Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Но из своего личного опыта, когда я воспитывался, хотя это было другое время, тогда литературы было невероятно мало, лишь то, что осталось от наших дедов у наших родителей, из опыта семинарского обучения в Московской семинарии и опыта священника могу сказать новоначальным так: нужно начинать с житийной литературы – читать жития святых. У Димитрия Ростовского самая простейшая житийная литература, и на каждый день есть описание жития святых. Если бы мы читали хотя бы эти краткие поучения каждого дня, это была бы огромная пища для нашего размышления на целый день, а порой на неделю – например, взять и перечитать все жития Оптинских старцев: невероятно богатый материал; есть более пространные, есть менее пространные – если тяжело читать большой объем, можно взять менее пространные, и это будет огромный материал для нашего понимания молитвы, поста, взаимоотношений друг с другом, аскезы в целом, отношения к Церкви – ведь в их жизнеописании, безусловно, есть какие-то из их высказываний: как они сами себя вели и что они говорили другим людям.
После этого взять и перечитать письма какого-либо старца. Сегодня уже много писем напечатано – например, взять томик преподобного Макария Оптинского и томик, к примеру, Амвросия Оптинского или другого Оптинского старца и все письма перечитать. И мы поразимся тому, что, отвечая на письмо духовного чада (мужчины или женщины, или священника, или чиновника), старец отвечает и на наши вопросы: нет ничего нового под солнцем, все по-прежнему движется так, как и двигалось тысячу лет до этого, и наши грехи, страсти, сомнения, искушения и добродетели – одни и те же. Поэтому вопросы и ответы будут в точку (если не все, то многие) и для нашей жизни и деятельности.
Можно взять чуть посложнее литературу. Например, «Лествица» Иоанна Лествичника – достаточно легкая, понятная книга, в которой описываются и страсти, и добродетели, 33 ступени духовного совершенствования: как вести борьбу с одними и как заработать другие, то есть добродетели. Эту книгу нужно перечитывать, наверное, каждый год, особенно Великим постом. Так делают и в монастырях, и вообще многие православные христиане.
Помимо этого сегодня много литературы, которую я бы назвал православно-художественной, она очень легко читается и при этом очень назидательная. Не могу перечислить всего и даже толики, но могу назвать, например, книгу (есть и аудиокнига) отца Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин». Мы погружаемся во времена раннего христианства, во времена VII–VIII веков, когда кипело иконоборчество. Интересно, как молодой Иоанн Дамаскин приезжал просить за храм Воскресения Христова, который хотели разворовать (забрать изумительные колонны и мрамор) мусульмане, ходатайствуя перед императором Константинополя. Потом это искушение, когда он писал в защиту иконоборчества, его обвинили в измене дамасскому халифу, у которого он был министром по делам христиан, и халиф отрубил ему руку – потом эта рука по молитвам к Божией Матери приросла, халиф попросил его вернуться, извинился за то, что он ошибся, но Иоанн ушел с этого поста (министра по делам христиан при дамасском халифе, который занимали и его отец, и его дед) в лавру Саввы Освященного. Рукой, которая приросла по молитвам к Божией Матери, он написал столько песнопений в честь и Божией Матери, и, как он говорил, Сына Ее Иисуса Христа: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род» – это одно из песнопений. Он написал почти всю Пасхальную службу (стихиры, канон, тропари), также Рождественскую службу и многие другие богослужебные тексты – это был изумительный поэт, изумительный писатель. Икону Божией Матери, перед которой он молился, он взял с собой из дома в монастырь, приделал серебряную руку (третью), и сегодня она называется «Троеручица». Вот такая удивительная история. Так, в художественных красках, отец Николай описывает VII–VIII века, Дамаск, Константинополь, изумительную историю Иоанна Дамаскина. Такая литература легко усваивается, дает взгляд на христианскую историю, и это просто очень легкое чтение.
Конечно, есть более серьезная литература, допустим, «Добротолюбие»: это тоже Иоанн Лествичник и другие святые отцы, но все они читаются по-разному – кто-то проще, кто-то посложнее (допустим, Симеон Новый Богослов читается посложнее, его, наверное, надо чуть попозже читать). Достаточно легкие творения Василия Великого, Иоанна Златоуста – их богословские труды, может быть, сложнее, но, например, проповеди Иоанна Златоуста или «Шестоднев» (рассказ о шести днях творения) Василия Великого – это очень важное и в то же время довольно простое чтение, а там уже по восходящей богословские серьезные труды нужно изучать, имея некое основание.
Что касается сектантской литературы, как ее отличать... Я-то сразу отличу, безусловно, с первых строк, но людям новоначальным нужно смотреть одно условие: если на книге написано, что одобрено или благословляется Издательским советом Русской Православной Церкви (сегодня такой гриф имеет вся литература, это условие для печатания нормальной православной духовной литературы), значит, можно смело читать; если грифа нет – читать не надо или нужно посоветоваться с грамотным священником. Вот несколько слов, но очень важных для понимания, что и как читать.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!