Хранители памяти. Древнерусское искусство в Третьяковской галерее. Часть 10

13 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы возобновляем выпуски программы из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Наталия Николаевна Шередега расскажет об иконописи XVI века.

– В эфире передача «Хранители памяти». Мы снова отправляемся в Государственную Третьяковскую галерею и познакомимся с иконами XVI века, которые хранятся в залах древнерусского искусства.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Русское художественное наследие домонгольской эпохи представлялось нам единым целым, в котором намечались поиски индивидуального начала в разных художественных центрах. Наверное, именно XIV – первая половина XV века – это эпоха поисков и воплощения художественного языка Москвы, Новгорода, Пскова, Твери. Идеал – это, конечно, художественное наследие Андрея Рублева.

Высшая точка рублевского художественного наследия была по-своему переосмыслена и продолжена мастером Дионисием, «живописцем пресловущим». Именно тогда, в XVI веке, начинается то, что принято называть сложением общерусского художественного стиля. Что это означает? Как мы с вами говорили, при Иване III и Софии Палеолог строится Успенский собор Московского Кремля, уже закончены Благовещенский собор и церковь Ризоположения. В XVI веке все главные храмы монастырей начинают ориентироваться на Успенский собор Московского Кремля, а посадские и небольшие храмы – на Благовещенский собор. То есть архитектурный, художественный язык, стиль Москвы проецируется в провинциальные города, редуцируя столичный блеск и приобретая местные черты. Если мы взглянем на главный собор Троице-Сергиевой лавры или на собор Вологды, то увидим все эти интерпретации большого московского художественного стиля.

Несомненно, это приводит, во-первых, к созданию такого гранд-арта, а с другой стороны – к утрате индивидуальности художественного языка. Того художественного языка, который характеризовал страстный, напряженный, драматичный образ псковской культуры и очень демократичный, яркий, краснофонный образ культуры новгородской, элегантное, изысканное, наполненное тонким духовным чувством с мягкой колористической гаммой московское искусство. Теперь все сводится воедино.

Почему? Потому что именно в Московском Кремле начинают работать приглашенные мастера. Псковичи работают на строительстве Благовещенского собора, итальянцы и мастера из других городов – на строительстве Успенского собора. Московские мастера двинутся в Новгород и Псков. Вспомним, что история взаимоотношений Новгорода и Москвы закончилась насильственным присоединением Новгорода к Москве. Именно при Иване Грозном новгородские древние святыни были изъяты из новгородских церквей и помещены в Успенский и другие соборы Московского Кремля. С этого момента – после присоединения Новгорода к Москве – древние новгородские святыни стали общерусскими духовными святынями.

Этот характер создания большого общерусского художественного стиля, конечно, коснулся и архитектуры, и монументальной живописи, и в том числе иконописи. Если раньше мы могли четко сказать, что это московская икона, а эта создана в таком крупном художественном центре, как Новгород, то в рамках XVI века преобладают более разбеленная гамма и вытянутые пропорции, пришедшие от Дионисия. Но и некая сухость, усредненность тоже характерны для в самом деле прекрасных произведений XVI века.

Некая мировоззренческая схема этой эпохи заключена в композиционном решении иконы «Страшный Суд». На ней мы видим построение по центральным регистрам, перед Спасителем находится как бы деисусная композиция: Иоанн Предтеча и Богоматерь, а внизу, у Его ног, изображены Адам и Ева. Именно от ног Адама и Евы идет зеленый змий греха, который приводит в геенну огненную, где изображены смертные грехи, а с левой стороны – праведники, идущие в рай. Между ними, около столба, – обнаженная фигура. Это очень интересное изображение. Кто это? Это тот самый милостивый блудник, который был так грешен, что ему было не место в раю, но вместе с тем он был так добр и милостив к людям, что место его было и не в преисподней. Этот противоречивый образ милостивого блудника очень характерен для религиозного сознания XVI века.

Хочу обратить ваше внимание, что здесь мы видим персонификацию рая и ада. Видим, что на Страшный Суд, как и положено, идут все: и цари, и монахи, и патриархи, и простые люди. То есть это картина мира, которая представлена в иконе.

Каждая из икон XVI века таит в себе не только художественное совершенство, но и богословскую проблематику, связанную именно с этой эпохой. Именно XVI столетие стало тем рубежом, когда начинаются сильнейшие богословские споры, возникают новые сюжеты. В это время в Московском Кремле начинается консолидация всех сил – не только политических, религиозных, но и художественных, что впоследствии, уже после Смутного времени, после избрания на царство Михаила Федоровича и царствования Алексея Михайловича, приведет к созданию общерусского художественного центра – Оружейной палаты Московского Кремля и работам ведущего мастера Симона Ушакова.

– Мы еще продолжим рассказ об иконописных произведениях из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, а сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать