Духовные размышления. «Иисусе, Сыне Давидов…»

24 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Очень часто православные священники слышат такой вопрос: «Почему во Христа Искупителя уверовали лишь избранные представители еврейского народа?» Пусть лучшие из лучших, но их было так немного: Симеон Богоприимец, Анна Пророчица, Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы Марии, двенадцать апостолов (из них четыре евангелиста), те, кто присоединился к первенству Иерусалимской Церкви послом самих апостолов. Но ведь и доныне из потомков двенадцати колен израильских так много людей, которые почитают христианство едва ли не русской религией, отвращаются от Евангелия, сидят во тьме и тени смертной своих ложных представлений о богоугождении. На этот вопрос мы ответим, что Сам Христос называл своих последователей малым стадом.

С другой стороны, из Книги деяний апостольских мы узнаем, что сначала десятки, потом сотни, потом тысячи последователей примкнули к Церкви. Это были не только вчерашние язычники, но и иудеи. И апостол Павел в Послании к Римлянам свидетельствует, что отступление сынов Израиля от истины – временное. И при конце времен, перед Пришествием Господа Иисуса Христа, остаток Израиля – ожесточившегося в своей национальной гордыне, в чувстве собственной исключительности, в мечте посредством сребролюбия возгосподствовать над прочими народами – увидит в распятом и воскресшем Христе своего Мессию и войдет в лоно Соборной Апостольской Православной Церкви. Таково пророчество, которое всякий желающий может прочитать в последних главах послания святого апостола Павла к Римлянам.

Тот же проповедник Евангелия, говоря о называющих себя иудеями, свидетельствует, что при чтении пророческих писаний у них, в силу гордости и неприязни к прочим народам, особенно язычникам, уверовавшим во Христа, лежит на глазах какое-то темное покрывало. Они, называющие себя ныне иудеями, толкуют Священное Писание по букве, но не разумеют его духа. И едва лишь только сердце правоверного иудея чуть-чуть смирится и в нем появится теплота любви и милосердия к окружающим людям, как Бог, пришедший в этот мир за каждым из нас, проливший на кресте Свою драгоценную кровь – я разумею Богочеловека, Господа Иисуса Христа, истинного Мессию Израиля и Спасителя всего мира, – Бог найдет доступ к этому умягчившемуся человеческому сердцу и просветит его светом богопознания.

Обратимся сегодня к акафисту Иисусу Сладчайшему и найдем столь значимые для тех, кто называет себя иудеями, слова – «Иисусе, Сыне Давидов». Почему эти слова особенно важны для религиозного еврея? Потому что царь Давид, как прекрасно знает всякий осведомленный Священным Писанием Ветхого Завета, есть пращур Мессии. Мессия Израиля произошел именно от рода Давидова. И вот почему евангелист Матфей ставит для себя задачей читающему Писание иудею доказать, что Иисус из Назарета есть истинный потомок царя Давида. Раскроем святую Псалтирь и увидим, что все 150 псалмов испещрены свидетельствами о Христе Иисусе. Большинство псалмов в самом деле имеют мессианское значение, то есть содержат в себе пророчества о Господе нашем Иисусе Христе.

И у нас есть не только писание царя Давида, жившего за тысячу лет до рождения Спасителя от Марии Девы, но и книги великих пророков, например Исаии пророка, которого называют, и не случайно, ветхозаветным евангелистом. Итак, царь Давид как будто бы предстоял распятию Господа Иисуса. Читая в одном из псалмов стихи: «Пронзили руки и ноги мои и об одежде моей метали жребий», мы не можем не поражаться точности этого свидетельства о том, как именно Мессия будет страдать за род человеческий на кресте. Мы думали, что Он казним за Свои грехи, а Он, добавляет и восполняет царя Давида святой пророк Исаия, «страдал за наши грехи, Он понес на Себе наши беззакония, язвами Его, Мессии, мы исцелились». «Он был причтен к злодеям, – свидетельствует Исаия о двух разбойниках, распятых справа и слева от креста, – а потом положен в гробе богатого». Речь идет об Иосифе Аримафейском благообразном, благочестивом советнике, по просьбе которого Пилат разрешил снять тело Иисуса со креста и положить в новом гробе, принадлежавшем Иосифу, в пещере, в которой никогда дотоле не находился ни един мертвец.

Итак, Иисус есть истинный сын Давида. Именно с этими словами к Спасителю обращались, взывали слепцы близ города Иерихона. «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас», – кричал один из них, Вартимей, напрягая все свои душевные и телесные силы. И Спаситель не остался равнодушным к этому воззванию, но остановился и попросил подвести к Себе слепцов, и, сказав: «Вера ваша спасла вас», даровал им зрение.

«Иисусе, Сыне Давидов» – это истинное исповедание Господа Иисуса Христа Богом во плоти. Давид, великий царь Израиля, был своего рода иконой, образом Господа Иисуса Христа, хотя, конечно, как человек, он не был лишен недостатков, но какие-то качества и свойства его сердца иначе как христианскими назвать нельзя. В частности, кротость. Та самая кротость, о которой Спаситель свидетельствует в Своих «Блаженствах»: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Вы, конечно, знаете, а если не знаете, вам будет отрадно услышать, как гонимый жестокосердным Саулом, царем Израиля, юный белокурый голубоглазый Давид – а он был истинным представителем еврейского рода, и этнические качества Давида, между прочим, не слишком совпадают с теми признаками, которые мы видим у современных жителей Израиля, которые, по одной из концепций, относятся к хазарам и прямо не соотносятся с двенадцатью коленами Израиля, – гонимый Саулом, находясь в пустыне среди гор, зашел как-то в пещеру, где увидел своего преследователя безоружного. Давид держал в руке кинжал, и оруженосец Давида сказал: «Убей врага своего, ибо иначе он скоро убьет тебя». А покушения Саула умертвить невинного Давида были неисчислимы. Но тот ответил: «Как подниму я руку на помазанника Божия, ведь написано в законе: “Не прикасайтесь к помазанным моим”?» И просто незаметно отрезал край плаща Саулова, а потом, отойдя на известное расстояние, показал ему кусок ткани, говоря: «Саул, к тебе обращается блоха, – так он смиренно называл самого себя, – посмотри, я имел сейчас все возможности убить тебя, но не сделал этого, ибо ты поставлен Богом в цари Израилю». И Саул заплакал, потому что он в этот момент душевного просветления понял, что понапрасну гоняется за Давидом, не желающим царю ничего плохого. И прекратил преследование – опять, впрочем, через известное время, помрачившись гордостью, завистью и возобновив эти гонения.

Кротость Давида есть, несомненно, отображение Христовой добродетели в его душе. Почему один из псалмов начинается замечательными словами: «Помяни Господи, царя Давида, и всю кротость его». Наши благочестивые прабабушки, выросшие при царе-батюшке, в момент, когда к ним приступала раздражительность или в душе закипала неприязнь, всегда, осеняя себя крестом, произносили эти замечательные слова: «Помяни Господи, царя Давида, и всю кротость его» – то есть даруй нам кротость, спокойствие, доброжелательность царя Давида, чтобы наше сердце было милосердно, как его душа. И Бог всегда отзывается на эту молитву: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя».

В завершение нашего размышления обратимся мы ко Христу с молитвой о том, чтобы, много ли, мало ли, но все, называющие себя иудеями, увидели, что тщетно ожидаемый ими Мессия, принц сионской крови, уже приходил на землю, уже свершил дело спасения Израиля и всего человеческого рода, и поэтому через покаяние, веру и крещение они, потомки Авраама, Исаака и Иакова, обретают исполнение всех свои чаяний в лоне Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Аминь.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать