Духовные размышления. «Радуйся, яко многотекущую источаеши реку…»

5 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Дорогие друзья, мы живем в такое время, когда многие молодые люди, еще не оперившиеся юнцы, посредством пропаганды и смешанной информации, которую они черпают из телевидения и других источников масс-медиа, усваивают крайне странные представления о жизни, выражающиеся буквально в двух словах: «все» и «сразу». «Хочу все знать, все понимать, все иметь». Им кажется, что жизнь – это груша, которую можно слопать моментально.

Сравните с такой философией скорохватства, большевизма от жизненной практики, экстремизма в бытовых установках психологию наших бабушек и дедушек, детей военного времени. Они приучены к лишениям, тяготам, суровому, созидательному труду на благо Родины, они отличались гораздо большей скромностью, чем их внуки и правнуки, в своей ежедневной, личной, бытовой жизни. Они шли к самостоятельному укладу с чувством, с толком, с расстановкой. Начинали с какой-то комнатенки в коммунальной квартире и радовались, что имели крышу над головой. Несколько семей умещались в одной кухоньке и по очереди на двух конфорках разогревали себе обед. Радовались, как дети, появлению стиральной машинки или телевизору «Рекорд» с маленьким экраном и огромной приставной частью-механизмом, благодаря которой на этом экранчике появлялось черно-белое изображение. Они шли по жизни созидая, строя, рожая детей, образовывая их, поднимая на ноги с умеренностью и аккуратностью, не мечтали о несбыточном, умели ценить малое, поэтому чувствовали вкус жизни. Хлеб им был сладок и свет мил.

Они были совершенно избавлены от упомянутого мною скорохватства, неумеренных аппетитов, жадности, хищничества, беспринципного потребительства, которое так невыгодно отражается на нравственности современных молодых людей, делая последних эгоистами. Теми, кто выбирает для себя иезуитский принцип: «Цель оправдывает дурные средства», отличается грубостью, незавидным искусством приносить окружающих людей в жертву своим прихотям.

Уметь довольствоваться малым, благодарить Господа Бога за то, что у тебя есть, и трижды – за то, чего у тебя нет, это великое искусство и замечательная нравственная культура, которая прививается душе христианством, богооткровенной религией, заповедями Господа Иисуса Христа, свидетельствующего, что Царство Небесное – все, что именуется довольством, радостью, счастьем, блаженством,– внутри нас есть. Оно не отождествляется с предметным миром, стремление обладать которым зачастую приводит человека к нравственному разложению, кораблекрушению, фиаско. Не случайно апостол Павел именует сребролюбие «матерью всех зол», называет его «идолопоклонством».

Сегодня мы обращаемся к Акафисту Богородицы, нашему излюбленному чтению. Мы встречаемся с вами, дорогие друзья, и размышляем над различными сторонами нашей жизни, беря в основу хотя бы малое слово, взятое из Акафиста. Обратим внимание на такое обращение к Богородице: «Радуйся, яко многотекущую источаеши реку…» Итак, в нашем сознании возникает образ полноводной, глубокой реки, светлые и прозрачные воды которой уходят в вечность. А истоком этой реки является Пречистая Дева Мария. Нетрудно уразуметь, что река в данном случае есть Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, Бог во плоти.

Вы помните, как Он возвещал некогда жителям Иерусалима: «У верующего в Меня из чрева (то есть из сердца) истекут потоки воды живой». Речь идет о благодати Святого Духа, божественной энергии, которой мы причащаемся, носителями которой мы становимся тотчас по принятии нами таинства Крещения и Миропомазания. Христианин по его высокому предназначению свыше есть сосуд божественной благодати, которая не прячется лишь в нем, но исходит через него в этот мир, соприкасается с сердцами окружающих людей, пронизывает его созидательную деятельность, вспомоществует во всех его трудах, цель которых – прославление имени Божиего, украшение этого мира, распространение в нем правды, добра и любви.

«Радуйся, яко многотекущую источаеши реку…» Итак, какую связь с этим акафистным обращением к Богородице имеет моя предыдущая мысль о скорохватстве молодых людей, о нетерпеливом, суетном желании мгновенно взять от жизни все? Такое желание совершенно несообразно подчас с молодостью, неоперенной, неискушенной, еще не заслужившей ничего, еще не имеющей никакого нравственного авторитета, так, чтобы общество было благодарно желторотому юнцу и радовалось возможности передать в его руки те или другие блага. Река всегда начинается с ручейка, как дружба начинается с улыбки. Есть прекрасный закон диалектики о количестве, которое переходит в качество. Все в этой жизни (в природе, во внешнем мире) происходит постепенно, от малого к большому, и накопление единиц мало-помалу выливается в нечто великое. Вот почему теория малых добрых дел самая что ни на есть актуальная и нужная, как для нравственной жизни, так и для жизни внешней.

Двигаться скачками, галопом по Европам – всегда ненадежно и чревато дурными последствиями. Вспомним пословицу: «Тише едешь – дальше будешь». Умеренность и аккуратность – очень хороший и несправедливо осуждаемый принцип жизни человека. Итак, из малых ручейков, из отдельных капель мало-помалу составляется поток, который в устье становится широким и полноводным. Мы, начиная нашу земную жизнь, оперяясь, выходя из отчего дома, должны быть довольны тем, что получили от родителей. Однако, трудясь целеустремленно, постепенно, не замахиваясь на головокружительные проекты, не соблазняясь кредитами (системой для дураков, которая в конце концов оставляет их без портков и ведет к крушению жизненных установок), скромный труженик, который понимает, что без Божией помощи он не может сотворить ничего истинно доброго, получает импульс, содействие Божественной благодати, которая ведет его, испытывает его добродетели и мало-помалу награждает тем, к чему он стремится, – достатком, обеспеченностью, и дает ему какую-то устойчивость.

Еще более это справедливо в жизни нравственной, духовной. Добродетель не груша, как вы слышали, и сразу ее не скушаешь. Скорохватство, жизнь с опережением, стремление за какой-то короткий срок самого себя исправить, стяжать, приобрести те нравственные качества, которые являются визитной карточкой христианина, похвальны только в том случае, если человек исповедует собственную слабость, немощь и успех во внутренней духовной жизни приписывает исключительно Богу. Не стремится захватить добродетели силком, но просит Создателя, дабы в известное Богу время мы наконец-то стали теми, кем должны быть.

Вот почему должно трудиться и никогда не унывать, если исправление не приходит так быстро, как бы нам хотелось. Но светлые Христовы добродетели: целомудрие, чистота помыслов, кротость (опытное безгневие), смирение как адекватное представление о своей собственной немощи, любовь как стремление служить людям, не отождествляя человека с его недостатками, – накапливаются постепенно. Из ручейка мало-помалу вырастает река, и мы будем просить Богородицу, чтобы Она научила нас этой скромности, мудрости и во внешней жизни, и в жизни духовной. Будем двигаться постепенно, мерно, без скачков, без запала. Дорогу осилит идущий.

 

Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать