Духовные размышления. «Иисусе, спаси мя, недостойнаго…»

3 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

В чем отличительная особенность нашего времени, дорогие друзья? В том, что с малолетства мы приучены помышлять о наших так называемых правах. Сегодня уже в детских садах можно увидеть материалы о правах ребенка, которые он должен знать, исполнения которых должен требовать. Права, права, права, права...

От подобного воспитания и образования душа привыкает помышлять о своем горделивом достоинстве, все ей обязаны: и правые, и виноватые. Взрастив в себе дух потребительства, современный человек и ропщет, и негодует, и бунтует, он готов вцепиться в своего ближнего, чуть только права его будут ущемлены хотя бы в малой малости.

Вот почему так трудно складывается у некоторых семейная жизнь: ведь она требует жертвы, самоумаления, а мы лишь ждем от ближних совершенства, ибо имеем право на жизнь счастливую, гармоничную, материально обеспеченную, и горе тому, кто посмеет это наше право нарушить и каким-то образом на него покушается.

Нелегко, нелегко современнику дается жизнь во Христе. Потому что, раскрыв Священное Писание, мы узнаем не о правах наших, а об обязанностях. По существу, заповеди и раскрывают нам всю область богоугождения и служения ближним. «Иисусе, спаси мя, недостойного» – об этой молитве, взятой из Акафиста Иисусу Сладчайшему, мы сегодня и поговорим.

Как важно с детских лет не воображать себя пупом земли! Как спасительно ощущать свое недостоинство в час, когда мы встаем на молитву и устремляем наш духовный взор к Отцу Небесному; Он – Источник всех совершенств, Он – Бог Всесвятой, Вечный, Любящий, Благой, Праведный. А кто мы? Его согрешившие, немощные создания.

Ни луна, ни солнце, ни море, ни земля, ни цветы, ни птицы, ни рыбы не уклоняются, несмотря на свою лишенную разума природу, от предначертаний Божиих. И только мы, почтённые образом Господа нашего, только мы, существа мыслящие, различающие добро и зло, позволяем себе беззакония, преступаем вечный нравственный закон, производя в этом мире разрушение и смерть.

Лишь только посмотришь на прожитые годы и в свете Божественной правды и любви вынесешь себе нелицеприятный приговор, осудишь себя, повинишься пред лицом Господа, познаешь свое окаянство, греховность, неисправность, недостоинство, как почувствуешь на себе благоуветливый, милостивый взор Небесного Отца, Которому приятнее миловать, чем наказывать, Который простирает Свои руки со Креста, всех желая привлечь к Себе и в Своих объятьях очистить и возродить каждую кающуюся смиренную человеческую душу.

«Иисусе, спаси мя, недостойного», – учит нас Акафист никогда не возноситься умом (ай да Пушкин, ай да молодец!), никогда не приписывать себе удачу, не гордиться, если что-то из задуманного у нас получается. Вспомним в связи с этим слова Христа: «Даже если вы сотворили волю Господа своего, говорите внутри себя: “Мы рабы недостойные, сделали то, что должны были сотворить”».

И в самом деле, если человек не подает нищему милостыню, не общается с почтением и любовью с собственными родителями, не молится сердечно и внимательно – это вменяется ему в грех. И напротив, быть добротворцем, быть почтительным сыном, стяжать молитву, как второе дыхание, – это обязанность наша, это жизнь, согласная с законом Божиим, жизнь по естеству нашему.

Поэтому, когда мы делаем то, что должно, нам нужно не ублажать свою гордыньку, не тщеславиться понапрасну перед людьми, но благодарить Господа от всего сердца: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, что Ты даровал мне милость совершить то и это. Не нам, не нам, но имени Твоему дай славу». Между тем человеческое сердце настолько испорчено, настолько пропитано грехом, что тщеславие возникает в нем как бы самопроизвольно, само собой, наподобие сорняков и плевел, которые тотчас появятся среди грядки, если мы день-два ее не пропололи.

Вот почему молитва «Иисусе, спаси мя, недостойного» чрезвычайно важна для всех нас. Почему? В ней содержится спасительное самоукорение. Самоукорение – это и есть та тяпка, та мотыжка, с помощью которой мы пропалываем сердечную гряду и, вступая в противоборство с тщеславием, самоценом, самодовольством, очищаем сердце, чтобы Божия благодать не гнушалась обитать в нем.

Раскроем творения святых отцов и увидим, что они всегда заповедуют работать над двумя совершенствами, двумя добродетелями: внедряя их в сердце, мы никогда не должны уставать от нашего духовного упражнения. Первое – это молитва: «Иисусе Христе, помилуй меня! Иисусе Христе, помоги мне! Слава Тебе, Иисусе Христе, Сыне Божий!»

А второе делание – самоукорение, умение увидеть свой недостаток, обвинить себя, а не ближнего, не небо (сохрани нас Бог от этого). И таким образом внутренне успокоиться, только бы не валить с больной головы на здоровую. Стремление каяться в грехах есть стремление обрести ясный ум, мирное сердце, здоровую психику. Ведь не будем скрывать, что практически все психические болезни провоцируются гордыней, ощущением своего достоинства, так что весь мир оказывается у нас в должниках.

«Иисусе, спаси мя, недостойного». Священное Писание изобилует притчами Спасителя, в которых Он ублажает вот это чувство собственного недостоинства: «Ты, когда будешь позван на ужин, в гостях не выбирай место поближе к хозяину, но займи место последнее при входе. Потому что коль скоро думаешь о себе высоко, то всегда найдутся гости тебя светлейшие и знатнейшие, и со стыдом ты будешь принужден покинуть произвольно выбранное, но не заслуженное тобою место и окажешься последним. И напротив, когда хозяин, заметив твою скромность, пригласит тебя занять место рядом с собою, тогда тебя будут хвалить и ублажать как праведника».

«Унижающий себя будет вознесен», – свидетельствует нам Господь, поставляя в пример мытаря, который, в отличие от высокосердного фарисея, и глаз-то не мог возвести к Богу, но, потупив очи, лишь повторял: «Боже, милостив буди мне грешному и недостойному».

Скажем в заключение, что самоукорение не должно превращаться в самозагрызание, нельзя свою душу «загонять за Можай». Все, что не в меру, то от лукавого – учат нас святые отцы. Вот почему, смиряясь в прах и персть в очах Божиих, не будем отказывать себе в надежде на Господа, будем помнить, что мы – Его дети, на нас напечатлено имя Христово, за нас пролита Его драгоценная кровь. А значит, никогда нельзя произносить в душе: «А спасет ли меня Господь? Уж не слишком ли я грешен?..» Нет. «Господи, я слабее, грешнее многих и многих, но твердо и несомненно верую и уповаю, что Ты меня очистишь, помилуешь и спасешь. Слава Тебе!»

Как бы мы ни укоряли себя, как бы ни переживали собственное недостоинство, никогда, друзья, не будем отчаиваться в спасении, потому что Бог силен спасти нас, лишь бы мы сами этого желали, лишь бы мы верили в Его Божественную благость и исповедовали Его поистине неистощимую любовь.

«Иисусе, спаси мя, недостойного». Завершая наше полезное размышление о внутренней скромности и критической оценке самих себя, вспомним слова Иисуса Христа: «На кого воззрю: только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих». Скромность украшает, скромность самооценки привлекает на наше сердце благодать. Смирение есть большая половина спасения. Аминь.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать