Град Креста (Ставрополь). Старость

24 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Слово митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

– Дорогие друзья, братья и сестры! Сегодня хотелось бы поговорить о том возрасте, который мы называем старостью, о людях, которых мы называем пожилыми людьми, бабушками и дедушками. Этот разговор не случаен. Почему? Потому что у верующих и неверующих людей совершенно различный взгляд на старость, на этот почтенный возраст: и со стороны пожилых людей, и со стороны их родственников, и в целом всего современного общества.

Всегда, во все времена (наверное, до эпохи Возрождения, которую мы называем также эпохой начала глобального атеизма), пожилые были очень почтенными людьми, самыми почтенными. Они всегда являлись руководителями не только больших семейств, но и компаний, и государств, потому что у них был накоплен огромный жизненный опыт, мудрость; и этот опыт они могли отдавать тем людям, которыми руководили и управляли.

Во все времена пожилой человек – это человек, которому оказывалось огромное почтение. И, конечно, за этими людьми был уход. Сами пожилые люди, со своей стороны, совершенно нормально воспринимали свою старость с ее немощами, болячками, проблемами. С одной стороны, они не были обузой для своих семей, для молодых, детей и внуков; с другой стороны, они, очень правильно понимая свой возраст, готовились к переходу в иную, вечную жизнь. Как раз в этом моменте и заключается отличие тех людей, большинство из которых были верующими, – верующими в вечную жизнь. Во всяком случае, мы сейчас будем говорить о христианском мире в Европе и других странах. И, веря в эту вечную жизнь, они понимали, что заканчивается отрезок времени жизни на земле, но она продолжается в вечности – и к этому нужно готовиться. Конечно, этот период времени у пожилых людей всегда сопрягался с особой молитвой, с возможностью попросить прощения у других людей, написать завещание (духовное, материальное).

И это целая огромная наука для пожилых и окружающих их людей. Как только пожилому человеку (отцу семейства, дедушке или бабушке) становилось плохо, дети обязательно старались совершить самое главное: пригласить священника, который бы напутствовал, возможно, уходящего в иной мир. И этот уходящий в иной мир просил прощения у всех, просил прощения у Бога, исповедовался, причащался и порой совершенно безболезненно, без отчаяния и уныния уходил в этот иной мир, понимая, что жизнь продолжается в вечности и что больше не будет других смертей. Если он, конечно, заработал это Небесное вечное Царство и жизнь с Богом и святыми... И окружающие также это понимали, хотя скорбели по-человечески, теряя близкого человека. Однако у них также было некое утешение, что Господь со святыми упокоит их дедушку, отца или мать.

Вот этим отношением самого престарелого человека к своей старости и переходу в иной мир, а также отношением к нему как к носителю мудрости, огромного опыта (и из-за этого – огромного уважения) и отличалось общество верующих людей. По милости Божией сегодня среди верующих так и продолжается; такое именно отношение к людям пожилого возраста, у которых, как правило, большая семья, – семья верующих, где есть это почтение и невероятная любовь к детям, к маленьким, и в то же время почитание старости.

Что же происходит в нашем секулярном (то есть нецерковном, безрелигиозном) обществе начиная (как я уже сказал) примерно с середины XVIII века в Европе? Ну и затем уже это все перенеслось и к революции, и после революции в Россию. Отношение совершенно иное; я бы сказал: попытка построить то вечное Небесное Царство здесь, на земле, и, исходя из этого, продлить себе жизнь, забыть о старости. Но та попытка отойти от Бога и без Бога построить этот «рай» или «вечную жизнь» на земле совершенно сломала сознание людей. Она сломала отношения между людьми (пожилыми, молодыми и детьми) таким образом, что все совершенно поменялось: поменялось отношение к семье как к благословению Божию на чадородие, на большое количество детей (сколько Бог даст), на труд ради детей (это же, безусловно, огромный труд). В этом, раз Бог так именно благословил, люди видели огромную ценность, и они были правы, потому что в чадородии и воспитании детей и в созидании в целом всего мира как раз и было огромное счастье женщины как матери (в первую очередь), да и мужчины, отца, воспитывавшего своих детей и внуков. И, конечно, когда все это сломалось, то прекратилось правильное отношение к семье, правильное отношение к детям. Если у тебя нет своих детей, как ты будешь вообще любить детей?

Именно поэтому дети, вырастая и понимая, какое, в общем-то, к ним отношение, будучи сами безрелигиозными людьми, не воспитанными в уважении к детям, также не уважают своих престарелых родителей, дедушек и бабушек.

Любой грех влечет за собой еще гораздо большее множество остальных грехов. Скажем, грехопадение Адама – это же была и невероятная гордость: познать добро и зло. Это же было и обвинение Богу: «Ты же дал мне жену, которая меня соблазнила». А жена: «Ты создал змея, который соблазнил меня». Это и был обман Бога, попытка Его обмануть, и зависть, и многое-многое другое. То же самое происходит и с любым другим грехом, который влечет за собой еще большее количество грехов. И эта совершенно неправильная постановка – попытка создать здесь, на земле, этот «рай», эту жизнь, насколько это возможно во времени, сломала все остальное. То есть атеизм, отречение от Бога уничтожили самые обычные человеческие понятия и отношения.

В связи с этим, когда все поменялось, конечно, стало совершенно иным и отношение детей к своим родителям; дети перестали уважать старость, перестали уважать пожилых людей. Пожилые очень часто становятся лишними для детей. И, пожалуй, только в ХХ столетии появились такие учреждения для пожилых, как дома престарелых и что-то подобное. Это ужасно, это при живых детях. Это невероятно, но это факт. Причем если многие скажут, что в домах престарелых находятся люди только из бедных семей, это далеко не так. В Западной Европе уже очень давно появились такие дома и для богатых людей. Правда, там богатые люди или престарелые из богатых семей имеют достаточно хорошие условия проживания, но это же в любом случае несвобода. И самое главное, это отсутствие любви детей, если они помещают родителей в такие дома. Это отсутствие любви между детьми и пожилыми как результат жизни пожилого человека (как бы ни было это жестко сказано), который не хотел иметь тех же детей и который мечтал только о жизни здесь, на земле, отвергая вечную жизнь и в связи с этим теряя очень-очень много самого главного и святого.

Это, может быть, тяжелый разговор, непростой разговор, но это факт. Мы знаем сегодня отношение к пожилым людям в нашей стране, знаем, как изгоняются родители из своих домов, квартир, порой ради этой же самой квартиры, а самое главное, когда дети не желают ухаживать за пожилыми людьми и предпринять для себя такой труд. Конечно, есть такая поговорка, что самое тяжелое – это молиться и дохаживать своих родителей. Это труд непростой, потому что у пожилого человека, безусловно, есть болезни, есть уже усталость от этой жизни, какие-то, может быть, особые претензии и многое-многое другое. Но неужто мы не можем потерпеть и ходить за теми, которые родили нас, дали нам эту прекрасную жизнь, которые трудились, чтобы было чем накормить и напоить нас в том раннем беззаботном детстве, когда мы не знали, как трудно жить? И так далее, и так далее. И потом, надо же понимать, что мы-то тоже будем пожилыми людьми, престарелыми, и мы тоже будем надеяться и ждать, что за нами дети будут вести уход. Но если мы сами этого не сделали, то и за нами ухода никакого не будет, и еще неизвестно, что будет происходить в нашей старости с нами.

Ладно, если дом престарелых. А если просто на улицу? Сколько сегодня пожилых людей – просто бомжей? И, конечно, большое количество не только из-за пьянства, из-за того, что квартиру пропили, а из-за того, что их выкинули на улицу родные дети. Это конкретный факт, очень печальный, ужасный. Это одна из язв нашего общества, и повторюсь: причина, корень зла – в неверии, в том, что люди здесь хотят жить вечно, а для этого, если Бога нет, мне все позволено, можно выкинуть родителей на улицу. Корень зла как раз в неверии в вечность, именно ради которой мы и живем в этой жизни. И мы должны делать добрые дела и жить в добром общежитии, любя Бога и любя своих ближних и особенно, конечно, своих близких.

Заповедь Моисея гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». То есть благость твоей жизни и долголетие Господь ставит в зависимость от почитания отца и матери. Значит, не будет ни долголетия, ни благости, если не будет этого почитания.

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 апреля: 07:45
  • Среда, 24 апреля: 15:15
  • Вторник, 30 апреля: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать