5 сентября. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди

5 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 1 - 12

1.Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3. итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;

9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

11. Больший из вас да будет вам слуга:

12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф. 23, 1-12)

 

Слова Спасителя обращены к книжникам и фарисеям и имели единственную цель – обличить ту религиозную практику, которая сложилась в иудейском обществе.

Под «Моисеевым седалищем» Господь подразумевает законоучительство во всех его аспектах, прежде всего в толковании закона, данного Богом избранному народу через пророка Моисея.

Фарисеи и книжники считали себя прямыми наследниками традиции понимания законоучительных истин веры. Бог дал закон Моисею, Моисей вручил его Иисусу Навину, Иисус Навин передал старейшинам, те – пророкам, а пророки – книжникам и фарисеям. Вот только весь закон в руках последних стал «бременем тяжелым и неудобоносимым». Тот закон, который должен был поддерживать веру в Бога, заменил ее тысячами правил и норм.

Не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжки и фарисеи. « Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» , - говорит Он.

Блаженный Феофилакт пишет: « Господь показывает то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители – люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее – Самого Бога».

Но в чем же проблема самих книжников и фарисеев? Почему они, зная весь закон, не стремятся его исполнять? Дело в том, что, обременив закон различными дополнениями, они сами сделали невозможным его полное исполнение. Что привело только к одному – религия книжников и фарисеев стала показной: «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» .

В книге Исход сказано: «И да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими» (Исх. 13,16). Для того чтобы исполнить эту заповедь, иудеи носили и еще носят при себе на молитве так называемые тефиллин, или филактерии , то есть хранилища . Это своего рода маленькие кожаные коробочки, одна из которых носится на запястье, а другая – на лбу. В эти коробочки полагались свитки пергамента с записанными на них цитатами из Священного Писания. Чтобы привлечь к себе внимание, фарисеи не только носили филактерии, но и делали их особенно большими, чтобы показать всем свое примерное послушание закону и примерную набожность.

Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи и книжники делали эти кисточки особенно большими – подчеркивая тем самым свою религиозность. Вот только, по едкому замечанию одного библеиста, эти кисти больше привлекали всеобщее внимание к тому, кто их носит, нежели напоминали о заповедях Божиих.

Книжники и фарисеи так же осуждаются Спасителем за то, что на общих пирах или в синагогах любили занимать особые места, где их было бы лучше видно, «и чтобы люди звали их: учитель! учитель!».

Фарисеи и книжки незаслуженно требовали к себе обращение «учитель» и «отец» и тем самым претендовали на уважение большее, чем уважение, которое должно оказывать родителям, и любили, чтобы их называли  « отец мой»,   как пророк Елисей назвал пророка Илию   (см. 4 Цар. 2,12).

Как мы видим, фарисеи и книжники стремились к одному – привлечению внимания к самим себе, заслоняя собой Бога. Для христианина это не приемлемо. Так как наша жизнь должна нести в себе тихую добродетель, исполненную любви и бескорыстия, быть очищенной от всякого тщеславия и превозношения, чтобы люди видя наши добрые дела, воздавали хвалу Отцу нашему Небесному.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать