Хранители памяти. Выставка "Шедевры Византии". Часть 2

4 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы продолжаем рассказ с выставки "Шедевры Византии", действующей в Государственной Третьяковской галерее, и обратимся к некоторым двусторонним иконам, особенно остановившись на том периоде, когда Константинополь был захвачен крестоносцами.

– Я стою возле византийской иконы XIV века Богоматери «Одигитрия», которую можно увидеть на выставке «Шедевры Византии» в Государственной Третьяковской галерее. С этой выставки – наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Наступает XIII век. Пожалуй, для Византии он был одним из самых страшных столетий: Четвертый крестовый поход, в 1204 году падает Византия, разграблен Константинополь, разорены и другие древние города Византии. В результате над Константинополем почти на шестьдесят лет утвердилось латинское владычество. За это время все святыни, которые только могли попасться (а мы с вами знаем, что не только оклады, но и сами древние византийские иконы были и золотыми, и серебряными), были разграблены и увезены.

Но ведь захватившие Византию крестоносцы тоже были христианами. Возникает интереснейший феномен: в изделиях мастерских крестоносцев поразительным образом соединяются традиция, почерпнутая из арсенала художественных форм и духовного наследия Византии, и западноевропейские, к тому времени уже французские, традиции.

Уникальный памятник из всех, которые можно только представить, находится на нашей выставке – огромная резная икона святого Георгия Каппадокийского, представленная в окружении живописных клейм, где изображены сцены его жития.

Известны лишь две таких иконы, возможно, есть еще одна, но мы мало знаем о ее изучении. Это такая же резная икона святого Георгия в Национальном художественном музее Украины, только клейма у нее немного другие.

Этот, как мы теперь говорим, «наш Георгий», совершенно поражает своей красотой. Представлен он не в воинском подвиге, хотя изображен, как положено, со щитом (кстати, не византийским), украшенным надписью, в которой, возможно, есть какие-то тайные загадки. Но обе руки святого Георгия в молитве направлены к Спасителю. Эта икона – молитва.

В верхнем сегменте мы видим образ Спасителя, к Которому обращен весь духовный порыв, вся просьба святого Георгия. Вокруг изображены сцены, начиная с раздаяния его имущества, сцены встречи с царем, мучения святого Георгия горящими свечами и воловьими жилами, те страшные мучения, которые обычно представляют в композициях, изображающих святого Георгия.

В нашей резной высокой иконе есть еще одна потрясающая деталь – внизу, под ногами святого Георгия, под складками его плаща, мы видим дивной красоты образ, очерченный как бы тонкой линией: в драгоценных и вместе с тем трагически сдержанных одеждах представлена прекрасная женщина. Кто она? Возможно, она заказчица этой иконы, может быть, этот образ был молитвенным, в память о погибшем родственнике или муже. У византийских исследователей есть несколько версий: например, заказчицей могла быть жена одного из византийских правителей, носившая имя Ирина, потому что икона, которую мы видим перед собой, обладает феноменальным качеством: она двусторонняя. Сегодня мы будем постоянно говорить о том, что практика использования выносных двусторонних икон – это практика религиозной сакральной жизни Византии, которая частично вошла в нашу религиозную и художественную культуру.

На обороте этой иконы, на фоне синего сегмента неба мы видим Спасителя с распростертыми руками, к Которому обращаются в мольбе две мученицы. Одна из них надписана – это Марина, а вторая – Ирина. Надпись стерлась, но она представлена в царской короне, и именно ее царское происхождение давало исследователям возможность предположить, что заказчицей иконы могла быть одна из венценосных особ византийского двора, уже распадавшегося к тому времени на отдельные части.

Итак, мы видим памятник XIII века, соединивший в себе традиции высокой резьбы романского стиля с тончайшим живописным воплощением, почерпнутым в византийской художественной традиции. При этом не забываем, что местом, где могли находиться мастерские крестоносцев, в первую очередь, вероятно, были острова. Ведь, наверное, все помнят пути крестовых походов, где создавались великолепные памятники.

Надо сказать, что после освобождения Константинополя в искусстве, культуре Византии мы можем выделить и чисто столичный стиль – роскошный, прекрасный, и стиль живописи, имеющий не меньшую наполненность, но на островах обладающий своими особенностями.

О XIV веке можно говорить как о времени нового подъема византийской культуры, в первую очередь связанного с ее возрождением. А что такое возрождение, что возрождалось? Происходило возрождение древних античных традиций. Поэтому, когда мы говорим о византийской культуре XIV столетия, то используем термин, может быть, необычный для традиционного зрителя, – палеологовский Ренессанс. То есть в эпоху правления династии Палеологов в художественной культуре и общественной жизни империи вновь идет обращение к великолепному классическому наследию.

И, наверное, среди самых главных участников жизни Византии тех лет была не только София Константинопольская, но и знаменитые монастыри, и прославленная чудотворная икона «Одигитрия» («Путеводительница»), которая имеет разные названия: и от монастыря Одигон, и потому что она Путеводительница. Но она всегда предстает в одном и том же облике: Богоматерь, держащая на руках Младенца, в одной руке Которого свиток, а другая рука благословляет. Эта икона, как и многие другие, является списком с древнейшей святыни, одной из самых почитаемых в Византии. Но красота ее исполнения – строгость и сдержанность в сочетании с классическими формами – дает нам возможность вдохнуть и ощутить состояние, которое должен испытать человек, прикоснувшись к святыне. Эта икона довольно плохой сохранности. Но реставрация, выполненная греческими коллегами, оказывается чрезвычайно деликатной: она не имитирует древнюю живопись, а создает некий фон (и мне это очень нравится), вызывая ощущение древности образа.

Образ Богоматери «Одигитрия», к которому мы неоднократно будем обращаться, точно так же как и икона святого Георгия, написанная в более раннее время, является двусторонней иконой. Надо обязательно сказать, что очень тяжелая. Двусторонняя икона святого Георгия, конечно, могла быть выносной, но, скорее всего, она располагалась на небольшой алтарной преграде (которая в Византии отделяла самую сакральную часть храма – алтарь от места, где собираются верующие), где мог стоять эпистилий, часть которого мы видели. Выносными, как мы говорили, были не только кресты и большие иконы, но и двусторонние иконы (может быть, более легкие по весу) были участниками этих великолепных процессий.

На обороте иконы «Одигитрия» – не только на этой выставке, но и вообще в истории средневекового искусства Византии и Европы – мы видим, наверное, одно из самых прекрасных произведений, которое датируется XIV веком, – это Распятие, имеющее ряд иконографических особенностей. В первую очередь оно поражает нас ощущением эмоциональной наполненности, которое передано исключительно живописно-пластическими средствами. Композиционным приемом изогнуты фигуры Спасителя на Кресте, с мягким плавным движением склонились в скорбных позах Иоанн Богослов и Богоматерь – вытянутые пропорции, насыщенный, совершенно потрясающий цвет лазурита.

Мы с вами говорили, как важны в иконе и золото сверкающего фона, и необыкновенный синий, не имеющий аналогий лазоревый цвет, создающий эмоциональный фон и неповторимость образа. Напомню, что краски византийских икон были чрезвычайно дороги: это было натуральное золото и натуральные камни, растертые в мельчайшие составляющие. Подчас секрет этих древних красок, смесей передавался из уст в уста, а иногда оставался неизвестным, так что его невозможно было повторить.

Необычайной, уникальной деталью именно этого образа является изображение Иерусалима с процветшими деревьями над Голгофой. Вы видите словно маленькой тонкой лентой весь мир, идущий внизу, осиянный ангелами, рыдающими над Крестом, над образом Спасителя. Это высокое произведение палеологовского Ренессанса, в котором ясно чувствуется красота античных пропорций и традиций, соединенная с национальным высоким духовным молитвенным переживанием.

Мы не должны забывать, что византийская культура основана не на руинах античной культуры, а именно на ее подлинных и красивых началах. Европа уничтожала древние памятники, крушила идолов, а в том же Константинополе или Афинах в эти же времена были античные статуи, античные храмы и памятники. Это удивительное ощущение пропорциональности и красоты, пришедшее из античности, есть одна из составляющих и особенностей даже не западноевропейского, а в первую очередь византийского искусства.

– Время нашего сегодняшнего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать