Духовные размышления. «Иисусе, ума моего просветителю…»

14 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Кто из нас, дорогие друзья, не слышал с детских лет такого симпатичного, звучно произносимого слова «просвещение»? Министерство просвещения, издательство было такое – «Просвещение». «Учение свет, а неученье – тьма». Но мало кто знает, что это слово прямым образом соотносится с Господом Иисусом Христом, Который есть Свет истинный, и в этом Свете нет ни единого пятнышка тьмы.

Действительно, Священное Писание и Ветхого и Нового Завета называет Богочеловека Иисуса Христа Великим Светом, Который пришел на эту темную землю, чтобы просветить сидящих во тьме и сени смертной! Священное Писание даже называет Христа Солнцем Правды, а очи Господни, «стократ светлейшие Солнца» по утверждению царя Соломона, просвещают до последней глубины сердца каждого из нас! Все, добавляет апостол Павел, наго и обнажено в очах Его.

Итак, источник Света, просвещающего человека, грядущего в мир, это живой Бог – Господь Иисус Христос! Неудивительно, что в Акафисте Иисусу Сладчайшему мы находим такое замечательное обращение к Нему: «Иисусе, ума моего просветителю…» Иисус просвещает ментальные, интеллектуальные, рациональные способности человека. Мы, помнится, как-то уже говорили об этом, но сегодня я хочу осветить уже знакомую вам тему в ином аспекте. Светлость ума, светлое состояние ума – что это? Метафора? Художественный образ? Или нечто большее? Это то, что относится к духовному здоровью человека.

Давайте судить от противного. Бывает, что под воздействием страстей – гнева, похоти или гордости – человек впадает в помрачение, помраченное состояние ума. Психологи называют это аффективным состоянием, когда человек не способен смотреть на себя со стороны, когда он не дает отчета самому себе в собственных словах и действиях. В народе такого назовут припадочным или бесноватым. Такой человек «спускает полкана», выходит из себя, не понимает, что говорит, что творит, и оказывается, сами понимаете, ответственным вдвойне за разрушительные последствия своих действий. Вот почему задача каждого homo sapiens (человека разумного) – всегда сохранять светлое, спокойное устроение ума и сердца.

Но откуда же взять огоньку, когда окружающие нас люди сами подчас находятся в турбулентном, заведенном состоянии? Тем паче что подобное к подобному стремится – «с кем поведешься, от того и наберешься»! И часто бывает, что ты, находясь в мирном устроении, вдруг ни с того ни с сего начинаешь гневаться и раздражаться, если рядом с тобой человек брызжет слюной, как Саманта Пауэр на Виталия Ивановича Чуркина. Помните, наверное, эту сцену в Организации Объединенных Наций, когда нашему дипломату – постоянному представителю России в ООН – приходилось просто открещиваться от каких-то сумасшедших теток, зараженных американской амбициозностью. Но давайте не будем о политике, а вернемся к нашим нравственным размышлениям.

Ясность и светлость ума. Как обрести это состояние, столь нам необходимое? Каждый день таит в себе неожиданности – «что день грядущий нам готовит»? Это знает только Бог. А ведь худо, когда на корабле поднимается паника. Взрослый человек, ответственный за своих домочадцев, за ту сферу деятельности, в которую он вовлечен, согласитесь, напоминает хоть в некоторой степени капитана, стоящего на капитанском мостике. Однако если тот, кто поставлен править кораблем и держит руку на штурвале, неадекватен, если он помрачен, если его подводит вестибулярный аппарат, жди беды!

Возвратимся к нравственному состоянию христианина. Источник умственного света, Источник сердечного спокойствия, Тот, Кто помогает нам сохранять хладнокровие – свойство аристократа, Тот, Кто дарует нам способность в отчаянных обстоятельствах не отчаиваться, – это Господь и Бог наш Иисус Христос, сказавший о Себе: «Аз есмь свет!» И нас Спаситель именует сынами света, сынами Царствия, если мы верою принимаем от Него лучи Божественной энергии, которые освещают человеческий ум и успокаивают наше сердце.

Вы знаете, наверное, прекрасное русское присловье: «Без царя в голове!» Речь здесь идет только о монархических убеждениях русского народа? Или о чем-то более глубоком? Убежден, что здесь имеется в виду Царь царствующих и Господь господствующих – Иисус Христос, наш Спаситель. А когда Он нам соприсутствует? Когда мы в уме содержим Его святое имя, когда мы держим «Христа за пазухой» – иное прекрасное русское выражение. То есть умом и сердцем мы обращены к источнику мысленного света и призываем нашего Спасителя, пусть совершенно незаметно для окружающих: «Господи, Иисусе Христе (это обращение на славянском языке), Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешного!»

Всякий из нас, находясь ли в окружении людей, или сидя перед плазменным телевизором (ну, я этого не люблю!), или перед экраном компьютера, или занимаясь какими-то необходимыми трудами по дому (например, хозяйка, стоя у плиты, у конфорки в ожидании вечно голодных архаровцев, трех мальчишек, произведенных на свет Божий) – всякий может (при всем различии званий, состояний, положений, комплекса обязанностей), поддерживать свое сердце в мире, а ум – в ясности и светлости, призывая имя Иисуса Христа, которое является щитом и мечом для каждого подвижника веры – крещеного христианина.

Заметим, что постоянное молитвенное обращение к Спасителю меняет наши душевные силы, просвещает их и соединяет в едином «действовании»! Так что человек, привыкший прятать в своем сердце бисер Иисусовой молитвы, подобен воину, который, орудуя мечом, встречает во всеоружии противника и не дает застать себя врасплох. Постоянная молитва препятствует смущающим, а иногда, прямо скажем, обуревающим нас помыслам и чувствам атаковать, пленять и помрачать наше сознание.

Замечено, что, если вы радеете о том, чтобы в тайне сердца призывать Небесного Отца на всякое время, во всяком месте, Господь дает вам так называемое присутствие духа, и вы всегда будете в состоянии оценить свою собственную деятельность со стороны – прикинуть, почувствовать, чем наполнены сердца окружающих вас людей. Христианин в этом смысле должен избегать заполошности, спешки. Он не должен напоминать собою белку в колесе, которая, чем быстрее перебирает лапками, тем быстрее вращает это колесо, однако не продвигается ни на дюйм к намеченной ею – белочкой, этим пушистым зверьком, – цели.

Нет! Мы призваны все делать с толком, с чувством, с расстановкой. Если не хотим оказаться в смешном, а иногда и бедственном состоянии, то вспомним другие русские пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь! Слово не воробей, вылетит – не поймаешь! А поймает, так и вылетишь!» Вот почему в общении с людьми не в меру настойчивыми, наглыми, требовательными (а сейчас таких хоть отбавляй!) нужно уметь держать дистанцию вытянутой руки, не слишком поддаваться их импульсам и уметь против их словесной агрессии выставлять, так сказать, защитный блок: «Простите, я должен подумать!» Поспешишь – людей насмешишь, а заодно и нагрешишь!

Эта задача нуждается в дополнительном рассмотрении и исследовании. Не будем торопить события и тянуть кота за хвост. Так или иначе, но драгоценнейшее свойство человеческой души – рассудительность, жизненная мудрость есть отражение светлого ума, который сначала рассматривает все разнородные явления мира, предметы, проводит аналитику, то есть пытается понять, как они между собою связаны, расставляет приоритеты – иное к себе приближает, а иное отталкивает от себя, и, словно сталкер, прокладывает себе маршрут – тропу бескорыстной любви.

«Иисусе, просвещение ума моего!» Драгоценные слова, которые, я убежден, дадут сегодня вам, дорогие мои собеседники, пищу для дополнительного размышления после того, как мы расстанемся друг с другом, ко взаимному неудовольствию, на малое время.

 Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы