века. Это грандиозный иконостас. Хотя точно неизвестно, сколько в него входило икон, но мы точно знаем, что это был один из самых первых высоких развитых иконостасов, то есть некая композиция из икон, отделявшая пространство алтаря от части храма, где находились прихожане. Сама структура иконостаса уже была выстроена такой, какой впоследствии она будет только в русском варианте. Мы с вами знаем, что рождение высокого иконостаса – заслуга русской культуры, русской богословской мысли, и в первую очередь Андрея Рублева.

Древний иконостас включал в себя несколько чинов, в том числе главный деисусный чин, который представлял моление, где в центре Спаситель, а по сторонам от Него – Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и святые (ряд увеличивался кратно). Деисусный чин станет сердцем, содержанием иконостаса, потому что те, кто изображены здесь, обращаются к Спасителю с молитвой быть милостивым к людям в момент Страшного Суда.

Итак, в восточной части – иконостас, а в западной части кистью Андрея Рублева и мастеров его артели написан «Страшный Суд». Внизу местный ряд – праздничный чин или праздничный ряд (можно говорить и «чин», и «ряд»): иконы с изображениями праздников. Сверху – пророческий ряд. Почему для нас так важно перечисление этих рядов? Потому что размеры этого иконостаса и то, что входило в него, – предмет исследования очень многих ученых. Этот масштаб был определен грандиозностью самого храма. Второй столь грандиозный иконостас будет создан Дионисием и его артелью для Успенского собора Московского Кремля, потому что в 70-е годы XV века этот собор будет строиться Аристотелем Фиораванти по образу и подобию Успенского собора во Владимире. Эта преемственность приведет к созданию иконостаса, полностью повторяющего невероятные размеры, ни одна страна православного мира не знала деисусного чина такого размера. И это, наверное, во многом определило и стилистику, и специфику работы Андрея Рублева и его мастеров. Они создавали ансамбль росписи, и фресковая роспись, как его часть, была концептуально, логически и богословски связана с иконостасом и его программой, представляющей историю спасения человечества: пророки, которые проповедовали о приходе Спасителя, момент Страшного Суда, изображенный от и до, история человечества как путь спасения и заступники: Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы – все те, кто принимают в этом участие.

Как я уже говорила, здесь огромна роль линии. Фигуры, композиционно склоненные: силуэты, воспринимаемые с огромного расстояния, становятся особенно выразительными. Внимание художника сосредоточено не только на исполнении ликов, но в первую очередь на композиционном решении. Почему это для нас чрезвычайно важно? Потому что целиком иконостас не сохранился. Его постигла очень странная судьба: в XVIII веке, во время правления Екатерины II, эпоху барокко (а это другая стилистика, другой пафос), он был сочтен неуместным, старомодным для Владимира и отослан в село Васильевское Шуйского уезда, где был приобретен крестьянами для местной церкви. Во Владимире был возведен прекрасный барочный – прекрасный, но совершенно другой по своему наполнению – иконостас.

Лишь в начале ХХ века были открыты иконы Андрея Рублева из села Васильевское. И получилось так, что часть икон сложным путем попала в Третьяковскую галерею, часть – в Русский музей Петербурга. Соединялись они у нас на выставке Андрея Рублева. Поэтому, что касается документально известных работ Рублева, – это именно работа в Успенском соборе города Владимира с этим грандиозным иконостасом.

Иногда эти утраты, изменения сохранности не позволяют нам столь же тонко и плотно ощутить индивидуальность творческой кисти, творческого замысла Андрея Рублева как произведения, не имеющие документальной привязки к Андрею Рублеву и тем не менее совершенно точно связанные с его именем. Это такие произведения, как знаменитые звенигородский чин и «Святая Троица», написанная в похвалу преподобному Сергию.

– Мы еще продолжим рассказ об иконах преподобного Андрея Рублева. А сегодня время нашего выпуска подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать