Интервью с Владимиром Ивановичем Якуниным

3 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает Владимир Иванович Якунин, председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Тема: «Принесение Благодатного огня в Россию».

 

- Ежегодно, в канун православной Пасхи, в Великую Субботу, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме сходит Благодатный огонь. Тысячи паломников в этот день собираются, для того чтобы взять из рук Святейшего Патриарха Иерусалимского частицу Благодатного огня и привезти к себе в храм на родину. Сегодня у нас есть замечательная возможность встретиться со свидетелем схождения Благодатного огня, Владимиром Ивановичем Якуниным, председателем Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и руководителем делегации по принесению Благодатного огня в Россию. Мы работаем в прямом эфире, и в течение часа вы можете задать вопрос, позвонив в студию в Москве. Тема нашей сегодняшней программы: «Принесение Благодатного огня в Россию».
 
Владимир Иванович, в этом году накануне праздника Пасхи Вы уже в 13-й раз посетили Святую Землю, для того чтобы в очередной раз доставить в Россию частицу Благодатного огня, который сошел в Великую Субботу в Храме Гроба Господня. Для России это явление новое. Расскажите, как зародилась эта традиция?

- Не могу с Вами согласиться, что для России это явление новое. Естественно, в современном оформлении это явление новое, а в прежние времена пилигримы шли в Иерусалим, брали с собой лампадки, потом месяцами шли на родину, так что само явление принятия Благодатного огня и разнесения его по православной экумене - это явление исторически известное. А вообще принесение Благодатного огня является лишь частичкой нашего проекта. На самом деле первоначально его идея зарождалась на основе библейского сказания о том, что мир на земле наступит, когда будет мир в Иерусалиме. Поэтому вся программа называется «Просите мира Иерусалиму». Благодаря благословению Патриарха программа реализуется и в наших пределах Русской Православной Церкви: в один и тот же день, в одно и то же время должны возноситься молитвы с просьбой о мире в Иерусалиме. В субботу, даже в пятницу, когда делегация прибывает в Иерусалим, у нас, по благословению Святейшего Патриарха Иерусалимского, происходит встреча делегации. Обычно в этот момент в зале находятся представители многих православных церквей, паломники, и в этот момент происходит обмен речами главы делегации Фонда Андрея Первозванного и Святейшего Патриарха. Потом происходит совместная молитва Святейшего Патриарха Иерусалимского и представителя Русской Православной Церкви, который окормляет делегацию в очередной поездке. В этот раз таким представителем являлся владыка Феофилакт, удивительный человек, очень образованный и интересный, в зале было очень много людей. После совместной молитвы члены делегации расходятся согласно своим планам, и мы уже встречаемся только на следующий день рано утром. В этом году мы начали движение до восьми часов утра, потом по специальному режиму нас пропускают по улицам Старого города, чтобы мы пришли в Храм, и дальше идет большое стояние в ожидании, со всеми особенностями, которые свойственны этому дню и этой традиции. Так что еще раз повторю, что принесение Благодатного огня является очень важным элементом программы, но сама программа посвящена общей православной молитве во имя мира в Иерусалиме.

- Как Вы считаете, от этой программы «Просите мира Иерусалиму» есть реальная польза? Слышит ли Господь тех, кто участвует в этих молитвах?

- Мы искренне верим, что стремление множества людей к миру, будь то люди воцерковленные, верующие в Бога, или люди невоцерковленные, верящие в добро, будет услышано. Один очень близкий мне человек как-то сказал, что крайне редко встречаются люди, которые ни во что не верят. Другое дело, что они могут быть воцерковленные или невоцерковленные. Так вот, этот единый порыв, единая молитва или единое желание добиваться мира во всем мире, как раньше говорили, или мира в Иерусалиме, безусловно, способны играть очень важную роль, в том числе в объединении членов нашего общества в порыве, направленном к миру, добрососедству и процветанию.

- Я, будучи неоднократным свидетелем схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня, могу сказать, что действительно в Великую Субботу в Храме крайне некомфортно. Усиленные меры безопасности, большое количество паломников, опять же шумные процессии арабов... Несмотря на это, Вы уже 13 лет из года в год посещаете Храм Гроба Господня, для того чтобы исполнить свою миссию и привезти частицу Благодатного огня в Россию. Скажите, Вам, как человеку светскому, где приходится черпать силы, чтобы исполнить миссию в очередной раз?

- Как у нас говорят, Господь управит! Вообще говоря, я не могу с Вами согласиться насчет дискомфорта. Да, наверное, первоначально испытываешь некоторый шок, когда первый раз попадаешь в Храм Гроба Господня и видишь своеобразие ритуалов, которые осуществляются православными арабами. Но в конце концов ведь не форма, а содержание определяет искренность молитвы. И в истории известны случаи, когда этих шумных арабов не допустили в Храм, закрыли перед ними двери - и Благодатный огонь не сходил. И тогда пришлось вновь открыть двери, извиниться, и после того, как они вошли, Благодатный огонь сошел.

- То есть, по большому счету, молитва скромно стоящего где-то в углу монаха и тех же шумных арабов, которые выкрикивают: «Наша вера правая!» - это и есть вся полнота Православия?

- Я не теолог, мне трудно на этот вопрос ответить, возможно, и так. Искренность того, что там происходит, компенсирует непривычность. Мы привыкли к благолепию в наших храмах, но, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому мы должны принимать всех людей, искренне верящих во Христа, какими они есть, и если это традиция историческая, то не нам судить их.

- Чем Вам запомнилась поездка именно этого года?

- Каждая поездка по-своему уникальна. Было несколько таких моментов. Во-первых, в этом году мы думали, что делегация будет меньше обычного, в связи с определенными обстоятельствами, в том числе и экономического порядка, ведь мы организуем эти мероприятия за счет благотворительных взносов. Но в результате было 160 человек, как и в прошлом и позапрошлом году. С организационной точки зрения это несколько сложно, а с точки зрения стремления людей прикоснуться к этому таинственному событию очень даже понятно. Во-вторых, я хотел бы подчеркнуть то особое уважение, с которым принимал нас Святейший Патриарх Иерусалимский. Слова, которые произносились в адрес и паломников, и России, и ее руководства, - это тоже важный элемент, делающий особенной эту поездку. И наконец, третье, из области климатологии: удивительное дело - было холодно в этом году. Плюс шесть в Иерусалиме в это время года - явление совершенно необычное! Но зато физически было легче все выносить. Еще обещали дождь. И что удивительно - дождь проходил тогда, когда делегация была либо под сводами Храма, либо в резиденции Патриарха, а после сошествия Благодатного огня сияло солнце. Вы знаете, у нас есть традиция - на стоянке автобусов раскладывается походный стол, потому что люди и не ели долго, и устали, и замерзли. Владыка благословил, мы обменялись впечатлениями, обнялись, потому что кто-то уже улетал в Питер, кто-то собирался лететь в Таллинн... Вообще говоря, в этом году Благодатный огонь разошелся и по всей России, и в 22 зарубежные страны. Причем Огонь расходился не только из России, часть людей улетела прямо из Иерусалима. Многие участники присоединялись к нашей делегации, чтобы одной стройной колонной идти всем вместе, потому что у нас уже налажены взаимоотношения с властями Израиля, Иерусалима, за что мы им очень признательны. К нам все там относятся с большим уважением, даже с почтением: и полицейские, и специальные подразделения, все стараются быть полезными, как-то помочь, и это оставляет очень приятное впечатление, мы дорожим такими отношениями. Так вот, как только мы закончили прощание и сели в автобус, пошел сильнейший дождь. Подъехали к аэропорту, и дождь кончился, мы вышли из автобуса, прошли вовнутрь, потом сели в самолет, и в этот момент пошел просто проливной дождь! Но мы ни разу по-настоящему под дождь не попали и не промокли!

- Большое количество скептиков в открытую говорят о том, что на самом деле схождение Благодатного огня - это дело рук человеческих, а не рук Божиих. Скажите, у Вас есть какие-то аргументы в противовес этим доводам?

- Не мне об этом говорить. Теологи по этому поводу спорили с физиками, материалисты со священнослужителями… Я в этой дискуссии участвовать не считаю для себя возможным, я не считаю себя достаточно образованным. Могу сказать только одно: на протяжении двенадцати веков никто ничего развенчать или расшифровать не смог. Такие попытки были, и даже аппаратуру заносили, и даже наши академики вроде бы в этом участвовали, по крайней мере мой близкий товарищ, президент Академии наук В.Е. Фортов, говорил о том, что заносилась такая аппаратура - и никто ничего не доказал! По всей видимости, эти споры будут всегда, так же как и споры обо всем, что происходит в природе.

- Взять хотя бы рассеченную колонну у входа в Храм…

- Это случилось в тот момент, когда Храм закрыли и верующих вообще туда не пустили. Есть такое поверье, но, во всяком случае, трещина в этой колонне действительно присутствует.

- Многие говорят, что предвестниками схождения Благодатного огня являются всполохи. Вы видели что-то подобное?

- Честно говоря, я сам лично ничего этого не видел. Однако у нас есть одна фотография из первой паломнической поездки, она уникальна, ее проверили на подлинность. На фото совершенно четко на фоне верующих и интерьера Храма видны две вытянутые яркие световые линии с закруглениями в разные стороны на концах. Любой желающий может увидеть это фото у нас в Фонде Андрея Первозванного.

- Фонд Андрея Первозванного также организовывал и прямую трансляцию на одном из федеральных каналов России о схождении Благодатного огня. Скажите, какова цель именно этого мероприятия?

- Не для рекламы, но справедливости ради скажу, что это канал НТВ. Мы даже не помним, как эта идея пришла. Но, по крайней мере, когда мы рассказали о своих планах, канал проявил заинтересованность, и с тех пор регулярно его сотрудники сопровождают делегацию и ведут оттуда прямую трансляцию. Конечно же, первая трансляция произвела огромное впечатление на весь мир, даже западные телевизионные каналы закупали ее и демонстрировали у себя. Мне кажется, что, конечно же, благодаря и современному научно-техническому развитию это позволило вовлечь огромные массы верующих во вновь рожденную традицию. Ведь это действительно стало традицией не только для нашей страны - в таком именно воплощении, но и для всего православного мира, потому что после этого организованные группы стали ездить из других стран - из Украины, Грузии, Румынии, Прибалтики.

- То есть трансляция стала неким толчком?

- Вы же сами работаете на телевидении и знаете, какое влияние оно оказывает на общественное сознание. Конечно, демонстрация таких событий едва ли может оставить людей равнодушными.

- Вот смотришь по телевизору: картинка на самом деле хорошая, все замечательно, но ведь наверняка есть много подводных камней, подготовительной работы?

- Вообще говоря, подготовительная работа начинается уже через неделю после окончания очередной миссии. Это колоссальная организационная работа, связанная в том числе и с обеспечением безопасности. Движется огромная масса самых разных людей, и все это регулируется, организуется органами правопорядка Иерусалима, естественно, с привлечением большого количества специальных подразделений, чтобы не допустить каких-то негативных последствий. Честно говоря, за все эти 13 лет только один раз я был свидетелем одного неприятного инцидента на улице, когда военнослужащим пришлось стрелять в воздух, один раз за все 13 лет! Мне кажется, это связано с тем, что люди-то приезжают совершенно за другим, а те, кто, может быть, и хотел бы допустить какие-то другие деяния, хорошо осведомлены об эффективности работы израильской полиции, и это отбивает охоту.

- Наверняка члены делегации, которые Вас сопровождают в этом благом деле, Вам хорошо известны. После посещения Гроба Господня, Святой Земли эти люди как-то меняются в духовном плане или нет?

- Не ошибусь, если скажу, что да. Причем это касается не только людей, которые присоединились к делегации, среди них и бизнесмены, и политики, и люди культуры... Практически все реагируют одинаково. Люди, которые едут с искренним желанием прикоснуться к чему-то необыкновенному, безусловно, получают этот заряд, они сами мне об этом говорили. Кто-то делился особыми ощущениями, кто-то говорил, что умывался Огнем в первые минуты. Кто-то говорил, что все это продолжительное время стояния (потому что там ни присесть, ни выйти) молился. В любом случае для людей это не туристическая поездка - приехать на что-то посмотреть, об этом даже не думают. Те, кто едет с нашей делегацией, едут именно потому, что это программа «Просите мира Иерусалиму», и потому, что они имеют возможность в этой программе поучаствовать.

- Вопрос телезрительницы из Беларуси: «Какое лично на Вас производит впечатление Патриарх Иерусалимский?»

- Мы давно уже знакомы со Святейшим Патриархом Иерусалимским, и это знакомство, вначале произошедшее по совершенно формальному поводу, когда он принимал нашу делегацию, сегодня, смею сказать, уже развилось во взаимоотношения людей, которые друг другу доверяют. С нашей стороны это безусловное почтение к нему, а с его стороны - уважение к тому, что делает Фонд Андрея Первозванного, уважение к паломникам, которые в рамках нашей паломнической поездки ежегодно приезжают в Иерусалим. Более того, хочу отметить, что сегодня Патриарх неоднократно публично высказывал очень высокие оценки деятельности руководства России и братские слова в адрес Московской Патриархии и нашего Патриарха.

- Впервые благодаря Фонду Андрея Первозванного Огонь был доставлен в Сербию. Скажите, почему именно туда?

- Прежде всего, вы же знаете, что я, кроме всего прочего, занимаюсь своей основной деятельностью в качестве руководителя РЖД, и мы на основе межправительственного соглашения осуществляем модернизацию железнодорожной сети Сербии. Таким образом, мы познакомились и с руководителями, и с простыми сербами. До этого мы довольно часто ездили в Сербию, еще много лет тому назад привозили 500 детей из Метохии, чтобы они немножко отдохнули от той войны, которая там тогда шла. А сейчас просто так сложилось, что и профессиональная, и общественная деятельность как-то слились воедино. Мы провели там большую конференцию, посвященную итогам оценки Первой мировой войны в ретроспективном аспекте, с точки зрения нынешней действительности, и все это всколыхнуло интерес у сербов, и, по благословению сербского Патриарха, мы нескольких человек включили в свою делегацию.

- Как сербы восприняли принесение Благодатного огня?

- Очень хорошо, воодушевленно.

- Кроме принесения в Россию Благодатного огня и программы «Просите мира Иерусалиму», Фонд Андрея Первозванного ведет еще много других проектов. Это, например, принесение в Россию пояса Пресвятой Богородицы, принесение мощей Андрея Первозванного и креста Андрея Первозванного и многих других святынь. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

- Мы не являемся религиозной организацией, специализирующейся, если можно так сказать, на принесении святынь из-за пределов РПЦ. Вообще говоря, Фонд, возникший более 20 лет тому назад, не является религиозной организацией. В уставе Фонда записано, что его члены служат делу сохранения исторических традиций, исторической славы России, делу воспитания подрастающего поколения в духе служения Отечеству. Этим и определяются те проекты, которые мы реализуем. А принесение пояса Пресвятой Богородицы было осуществлено по благословению Святейшего Патриарха и при благосклонном решении Высшего религиозного руководящего органа Афона. Я хочу сказать, что мы сами были потрясены тем вниманием и тем поклонением, которое этой святыне оказано в России. И греческие монахи были потрясены до глубины души, потрясены! В очереди стояло около ста тысяч человек, и люди стояли больше суток! Они заходили в храм и выходили оттуда одухотворенные, улыбающиеся, счастливые! Это произвело на всех неизгладимое впечатление - единство нашего народа. Ведь приходили туда не только люди воцерковленные, туда даже мусульмане приходили! И это удивительное явление, показавшее, что народ хранит исторические традиции, историю своего Отечества, и для него принесение этой святыни было прежде всего не только молением, но еще и своеобразной демонстрацией единства. Во всяком случае, я именно так это прочитал.

- Отец Ефрем, кстати, заметил: «Запомните этот момент, когда пояс Божией Матери был принесен в Россию: ваша история будет делиться на период до принесения пояса и после него».

- Действительно так.

- Вы уже сказали, что не являетесь организацией, которая приносит исключительно святыни в Россию, но в то же время поддерживаете семейные проекты, например «Святость материнства». Расскажите об этом.

- Проект родился благодаря нашему сопереживанию по поводу демографического упадка, который испытывала Россия на протяжении многих лет. Слава Богу, сейчас тенденция переломлена, как говорит об этом президент В.В. Путин, как показывает статистика. Но тогда и пояс Богородицы приносился именно потому, что мы ощущали необходимость какого-то действия, которое возродило бы уважение к семейным традициям, к деторождению, к воспитанию маленьких граждан нашей страны. Мы очень близко сошлись с настоятелем Ватопедского монастыря старцем Ефремом, и он тоже нас в определенной степени поддержал в наших размышлениях, согласившись на то, что он сам лично будет сопровождать пояс Богородицы. Хотите - верьте, хотите - нет, но есть записанные свидетельства, что у пар, которые по определению не могли иметь детей, рождались дети! Рождаемость в некоторых регионах (это то, что мне рассказывают мои товарищи) выросла на десятки процентов.

И так родилась еще одна программа, которая называется «Святость материнства». На самом деле она связана скорее с просветительством в области культуры семьи, семейных отношений. Один из иностранных моих товарищей назвал это социальной экологией, когда речь идет о нормальной, природной семье - о союзе между любящими мужчиной и женщиной и детьми, которые рождаются от этого союза. И мне кажется, что этот термин «социальная экология», наверное, очень хорошо подходит к сегодняшнему дню, когда есть попытки уравнять в значении семьи однополые и семьи природные. В этом смысле я хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет не об осуждении каких-то форм сексуальных отношений или пристрастий. Речь идет просто о том, что по сию пору в природе известно: ребенок может родиться только в таком браке, а от этого зависит, кроме всего прочего, воспроизведение человечества. И когда пытаются свести это к каким-то аспектам политическим или легальным, то это является совершенно неправильным прочтением того, что делает Фонд, и тех позиций, которые мы занимаем.

- Насколько мне известно, в Великобритании Вас очень сильно раскритиковали за вашу духовно-нравственную позицию, за отстаивание семейных ценностей.

- Речь даже не об этом идет. Речь идет о достаточно агрессивном навязывании совершенно иного представления о семье, нежели то представление, которое отвечает вообще человеческим традициям. И попытка нас рисовать как людей, которые присвоили себе право на истину в последней инстанции или которые за кем-то гоняются и кого-то преследуют, - это совершеннейшая ерунда, совершенно неправильно, как раз все происходит наоборот. Сегодня самая большая экономически развитая мощная держава мира говорит о том, что ее главной задачей является продвижение и защита так называемых «прав меньшинств», и при этом не обращает внимания на тысячи христиан, которые сегодня уничтожаются в Африке, на арабском Востоке, а они ведь тоже меньшинство! Но сегодня под меньшинством хотят понимать только одну специфическую категорию людей, что совершенно неправильно! Каждый человек имеет право жить так, как считает необходимым. Но только у меня есть точно такое же право верить в то, во что я верю, и следовать тем принципам, которые я считаю правильными, и никто не вправе точно так же преследовать за это меня. Однако сегодня достается мне, как Вы говорите, и это не только касается критики. Естественно, достается всем, кто занимает позицию, отличную от условного мейнстрима, который сегодня наблюдается в западной цивилизации.

- У нас ведь есть замечательный библейский пример о двух городах, сожженных за то, что там пропагандировалось. Неужели этого не достаточно?

- В конце концов, это присутствует только в библейских сказаниях. Но речь сейчас не об этом. Не хочу углубляться в понятия «грех или не грех». Я говорю об исключительном, абсолютно никем не оспариваемом факте, что жизнь рождается во взаимодействии мужского и женского начал.

- Наверное, мало кто знает, но, кроме руководства РЖД, председательства в Попечительском совете Фонда Андрея Первозванного, Вы еще и возглавляете кафедру в МГУ. Расскажите об этой Вашей стезе.

- Мои товарищи из университета два года меня убеждали, чтобы я принял и возглавил создаваемую кафедру государственной политики факультета политологии МГУ. В силу понимания своей нагрузки (а я не привык что-то делать спустя рукава) я очень сомневался и долго воздерживался от принятия решения. Но опять-таки, следуя и уставу Фонда Андрея Первозванного, и моей собственной убежденности, что если ты способен что-то полезное сделать, ты обязан это делать, я в конечном итоге согласился. На сегодняшний день кафедра существует уже около пяти лет, это большой срок. По мнению декана факультета и ректора МГУ, кафедра состоялась, что является для нас наивысшей оценкой того, что мы делаем.

- На какие темы Вы читаете лекции в университете?

- Все, что касается государственной политики, государственного управления, политических технологий, является предметом работы кафедры. У нас есть еще отдельное направление, близкое мне как сопредседателю и президенту Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», то есть цивилизационная методология в оценке сегодняшней действительности и выработки представлений о том, как будет выглядеть будущее развитие. У нас довольно большое количество аспирантов, на кафедру есть постоянный конкурс.

- Часто можно слышать, что у нас раньше молодежь была совершенно иной, чем сейчас, потому что сейчас молодые люди готовы брать от жизни всё. Вы готовы согласиться с таким видением?

- Традиционная дискуссия поколений всегда присутствовала. С усмешкой говорили о том, что «в наше время и вода была мокрее, и женщины красивее, и мужики выше». Вы знаете, у каждого времени есть свои прерогативы, и, между прочим, сегодняшнее поколение - это поколение, которое участвовало в боевых действиях по защите Осетии, например. Это поколение, которое в составе миротворческих сил присутствовало в тогдашней Югославии; это всё те же молодые люди, которые сегодня участвуют в крупномасштабных войсковых учениях. Это те же люди, которые пытаются двигать нашу науку сегодня. Это люди, которые сегодня двигают нашу культуру. Поэтому сводить все только к потребительству - это точка зрения, которую хотят навязать миру сегодняшние бенефициары глобализации. Но человеческое в человеке неистребимо, я думаю, что просто молодежью нужно всегда заниматься. Они очень чутки, максималистичны, очень четко чувствуют фальшь, ложь, принуждение, и это большая ответственность органов государственного управления, чтобы молодежная политика в воспитании граждан нашей страны была на уровне.

- Как Вы лично считаете, на чем нужно делать акцент в воспитании подрастающего поколения?

- Мне трудно однозначно ответить на этот вопрос, но я глубоко убежден, что во главу угла нужно поставить образование. Образование не как взаимоотношения преподавателя, который предлагает некий продукт, и ученика, который его потребляет или приобретает. Я считаю, что это в корне неправильные взаимоотношения между учителем и учеником. Образование я бы поставил во главу угла, потому что, кроме всего прочего, образование как передача суммы знаний сопровождается самым главным - воспитанием. Вот это в совокупности, наверное, следует отнести к просвещению. И этот процесс есть процесс возобновления социума в том государстве, в котором мы живем. Поэтому образование, культура, нормальный образ жизни, спорт, развитие и духовное, и физическое - на это, я думаю, нужно стараться обращать внимание.

- Сейчас очень часто можно услышать о том, что на Россию идет давление извне. Как Вы считаете, Россия в этой схватке выстоит, и если выстоит, то при каких условиях?

- Я глубоко убежден, что те, кто пытается Россию стереть с геополитической карты мира ластиком, это люди, живущие иллюзиями. Уже был такой деятель в мировой истории, который называл Россию колоссом на глиняных ногах. Чем он закончил, всем хорошо известно, поэтому надежды тщетны, а усилия бесперспективны. И чем большее давление оказывается на наше государство, тем сплоченнее становится наше общество, просто надо к этому подходить как к неизбежной фазе той борьбы, которая сегодня ведется за человека. В политологии есть такой термин «атомизация общества» - расчленение общества на отдельные «атомы», которые между собой практически не взаимодействуют. Сегодня гипертрофированно декларируются права индивидуума и забывается об ответственности. Человек в обществе не может быть абсолютно свободен. Во времена Французской революции был известный процесс, когда один из спорящих отвесил другому удар в нос, и тогда судья выдвинул максиму, которая и сегодня очень актуальна. Тогда это звучало так: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается нос другого». Мне кажется, что неплохо бы об этом всем вспомнить.

- Лично для Вас что такое сотрудничество с Русской Православной Церковью - исполнение некоей директивы или нечто большее?

- Могу совершенно искренне сказать, что никогда никаких поручений по этому поводу мне никто не давал. Более того, когда мы начинали эту работу, многие мои товарищи во власти с этаким подозрительным прищуром смотрели на нашу деятельность, не понимая ее сути и скорее пытаясь обнаружить в ней некие меркантильные интересы. Ничего этого не было. Мы это делаем, потому что мы считаем, что это правое дело; потому что мы являемся членами Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы; мы уважаем свою историю; мы хотим, чтобы Россия в мире была уважаемой державой, примером для хорошего подражания, и думаю, что с неизбежностью это и произойдет. Сегодняшние бенефициары глобализации недооценивают значение человеческого или божеского в человеке. И здесь они совершают колоссальную ошибку, предполагая, что виртуальными деньгами можно мир регулировать по своему представлению о том, что им выгодно, или, как говорил Нельсон Рокфеллер, представлению о том, что задачей глобализации является полная чипизация общества.

- Как Вы думаете, мы дойдем до этого?

- Честно говоря, я в это не верю. Я все-таки верю, что душа есть, а душа не подлежит чипизации.

- Дай Бог, чтобы это было так. К сожалению, время нашей программы подходит к концу, я Вас благодарю за то, что выделили нам время, приехали в воскресный вечер к нам в студию. И в завершение, возможно, Вы хотите что-то добавить или пожелать нашим телезрителям…

- Только пожелания счастья, благополучия всем вашим телезрителям, поскольку мы сегодня можем произнести «Христос воскресе!» в надежде, что Он воскреснет в душе каждого!

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать